Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах упрощенной системы налогообложения

Редакция БР
Письмо от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216

День перед Рождеством

стал днем обретЕНия ясности:

единоналожная (и НДСная) солянка от ГНСУ

Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216є

О некоторых вопросах упрощенной
системы налогообложения

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение <...> относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по изложенным вопросам в пределах компетенции сообщает.

1. В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 раздела II Закона Украины от 4 ноября 2011 года № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности»* (далее — Закон № 4014) субъекты хозяйствования, которые были плательщиками единого налога в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» или фиксированного налога в соответствии с разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан», а также юридические и физические лица — предприниматели, которые были плательщиками других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Украины, и приняли решение с 1 января 2012 года перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с нормами данного Закона и соответствуют требованиям статьи 291 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), подают соответствующее заявление не позднее 25 января 2012 года.

* См. «Бухгалтер» № 45’2011, с. 8–25, а также с. 26–29 и с. 42–47.— Ред.

В случае подачи заявления на применение упрощенной системы налогообложения по утвержденной в соответствии с Законом № 4014 форме за 15 календарных дней до начала следующего года не следует повторно подавать заявление.**

** Интересно, у кого получилось до 16 декабря подать заявление по еще не существующей новой форме?— Ред.

2. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца.

Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Начисление авансовых взносов для вышеуказанных плательщиков осуществляется органами государственной налоговой службы на основании заявлений таких плательщиков.

Плательщики единого налога третьей группы уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.

От редакции

По поводу отчетности, представляемой плательщиками ЕН, и порядка уплаты ЕН — см. «Бухгалтер» № 5’2012, с. 50, и с. 44–45 настоящего выпуска.

 

3. Согласно подпункту «г» подпункта 4 пунк­та 293.8 статьи 293 Кодекса ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп в размере 3 процента, может быть избрана плательщиком единого налога, применяющим ставку единого налога в размере 5 процентов, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V данного Кодекса***, и регистрации такого плательщика единого налога в качестве плательщика НДС в порядке, установленном разделом V данного Кодекса, путем подачи заявления относительно изменения ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. То есть плательщики единого налога, применяющие ставку 5 процентов, при превышении совокупных объемов поставки услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев300 тыс. грн обязательной регистрации в качестве плательщика НДС не подлежат.

*** То есть 300 000 грн.— Ред.

Пунктом 183.4 статьи 183 Кодекса определено, что в случае изменения ставки единого налога в соответствии с подпунктом «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 регистрационное заявление подается в срок, определенный пунктом 183.2 статьи 183 Кодекса.

Плательщики единого налога третьей и четвертой групп, применяющие ставку 5 процентов и осуществляющие исключительно поставку услуг плательщикам налога на добавленную стоимость, объемы которых за последние 12 календарных месяцев совокупно превышают 300 тыс. грн, могут по собственному желанию зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и осуществить переход на ставку единого налога в размере 3 процентов с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором объемы поставки услуг плательщикам НДС превысили 300 тыс. гривень.*

* Здесь авторы письма допустили неточность. В п/п. 2 п/п. 4 п. 293.8 речь идет о квартале, следующем за регистрацией такого превысившего 300 тыс. субъекта в качестве плательщика НДС. То есть если плательщик не получит НДСное свидетельство до конца квартала, то ставка ЕН 3% ему в следующем квартале не светит.— Ред.

В соответствии с пунктом 183.1 статьи 183 Кодекса любое лицо, подлежащее обязательной регистрации или принявшее решение о добровольной регистрации в качестве плательщика налога, подает в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление.**

** Срок подачи такого заявления, естественно, не установлен, но — см. выше сноску «*»!— Ред.

Подпунктом 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса определено, что для целей обложения налогом на добавленную стоимость по разделу V Кодекса под определение «лицо» подпадают, в частности:

субъект хозяйствования юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций (кроме юридических лиц, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость, и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса);

физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, которая относится согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц — предпринимателей, определенных в подпунктах 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 Коде­кса, и физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которые осуществляют поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость, и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса), и/или ввозящее товары на таможенную территорию Украины.

Следовательно, плательщики единого налога третьей или четвертой группы могут быть плательщиками НДС при условии, что они соответствуют требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 или пунктом 182.1 статьи 182 Кодекса, и применяют ставку единого налога в размере 3 процентов.

От редакции

Налоговики снова подтвердили, что плательщики ЕН по ставке 5% в случае превышения объема поставки работ/услуг плательщикам НДС над суммой 300 тыс. грн регистрируются в качестве плательщиков НДС только добровольно (см. также консультацию из ЕБНЗ в «Бухгалтере» № 1–2’2012 на с. 45 и письмо ГНСУ от 26.12.2011 г. № 8362/6/15-2316 в № 5’2012 на с. 14–15).

По поводу возможности плательщиков ЕН зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и избрать ставку 3% с 01.01.2012 г. — см. также письмо ГНСУ на с. 14–15 настоящего выпуска.

 

4. В соответствии с подпунктом 291.5.2 пунк­та 291.5 статьи 291 Кодекса не могут быть плательщиками единого налога физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере аудита.

Согласно статье 3 Закона Украины от 22 апреля 1993 года № 3125-XII «Об аудиторской деятельности», с изменениями и дополнениями, аудит — это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью выражения независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования) согласно требованиям пользователей.

При этом статьей 1 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями, определено, что бухгалтерский учет — это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Учитывая то, что деятельность в сфере бухгалтерского учета и деятельность в сфере аудита по своей сути являются разными видами деятельности, физические лица — предприниматели, предоставляющие исключительно бухгалтерские услуги, имеют право находиться на упрощенной системе налогообложения и быть плательщиками единого налога.

От редакции

Итак, в ГНСУ не против регистрации в качестве единоналожников физлиц, предоставляющих бухгалтерские услуги и не занимающихся аудитом.

По данной проблеме — см. также «Бухгалтер» № 3’2012, с. 46–47.

 

5. В соответствии с пунктом 1 приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457 «Об утверждении и отмене национальных классификаторов» с 1 января 2012 года вступает в силу национальный классификатор Украины ДК 009:2010 «Классификация экономических видов деятельности» (далее — ДК 009:2010). С целью постепенного перехода на ДК 009:2010 в течение 2012 года будет действовать ДК 009:2005.

Государственной службой статистики Украины 29 ноября 2011 года было проведено совместное совещание, участниками которого были Государственная регистрационная служба Украины, Государственная налоговая служба Украины и другие центральные органы исполнительной власти. Целью совещания была выработка плана совместных действий относительно обеспечения постепенного в течение всего 2012 года введения в действие ДК 009:2010.

От редакции

По поводу введения в действие нового классификатора ДК 009:2010 см. также письма ГНСУ от 30.12.2011 г. № 10974/7/18-3017 в «Бухгалтере» № 4’2012 на с. 32 и совместное письмо Госрегистрационной службы, ГНСУ, Госслужбы статистики и правления ПФУ от 24.01.2012 г. № 72-7-25-12, № 1006/5/17-1216, № 14/4-12/47, № 1670/05-10 на с. 30–31 настоящего выпуска.

 

6. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по отдельным налогам и сборам, в частности земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 287.7 статьи 287 Кодекса в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанными в пунктах 276.1, 276.4 статьи 276 Кодекса, налог за площади, которые предоставляются в аренду, исчи­сляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей).

Собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бю­джет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории c даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (пункт 287.8 статьи 287 Кодекса).

7. В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (далее — Закон) определено, что субъектами малого предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться:

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

упрощенная форма бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности устанавливается Кодексом.

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства определяется Министерством финансов Украины.

Согласно пункту 292.1 статьи 292 главы 1 раздела XIV Кодекса в редакции Закона № 4014 указано, что доходом плательщика единого налога является:

для физического лица — предпринимателядоход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 статьи 292 Кодекса. При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности.

В соответствии с подпунктом 296.1 статьи 296 Кодекса плательщики единого налога, избравшие I, II и III группу, ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1–296.1.3 статьи 296 Кодекса, путем ежедневного отражения полученных доходов по итогам рабочего дня в книге учета доходов. Форма книги учета доходов и порядок ведения утверждены приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2011 г. № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядке их ведения»* (далее — Порядок), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27.12.2011 г. за № 1534/20272.

* См. «Бухгалтер» № 3’2012, с. 22–26.— Ред.

Плательщики единого налога третьей группы, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут учет доходов и расходов.

В соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 статьи 44 Кодекса, а также документов, связанных с исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее чем 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

От редакции

О том, как правильно вести учет доходов (расходов) плательщикам ЕН физическим лицам,— см. «Бухгалтер» № 5’2012, с. 47–50.

 

8. Позиция ГНС Украины относительно аннулирования регистрации лица в качестве плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса изложена в письме ГНА Украины от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417.

Так, при аннулировании регистрации лица в качестве плательщика НДС на основании, определенном подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует учитывать, что такое лицо должно быть зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика НДС.

Например, если аннулирование регистрации лица в качестве плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированного в январе 2011 года, происходит в июле 2011 года, то учет соответствующих объемов поставки товаров/услуг такого плательщика налога на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость должен осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, то есть с июля 2010 года по июнь 2011 года.

Позиция ГНС Украины относительно поднятого вопроса является такой, что аннулирование регистрации лица в качестве плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса должно осуществляться с учетом требований, определенных в пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса.

То есть аннулирование регистрации лица в качестве плательщика НДС (зарегистрированного по своему добровольному решению) в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса происходит в случае, если объем поставки товаров/услуг такого лица за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн и другим плательщикам НДС за указанный период** совокупно составляет менее 50 процентов общего объема поставки товаров/услуг.

** Подчеркнутых слов, делающих текст слегка бессмысленным, в п/п. 184.1«и», разумеется, нет.— Ред.

От редакции

Выходит, что налоговики не собираются осуществлять аннулирование НДС-регистрации на основании абз. «и» п/п. 184.1 НКУ, если лицо достигло 300-тысячного оборота.

Такое лицо автоматически становится лицом, которое обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС на основании п. 181.1 НКУ, и аннулирование НДС-регистрации в данном случае теряет смысл.

Ну а мы приходили к аналогичному выводу еще в «Бухгалтере» № 3’2011 на с. 38.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше