Позиция Минфина: «нерезидентские» разницы — по году

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Декабрь, 2018/№ 49
Приказ Минфина от 14.11.18 г. № 887 «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по применению положений подпунктов 140.5.4, 140.5.6 пункта 140.5 статьи 140 Налогового кодекса Украины относительно определения налогового (отчетного) периода для корректировки финансового результата до налогообложения»

В утвержденной комментируемым приказом Обобщающей налоговой консультации (ОНК) Минфин указывает, что «нерезидентские» разницы: 30 %-ную (по п.п. 140.5.4 НКУ) и роялти-разницу (по п.п. 140.5.6 НКУ) рассчитывают и отражают в декларации по налогу на прибыль только по итогам года.

Приятно, наконец, услышать взвешенную позицию Минфина по «нерезидентским» разницам!

Напомним, речь идет об «увеличивающих» финрезультат корректировках по операциям с нерезидентами и, в частности, о:

30 % разнице при осуществлении покупок у «особых» нерезидентов — «из перечней» (Перечня «низконалоговых» стран, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1045, и Перечня организационно-правовых форм (ОПФ), утвержденного постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 480) — когда финрезультат нужно увеличить на 30 % стоимости товаров, необоротных активов, работ, услуг, купленных у таких «особых» нерезидентов (стр. 3.1.7 приложения РІ, п.п. 140.5.4 НКУ);

роялти-разнице при выплате роялти в пользу любых (!) нерезидентов, в том числе «низконалоговых» (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 26.09.18 г. № 4162/ІПК/26-15-12-03-11), — когда финрезультат нужно увеличить на сумму превышения (!) начисленных роялти над полученными, увеличенными на 4 % от «чистого дохода» за прошлый год (стр. 3.1.8 приложения РІ, п.п. 140.5.6 НКУ).

Правда, как в то же время оговорено этими подпунктами, такие разницы не рассчитывают, если:

• операции с нерезидентами попадают в контролируемые (тогда светят «трансфертные» корректировки по «трансфертной» ст. 39 НКУ);

• операции не попадают в контролируемые, однако сумму расходов по ним плательщик подтверждает по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» (по процедуре из «трансфертной» ст. 39 НКУ, но без предоставления отчета). Хотя если расходы в этом случае будут «слишком уж большие», финрезультат придется увеличить на сумму превышения расходов над ценой, определенной по принципу «вытянутой руки».

И тем не менее, даже несмотря на это, налоговики раньше в любом случае требовали считать такие разницы ежеквартально и только (!) по итогам года (если операции оказывались контролируемыми или неконтролируемыми, но с подтверждением расходов по принципу «вытянутой руки») соглашались с их неотражением в декларации за год (письма ГФСУ от 11.12.17 г. № 2924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 08.09.17 г. № 1878/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). С такой позицией нам было сложно согласиться.

К счастью, этой осенью налоговики изменили мнение и согласились с расчетом «нерезидентских» разниц только по итогам года в декларации за год (категория 102.13 ЗІР ГФСУ; письмо ГФСУ от 11.09.18 г. № 3934/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

И вот аналогичный вывод в сегодняшней ОНК озвучил и Минфин: поскольку стоимостные критерии «контролируемости» (ст. 39 НКУ) исчисляются за год, то определить, является операция контролируемой или нет, можно только по итогам года. А значит, только после подведения годовых итогов прояснится, как же считать такие разницы: как по контролируемым операциям или как по неконтролируемым (т. е. по правилам «трансфертной» ст. 39 НКУ или «нетрансфертных» пп. 140.5.4, 140.5.6 НКУ).

Таким образом: «нерезидентские» разницы получится рассчитать только в декларации за год. А вот в ежеквартальных декларациях (по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев) их рассчитывать не нужно. Поэтому теперь в этом вопросе можно поставить точку.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить