Победителей(и проигравших) не судят
тендера за отнесение на затраты
расходов на участие
в таком тендере
Учитываются ли в составе расходов при исчислении объекта налогообложения расходы на оформление документации для участия в конкурсных торгах (тендере) на закупку товаров, работ (услуг) за государственные средства?
В соответствии с п/п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса [Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Налоговый кодекс)] затраты — сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).
Согласно п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса затраты, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, состоят из расходов операционной деятельности, определяемых в соответствии с пунктами 138.4, 138.6–138.9, подпунктами 138.10.2–138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 данной статьи, и других расходов, определенных согласно п. 138.5, подпунктам 138.10.5, 138.10.6 п. 138.10, пунктам 138.11, 138.12 данной статьи, п. 140.1 ст. 140 и ст. 141 данного Кодекса, кроме расходов, определенных в п. 138.3 ст. 138 и в ст. 139 Кодекса.
Расходы операционной деятельности включают, в частности, себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п/п. 138.1.1 п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса).
В соответствии с п. 138.8 ст. 138 данного Кодекса себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг; к которым, в частности, относятся прочие прямые расходы.
При этом в состав прочих прямых расходов включаются все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект расходов (п. 138.9 ст. 138 Налогового кодекса).
Согласно п. 138.2 ст. 138 Кодекса расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II данного Кодекса.
Правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ, услуг за государственные денежные средства определены Законом [Украины от 01.06.2010 г. № 2289-VI «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон] № 2289[)].
В соответствии со ст. 12 данного Закона закупка осуществляется путем применения одной из следующих процедур: открытые торги; двуступенчатые торги; запрос ценовых предложений; предварительная квалификация участников; закупка у одного участника.
Следовательно, плательщик налога может учесть в составе затрат расходы на оформление заявления об участии в тендере (конкурсе), копирование учредительных документов, аудиторские заключения и удостоверение их у нотариуса, комиссии и проценты по гарантиям банка и т. п. В состав расходов также включается сумма денежных средств, связанная с участием в конкурсных торгах (тендере) на закупку товаров, работ (услуг) за государственные средства, при условии что указанные расходы надлежащим образом будут подтверждаться документально и соответствовать предмету договора хозяйственной деятельности плательщика налога.
Материал подготовлен С. Тимощук,
начальником отдела рассмотрения обращений
Управления администрирования налога
на прибыль и налоговых платежей
Департамента налогообложения
юридических лиц ГНС Украины,
Э. Кожевниковой и Г. Колесник,
главными государственными
налоговыми ревизорами-инспекторами
«Вестник налоговой службы Украины» № 11/2012
От редакции
По нашему мнению, расходы на участие в тендере относятся к расходам на сбыт.
Заметим, что в данном случае речь не идет о включении в затраты расходов только в случае выигранных тендеров, и это справедливо. Критику же избирательного подхода — см. в «Бухгалтере» № 23’2012 на с. 44–45.