04.06.2018

Фактические проверки: по месту расчетов — контроль, в налоговой — оформление

Письмо ГФСУ от 15.05.18 г. № 2148/6/99-99-14-05-01-15/ІПК

Пунктом 75.1 НКУ предусмотрено, что контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки. Порядку проведения последних посвящено комментируемое письмо. Налоговики рассмотрели вопросы:

1) проведения контрольных расчетных операций и ведения кассовых операций;

2) продления проведения фактических проверок фискалами в их служебных помещениях.

Относительно первого вопроса налоговики, в частности, отмечают:

• перед началом фактической проверки может быть проведена контрольная расчетная операция (п. 80.4 НКУ);

• контролирующие органы имеют право осуществлять контроль, в частности, за соблюдением законодательства по обороту наличности (кроме банков), порядку наличных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств) и применению РРО (пп. 20.1.10 и 20.1.11 НКУ);

• при этом НКУ не предусмотрено ограничений относительно времени проведения фактических проверок, а также контрольных расчетных операций.

Разъясняя второй вопрос, фискалы продолжают «педалировать» на предоставленные им права:

• получать от плательщиков справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей (п.п. 20.1.2 НКУ);

• получать от госорганов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, документы и материалы (п.п. 20.1.3 НКУ);

• истребовать и изучать во время проведения проверок первичные документы, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей (п.п. 20.1.6 НКУ).

При этом замечают, что:

• продолжительность проверок не должна превышать 10 суток (п. 82.3 НКУ);

• в течение периода проведения проверки можно предоставлять документы контролерам не только по месту проведения расчетов, но и в служебных помещениях органа ГФС.

В итоге приходят к выводу: по месту проведения расчетов проверяются вопросы порядка проведения расчетных операций, учета товаров, оборота наличности и тому подобное, а в служебных помещениях органа ГФС проводится рассмотрение и проработка полученных документов и оформление материалов проверки.

Таким образом, фискалы напомнили о своих правах, но, к сожалению, замолчали принципиальные моменты.

Напомним: фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ).

Акцентируем: по месту (!) деятельности.

Кроме того, фактическая проверка должна проводиться двумя и больше должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НКУ). То есть представитель субъекта хозяйствования должен присутствовать от начала и до конца фактической проверки.

По сути цель фактической проверки — выявить определенные факты и зафиксировать их в соответствующем документе. А если налоговики пришли на проверку, посмотрели на состояние расчетов с покупателями, а потом пошли в помещение ГФС на 10 дней оформлять результаты проверки (по-видимому, прихватив с собой представителя субъекта хозяйствования, чтобы не нарушать упомянутых выше требований п. 80.7 НКУ), то назвать такую проверку фактической язык не поворачивается.

Контролеры и словом не обмолвились о перечисленных в пп. 80.2.1 — 80.2.7 НКУ основаниях, при наличии которых (хотя бы одного из них) может проводиться фактическая проверка. Учитывая «внезапный» (без предупреждения) характер таких проверок (п. 80.1 НКУ), их законность крайне важна для плательщика. Тем более, учитывая «налогово-ориентированную» позицию суда*.

* См. комментарий к постановлению ВАСУ от 15.09.14 г. № К/800/55020/13 // «БН», 2014, № 48, с. 9.