Существует ли срок давности для «трудовых» штрафов: позиция Минсоцполитики

В избранном В избранное
Печать
Белевцова Людмила
Бухгалтерская неделя Февраль, 2018/№ 9
Письмо Минсоцполитики от 05.01.18 г. № 8/0/22-18/134

С 01.01.15 г. ст. 265 КЗоТ изложена в новой редакции. Именно этими изменениями и введена ответственность работодателя в виде финансовых санкций (штрафа в значительных размерах!) за нарушение трудового законодательства. Размеры штрафов* за нарушение законодательства о труде приведены в ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

* Подробную информацию о размерах штрафов за нарушение трудового законодательства для 2018 года вы найдете в статье «Штрафы за нарушение трудового законодательства: размеры для 2018 года» этого номера.

При этом в ч. 3 ст. 265 КЗоТ указано: штрафы, наложение которых предусмотрено ч. 2 ст. 265 КЗоТ, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ.

Выходит, что сроки применения административно-хозяйственных санкций, предусмотренные ст. 250 ХКУ (1 год со дня нарушения правил ведения хоздеятельности), не применяют к «трудовым» штрафам.

Более того, ст. 265 КЗоТ вообще не содержит положений об определении сроков давности для применения «трудовых» штрафов, приведенных в ней.

Из-за такого пробела в определении сроков давности для применения финансовых санкций по ст. 265 КЗоТ у нас возник вопрос, который мы адресовали Минсоцполитики: «предусмотрены ли сроки давности для применения финансовых санкций (штрафов) к работодателю за нарушение трудового законодательства, предусмотренных ч. 2 ст. 265 КЗоТ, которые были совершены начиная с 01.01.15 г. или были совершены раньше, но являются длящимися?».

Комментируемое письмо как раз и является ответом на этот запрос. В нем Минсоцполитики также констатирует, что ст. 265 КЗоТ не определены сроки давности для применения финансовых санкций.

Вместе с тем Минсоцполитики добавляет, что в случае определения сроков давности для применения «трудовых» штрафов необходимо применять общие сроки давности. А общими сроками давности, по мнению Министерства, являются те, которые прописаны в ст. 114 НКУ.

В соответствии с этой статьей предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам отвечают срокам давности для начисления налоговых обязательств (1095 дней или 3 года).

Внимание! По мнению Минсоцполитики, срок давности для применения финансовых санкций (штрафов) к работодателю за нарушение трудового законодательства, которое совершено после 01.01.15 г. или совершено раньше и является длящимся, составляет 1095 дней, или 3 года.

Заметим. Мы считаем, что позиция Минсоцполитики неоднозначна.

Во-первых, НКУ определяет ответственность за нарушение именно налогового законодательства (п. 1.1 НКУ). В нашем же случае идет речь о нарушении трудового законодательства.

Во-вторых, главным контролирующим органом в сфере трудовых отношений остается Гоструда, и главное слово — за ним.

По устным разъяснениям специалистов этого органа, законодательством не предусмотрены предельные сроки для наложения финансовых санкций на работодателя за нарушение трудового законодательства.

Поэтому мы направили запрос в Гоструда с просьбой разъяснить, существуют ли сроки давности для применения финансовых санкций за нарушение трудового законодательства и можно ли в таком случае применять сроки давности, определенные в ст. 114 НКУ.

Ожидаем ответа Гоструда!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить