Темы статей
Выбрать темы

Обобщающая налоговая консультация об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав затрат

Редакция БР
Приказ от 15.02.2012 г. № 123

— Тут у одного мерцхандисинг...
— Мурррчайдансинг, деревня!

Утверждена приказом ГНС Украины
от 15.02.2012 г. № 123
*

Обобщающая налоговая консультация
об отнесении расходов
на оплату маркетинговых
и рекламных услуг в состав затрат

В соответствии с п/п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) затраты — это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для проведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его исключения или распределения собственником).

Пунктом 138.2 ст. 138 Кодекса определено, что расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Абзацем г) п/п. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Коде­кса предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения, включаются расходы на сбыт, в частности расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.

В случае если маркетинговые и рекламные услуги приобретаются у нерезидента, расходы на такие услуги учитываются при определении налоговых обязательств с учетом ограничений, установленных п/п. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Кодекса.**

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О рекламе» реклама — информация о лице или товаре, распространенная в какой-либо форме и каким-либо способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара. Указанный Закон разделяет рекламу на внутреннюю, внешнюю, на транспорте, определяет мероприятия рекламного характера, специальные выставочные мероприятия.

Согласно п/п. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Кодекса маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налогов в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности такого плательщика налогов.

К маркетинговым услугам относятся в том числе услуги по размещению продукции плательщика налога в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесению продукции (работ, услуг) плательщика налога в информационные базы продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции (работе, услугах).

Мерчандайзинг (англ. merchandising происходит от английского merchandise — товары, содействие продаже какого-либо товара) — один из видов маркетинга, который способствует интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала,— удачное размещение товаров в торговом зале, оригинальное оформление прилавков и витрин, организация презентаций с раздачей сувениров, предоставлением скидок и льгот.

Рекламные и маркетинговые услуги могут, в частности, оплачиваться и предоставляться по инициативе собственника торговой марки, производителя продукции, дистрибьютора торговой сети. При этом расходы на маркетинговые и рекламные услуги несет непосредственно заказчик этих услуг.

Методом продвижения товаров поставщика на рынке является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, приобретающих товары у поставщика и осуществляющих их сбыт (дистрибьюторы)).

Такие выплаты являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности. Достижение таких показателей обоснованно способствует оживлению сбыта товаров поставщика, стимулирует продвижение товаров в каналах дистрибуции. Такие мотивационные выплаты включаются в расходы на сбыт.

Мотивационные выплаты могут включать следу­ющее: премия (бонус) за досрочную уплату дебиторской задолженности, за выполнение плана закупок товаров поставщика, за точность закупочных прогнозов, за соблюдение определенного ассортимента товаров при закупке.

Поскольку мотивационные выплаты направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), такие расходы могут быть отнесены к маркетинговым услугам.

Вопрос: включаются ли [в затраты] расходы, понесенные на оплату рекламных, маркетинговых услуг и мотивационных выплат в пользу дистрибьюторов или розничных торговцев?

Ответ: если в договоре поставки или в договоре комиссии между производителем (импортером) или собственником торговой марки и продавцом (дистрибьютором или розничным торговцем) предусмотрена оплата рекламных, маркетинговых услуг, в том числе мотивационных выплат, в состав расходов производителя (импортера) или собственника торговой марки, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, включаются расходы, понесенные производителем (импортером) или собственником торговой марки на оплату таких услуг и выплат в пользу дистрибьюторов или розничных торговцев, с учетом ограничений, установленных п/п. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Кодекса.

Для учета расходов на рекламные и маркетинговые услуги, в том числе мотивационные выплаты при исчислении объекта налогообложения, необходимы доказательство непосредственной связи таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налогов и подтверждение первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Заместитель начальника управления администрирования
 налога на прибыль и налоговых платежей
 Департамента налогообложения юридических лиц
А. Задорожный

От редакции

Позитивное отношение к рекламе, маркетингу и мерчандайзингу ГНСУ демонстрировала и раньше (см. по этому поводу письмо тогда еще ГНАУ от 08.09.2011 г. № 16504/6/15-1415 в «Бухгалтере» № 44’2011 на с. 14–15).

На подобную тему — см. также хорошее решение Верховного Суда Украины от 24.10.2011 г. на с. 18–19 настоящего выпуска.

 

* Приказ ГНСУ от 15.02.2012 г. № 123 вступает в силу со дня обнародования. Опубликован в «Урядовому кур’єрі» № 34 от 22.02.2012 г.— Ред.

** Не более 4% дохода от реализации за прошлый год. Кроме того, затраты не разрешены при приобретении таких услуг с оплатой нерезиденту, име­ющему офшорный статус.— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше