Совсем недавно (а точнее — с 03.12.17 г.) законодатели продлили до 01.01.23 г. и немного подкорректировали НДС-льготу для национальных фильмов из п. 12 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
Кроме того, до 01.01.23 г. они освободили от НДС операции по:
• поставке услуг по демонстрации, распространению и/или публичному оповещению национальных фильмов и иностранных фильмов, дублированных, озвученных на государственном языке (п. 131 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);
• ввозу в режиме импорта субъектами кинематографии товаров, входящих в состав национального кинематографического наследия, и товаров, предназначенных для использования в кинематографической деятельности, по кодам УКТ ВЭД 3706, 3920 73 10 00, 3923 40 10 00, 8525, 8529, 9002, 9007, 9010, 9405 (п. 61 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Однако если с товарами, на которые распространяется кинематографическая НДС-льгота, все более-менее понятно (их наименования можно уточнить в Законе Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 19.09.13 г. № 584-VII), то с услугами намного сложнее. Ведь НКУ не расшифровывает такие понятия, как «демонстрация», «распространение фильма», «публичное оповещение», «дублирование фильма», «озвучивание фильма» и т. д. А значит, остается до конца не ясным, какие именно «кинематографические» услуги подпадают под НДС-льготу.
В комментируемом письме фискалы попытались разрешить эту проблему.
Прежде всего, они указали на тот факт, что правовые основы деятельности в области кинематографии, а также основы государственной поддержки кинематографии в Украине определены:
• Законом Украины «О кинематографии» от 13.01.98 г. № 9/98-ВР (далее — Закон № 9/98);
• Законом Украины «О государственной поддержке кинематографии в Украине» от 23.03.17 г. № 1977-VIII (далее — Закон № 1977).
Поэтому именно на эти нормативно-правовые документы следует ориентироваться при определении перечня услуг, на которые распространяется НДС-льгота, установленная п. 12 и п. 131 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
А значит, по мнению налоговиков, в группу НДС-освобожденных услуг войдут:
• операции по поставке национальных фильмов, определенных Законом № 9/98, осуществляемые производителями, демонстраторами и распространителями национальных фильмов;
• операции по поставке работ и услуг по производству национальных фильмов;
• операции по поставке работ и услуг по изготовлению архивного комплекта исходных материалов национальных фильмов и фильмов, созданных на территории Украины;
• операции по поставке работ и услуг по тиражированию национальных фильмов и иностранных фильмов, дублированных, озвученных государственным языком на территории Украины;
• операции по поставке работ и услуг дублирования, озвучивания на государственном языке иностранных фильмов на территории Украины;
• операции по поставке работ и услуг по сохранению, восстановлению и реставрации национального кинематографического наследия;
• операции по поставке услуг по демонстрации, распространению и/или публичного оповещения национальных фильмов и иностранных фильмов, дублированных, озвученных государственным языком на территории Украины, демонстраторами, распространителями и/или организациями вещания (публичными оповещателями).
Аналогичное разъяснение можно найти и в категории 101.12 ЗІР ГФСУ.
Только хотим предупредить: контролеры считают, что плательщик НДС может использовать «киношную» НДС-льготу только с соблюдением требований, установленных нормами законов № 9/98 и № 1977.
Поэтому напоминаем о том, что государственная поддержка предоставляется субъектам кинематографии, которые внесены в Государственный реестр производителей, распространителей и демонстраторов фильмов и соответствуют одному из критериев, установленных в пп. 1 — 3 п. 1 ст. 8 Закона № 1977.
Таким образом, те плательщики НДС, которые не соответствуют указанным требованиям, не попадают и под НДС-освобождение.