Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 20. Права контролирующих органов

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Верховная Рада Украины

20.1. Контролирующие органы имеют право:

20.1.1. приглашать плательщиков налогов, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований другого законодательства, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются в порядке, установленном статьей 42 настоящего Кодекса, не позже чем за 10 календарных дней до дня приглашения заказными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается плательщик налогов (представитель плательщика налогов);

(изменения в статью 20 относительно новой редакции подпункта 20.1.1 пункта 20.1 не внесены. Порядок вступления в силу указанных изменений определен в абзаце втором пункта 1 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII)

20.1.2. для осуществления функций, определенных законом, получать бесплатно от плательщиков налогов, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, всех форм собственности в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах плательщиков налогов и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом;

20.1.3. получать бесплатно от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц, в том числе от органов, которые обеспечивают ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, документы и материалы;

20.1.4. проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки плательщиков налогов (кроме Национального банка Украины), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления;

20.1.5. получать бесплатно от плательщиков налогов, а также от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений справки в порядке, установленном Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и настоящим Кодексом, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — информацию об объеме и обращении средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов хозяйствования, информацию о договорах должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, который охраняется банком;

20.1.6. запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, которые используются в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

20.1.7. получать от плательщиков налогов, плательщиков единого взноса и предоставлять в пределах, предусмотренных законом, документы в электронном виде;

20.1.8. во время проведения проверок у плательщиков налогов — физических лиц, а также у должностных лиц плательщиков налогов — юридических лиц и плательщиков единого взноса проверять документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие должность должностных лиц и/или лиц, которые фактически осуществляют расчетные операции;

20.1.9. требовать во время проведения проверок от плательщиков налогов, которые проверяются, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности;

20.1.10. осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам регулирования обращения наличности (кроме банков), порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов, за соблюдением порядка приема наличности для последующего перевода (кроме приема наличности банками), за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств;

20.1.11. проводить контрольные расчетные операции до начала проверки плательщика налогов относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций. Товары, полученные служебными (должностными) лицами контролирующих органов во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату плательщику налогов в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей;

20.1.12. требовать во время проведения проверок от должностных или служебных лиц плательщика налогов привлечения полномочных лиц для совместного с работниками контролирующего органа снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления деятельности, которая проверяется;

20.1.13. доступа во время проведения проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан) и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), либо связаны с другими объектами налогообложения и/или могут быть источником погашения налогового долга;

20.1.14. в случае выявления нарушения требований налогового или другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, направлять плательщикам налогов письменные запросы относительно предоставления заверенных должным образом копий документов;

20.1.15. требовать при проведении проверок от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц — предпринимателей и физических лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, устранения выявленных нарушений законодательства;

20.1.16. пользоваться по служебным делам средствами связи, которые принадлежат плательщикам налогов, с их разрешения или разрешения должностных лиц таких плательщиков;

20.1.17. привлекать в случае необходимости специалистов, экспертов и переводчиков, применять во время выполнения налоговым управляющим полномочий, определенных настоящим Кодексом, фотосъемку и видеозапись;

20.1.18. определять в порядке, установленном настоящим Кодексом, суммы налоговых и денежных обязательств плательщиков налогов;

20.1.19. применять к плательщикам налогов предусмотренные законом финансовые (штрафные) санкции (штрафы) за нарушение налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины; взимать суммы недоимки по уплате единого взноса; взимать суммы просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) либо под государственные (местные) гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, определенном настоящим Кодексом и другими законами Украины;

20.1.20. получать бесплатно необходимые сведения для ведения Единого реестра налоговых накладных, Единого реестра акцизных накладных, формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов от плательщиков налогов, а также Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных из них налогов, сборов, платежей; от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, выдавать лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом, — о государственной регистрации и выдаче лицензий субъектам хозяйственной деятельности; от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц, — о гражданах, прибывших на проживание в соответствующий населенный пункт или выбывших из него; от органов государственной регистрации актов гражданского состояния — о физических лицах, которые умерли; информацию, необходимую для обеспечения регистрации и учета плательщиков налогов, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

20.1.21. получать бесплатно от органов статистики данные, необходимые для использования в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

20.1.22. получать от нотариусов по письменному запросу информацию о вступлении физического лица в права наследника с обязательным указанием полных данных о таком лице и данных об имуществе, полученном по праву наследования;

20.1.23. предоставлять в соответствии с законом информацию из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и Государственного реестра страхователей органам государственной власти, Пенсионному фонду Украины и органам фондов общеобязательного государственного социального страхования;

20.1.24. получать бесплатно от органов, которые обеспечивают ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, необходимую для осуществления полномочий контролирующих органов относительно обеспечения погашения налогового долга плательщика налогов. В случаях, предусмотренных законом, налоговый управляющий имеет право на непосредственный доступ к информации о должниках, которые содержатся в государственных базах данных и реестрах, в том числе электронных. Срок предоставления информационных справок этими органами на письменные запросы контролирующих органов не может превышать пяти рабочих дней со дня получения таких запросов;

20.1.25. принимать решение об изменении основного места учета и переводе крупных плательщиков налогов на учет в контролирующие органы, которые осуществляют налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов, снимать их с учета и переводить в другие контролирующие органы;

20.1.26. пользоваться информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами в соответствии с законом;

20.1.27. применять к финансовым учреждениям, которые не подали соответствующим контролирующим органам в установленный законом срок уведомления об открытии либо закрытии счетов плательщиков налогов или начали осуществление расходных операций по счету плательщика налогов до получения уведомления соответствующего контролирующего органа о постановке счета на учет у такого органа, финансовые (штрафные) санкции (штрафы) в установленном настоящим Кодексом размере;

20.1.28. взимать с банков и других финансовых учреждений пеню за несвоевременное выполнение ими решений суда и поручений плательщиков налогов об уплате налогов, сборов, платежей;

20.1.29. принимать решения о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о списании безнадежного налогового долга в порядке, предусмотренном законодательством;

20.1.30. обращаться в суд, в том числе подавать иски к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, относительно признания оспариваемых сделок недействительными и применения определенных законодательством мер, связанных с признанием сделок недействительными, а также относительно взыскания в доход государства средств, полученных по ничтожным договорам;

20.1.31. обращаться в суд относительно остановки расходных операций плательщика налогов на счетах такого плательщика налогов в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций по выдаче заработной платы и уплате налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств плательщика налогов, погашению налогового долга), в том числе при недопущении должностных лиц контролирующих органов к обследованию территорий и помещений;

20.1.32. обращаться в суд, если плательщик налогов препятствует выполнению налоговым управляющим полномочий, определенных настоящим Кодексом, относительно приостановления расходных операций на счетах плательщика налогов путем наложения ареста на ценные бумаги и/или денежные средства и другие ценности такого плательщика налогов, которые находятся в банке (кроме операций по выдаче заработной платы и уплате налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств плательщика налогов, погашению налогового долга), и обязательства такого плательщика налогов выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные настоящим Кодексом;

20.1.33. обращаться в суд относительно наложения ареста на средства и другие ценности, которые находятся в банке, плательщика налогов, имеющего налоговый долг, в случае если у такого плательщика налогов отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга;

20.1.34. обращаться в суд относительно взыскания денежных средств плательщика налогов, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, которые обслуживают такого плательщика налогов, на сумму налогового долга или его части;

20.1.35. обращаться в суд относительно взыскания с дебиторов плательщика налогов, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на контролирующий орган, в счет погашения налогового долга такого плательщика налогов;

20.1.351. обращаться в суд относительно обязательства плательщика налогов, который имеет налоговый долг, заключить договор относительно перевода права требования дебиторской задолженности этого плательщика на контролирующий орган;

20.1.36. обращаться в суд относительно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен;

20.1.37. обращаться в суд относительно прекращения юридического лица и прекращения физическим лицом — предпринимателем предпринимательской деятельности и/или о признании недействительными учредительных (учредительских) документов субъектов хозяйствования;

20.1.38. обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

20.1.39. обращаться в суд с заявлениями относительно возбуждения дел о банкротстве;

20.1.40. обращаться в суд относительно применения санкций, связанных с запретом организации и проведения азартных игр на территории Украины;

20.1.401. обращаться в суд относительно признания лиц связанными на основе фактов и обстоятельств, что одно лицо осуществляло фактический контроль за бизнес-решениями другого юридического лица и/или что то же физическое или юридическое лицо осуществляло фактический контроль за бизнес-решениями каждого юридического лица;

20.1.41. составлять относительно плательщиков налогов — физических лиц и должностных лиц плательщиков налогов — юридических лиц протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом;

20.1.42. проводить анализ и осуществлять управление рисками с целью определения форм и объемов налогового и таможенного контроля;

20.1.43. проводить в определенном законодательством порядке проверку показателей, связанных с определением объектов налогообложения и со своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплатой всех предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, выполнением законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

20.1.44. проводить проверку правильности и полноты определения финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;

20.1.45. осуществлять ежедневную обработку данных и информации электронного кабинета, необходимых для выполнения возложенных на них функций по администрированию налогового законодательства и законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, которая включает, в частности, принятие, обработку и анализ документов и данных плательщиков налогов, осуществление полномочий, предусмотренных законом, которые могут быть реализованы в электронной форме с помощью средств электронной связи;

20.1.46. осуществлять другие полномочия, предусмотренные законом.

20.2. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, принимает решение о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

20.3. Контролирующим органам запрещается требовать от плательщика налогов предоставления:

информации, которая была получена контролирующим органом ранее в установленном законом порядке, в том числе информации, которая содержится и обрабатывается в информационных базах, которые ведутся в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса;

документов, в которых содержатся сведения, внесенные в соответствующие информационные базы, которые ведутся в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса.

20.4. Руководитель контролирующего органа имеет право предоставлять должностным (служебным) лицам такого органа полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, законодательством по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, по согласованию с руководителем центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Руководитель центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеет право предоставлять должностным (служебным) лицам такого органа полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Кабинет Министров Украины может установить ограничения для предоставления руководителями контролирующих органов полномочий на выполнение определенных функций должностным (служебным) лицам такого органа.

Скачайте наше мобильное приложение iFactor