Оставь надежду всяк сюда ввозящий
и отсюда вывозящий
Утверждена приказом Государственной
налоговой службы Украины от 06.07.2012 г. № 610
Обобщающая налоговая консультация
относительно порядка обложения
налогом на добавленную стоимость
транспортно-экспедиторской деятельности
В соответствии с Законом Украины от 01.07.2004 № 1955-IV «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее — Закон № 1955-IV) транспортно-экспедиторская деятельность определена, как предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов.
Экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования.
Клиент — потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать либо обеспечить исполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору.
Перевозчик — юридическое или физическое лицо, принявшее на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком.
Участники транспортно-экспедиторской деятельности — клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.
Транспортно-экспедиторские услуги предоставляются клиенту при экспорте из Украины, импорте в Украину, транзите по территории Украины или другим государствам, внутренних перевозках по территории Украины.
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее исполнение договора транспортного экспедирования.
В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к исполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), которые уплачиваются при исполнении договора транспортного экспедирования.
Факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь следования груза от пункта его отправления к пункту его назначения.
При этом в соответствии со статьей 4 Закона № 1955-IV экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т. п., которые являются резидентами или нерезидентами Украины.
Определение места поставки
транспортно-экспедиторских услуг
Подпунктом «ж» п. 186.3 ст. 186 Кодекса определено, что местом поставки транспортно-экспедиторских услуг считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта хозяйствования или — в случае отсутствия такового места — место постоянного или преимущественного его проживания.
Таким образом, если транспортно-экспедиторские услуги предоставляются заказчику-резиденту, то такие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях по основной ставке (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).
Если услуги предоставляются заказчику-нерезиденту, то операции по поставке таких услуг не подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Определение места поставки услуг по перевозке
Пунктом 186.4 статьи 186 Кодекса определено, что местом поставки услуг (в том числе и услуг по перевозке грузов) является место регистрации поставщика.
Таким образом, если услуги по перевозке предоставляются перевозчиком (резидентом), то такие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (независимо от того, заказчику-резиденту или заказчику-нерезиденту предоставляются такие услуги).
Если услуги перевозки предоставляются перевозчиком (нерезидентом), не имеющим постоянного представительства на таможенной территории Украины, то операции по поставке таких услуг не подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость (независимо от того, заказчику-резиденту или заказчику-нерезиденту предо-ставляются такие услуги).
Определение места поставки услуг,
являющихся вспомогательными
в транспортной деятельности: погрузка,
разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров
и другие аналогичные виды услуг
Подпунктом «а» подпункта 186.2.1 пункта 186.2 статьи 186 Кодекса определено, что местом поставки услуг, являющихся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузки, разгрузки, перегрузки, складской обработки товаров и других аналогичных видов услуг — является место фактической поставки услуг.
Таким образом, если услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг — предоставляются на территории Украины, то данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях по основной ставке (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).
Если услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг — предоставляются за пределами таможенной территории Украины, то данные услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставляются такие услуги).
І. Порядок налогообложения транспортно-экспедиторской деятельности
при условии, что транспортно-экспедиторские услуги предоставляются
в рамках исполнения договоров перевозки грузов
по таможенной территории Украины
С учетом требований подпункта «б» пункта 185.1 статьи 185 и подпункта «ж» пункта 186.3 статьи 186 Кодекса, в случае если заказчик перевозки грузов по таможенной территории Украины является резидентом Украины, транспортно-экспедиторские услуги, которые предоставляются экспедитором (независимо от того, резидентом или нерезидентом), являются объектом обложения НДС и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях по основной ставке.
В случае если заказчик перевозки грузов по таможенной территории Украины является нерезидентом Украины (не имеющим постоянного представительства на таможенной территории Украины), то транспортно-экспедиторские услуги, которые предоставляются экспедитором (независимо от того, резидентом или нерезидентом) не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) исполнить или организовать исполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями и т. п., поэтому экспедитор является поверенным, а договор транспортного экспедирования является договором поручения.
В соответствии с пунктом 189.4 статьи 189 Кодекса базой налогообложения для товаров/услуг, которые передаются/получаются в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, доверительного управления, является стоимость поставки этих товаров, определенная в порядке, установленном статьей 188 данного Кодекса.
Дата увеличения налоговых обязательств и налогового кредита плательщиков налога, осуществляющих поставку/получение товаров/услуг в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров и без права собственности на такие товары/услуги, определяется по правилам, установленным статьями 187 и 198 данного Кодекса.
Вопрос 1
Как определяется база обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг?
Ответ
Базой обложения НДС у экспедитора являются стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг по перевозке, при условии что перевозчик является плательщиком НДС. Если перевозчик не является плательщиком НДС, то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику.
Вопрос 2
На какую дату у экспедитора возникают налоговые обязательства по НДС при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг, которые предоставляются в рамках исполнения договоров перевозки грузов по таможенной территории Украины?
Ответ
При получении средств от заказчика или по дате оформления документов, подтверждающих факт осуществления перевозки для заказчика, в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше, у экспедитора возникает налоговое обязательство по НДС на сумму перевозки и на сумму предоставленных такому заказчику экспедиторских услуг (данное правило действует и в случае, когда экспедитор сам предоставляет услуги по перевозке, и в случае, когда экспедитор привлекает перевозчика — плательщика НДС). Экспедитор на дату возникновения налоговых обязательств выписывает налоговую накладную заказчику перевозки, в которой отдельными строками отражает стоимость экспедиторских услуг и стоимость услуг по перевозке.
Вопрос 3
Как определяется база обложения НДС у перевозчика и других участников транспортно-экспедиторской деятельности, предоставляющих услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности: погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и другие аналогичные виды услуг?
Ответ
Базой обложения НДС для перевозчика является договорная стоимость услуг перевозки, для других участников перевозки — договорная стоимость вспомогательных в транспортной деятельности услуг.
Вопрос 4
На какую дату у перевозчика и других участников транспортно-экспедиторской деятельности, предоставляющих услуги, являющиеся вспомогательными в транспортной деятельности, возникают налоговые обязательства по НДС при предоставлении услуг, являющихся вспомогательными в транспортной деятельности?
Ответ
При получении средств от экспедитора или по дате оформления документов, подтверждающих факт предоставления услуг, являющихся вспомогательными в транспортной деятельности, в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше, перевозчик (другой участник транспортно-экспедиторской деятельности) начисляет налоговые обязательства по НДС: для перевозчика — исходя из договорной стоимости услуг перевозки, для других участников перевозки — исходя из договорной стоимости вспомогательных в транспортной деятельности услуг — и выписывает налоговую накладную, которую предоставляет экспедитору.
При этом по полученной налоговой накладной от перевозчика экспедитор имеет право на формирование налогового кредита.
Вопрос 5
Каков порядок налогообложения транспортно-экспедиторских услуг, услуг перевозки или других вспомогательных в транспортной деятельности услуг, которые предоставляются нерезидентами Украины?
Ответ
В случае предоставления транспортно-экспедиторских услуг, услуг перевозки или других вспомогательных в транспортной деятельности услуг нерезидентами Украины необходимо учитывать правила налогообложения, установленные статьей 208 Кодекса.
Так, статьей 208 Кодекса определено, что при получении услуг на таможенной территории Украины от нерезидента их получатель должен начислить НДС по основной ставке на базу налогообложения, определенную согласно пункту 190.2 статьи 190 Кодекса. Сумма начисленного НДС включается в состав налоговых обязательств налоговой декларации по НДС за соответствующий отчетный период.
При этом получатель услуг — плательщик НДС в порядке, определенном статьей 201 Кодекса, составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им налога, которая является основанием для отнесения сумм НДС в налоговый кредит в установленном порядке. Если получатель услуг не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то налоговая накладная не выписывается. Форма расчета налоговых обязательств такого получателя услуг утверждена в виде приложения к налоговой декларации по НДС.
II. Порядок налогообложения транспортно-экспедиторской деятельности
при условии, что транспортно-экспедиторские услуги предоставляются
в рамках договоров международной перевозки грузов
В соответствии с абзацем «а» подпункта 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса операции по международной перевозке пассажиров и багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом облагаются налогом по нулевой ставке.
При этом международной перевозкой считается перевозка, которая осуществляется по единому международному перевозочному документу.
В соответствии со статьей 9 Закона № 1955-IV факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь следования груза от пункта его отправления до пункта его назначения.
Такими документами могут быть:
— авиационная грузовая накладная (Air Waybill);
— международная автомобильная накладная (CMR);
— накладная СМГС (накладная УМВС);
— коносамент (Bill of Lading);
— накладная ЦИМ (CIM);
— грузовая ведомость (Cargo Manifest);
— другие документы, определенные законами Украины.
Под единым международным перевозочным документом имеются в виду документы, составленные на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта.
Законодательством не предусмотрено оформление международной перевозки разными документами, в зависимости от отрезка маршрута.
Вопрос 6
Нулевая ставка НДС при международной перевозке грузов применяется ко всему маршруту перевозки или только к отрезку маршрута в пределах таможенной территории Украины?
Ответ
Нулевая ставка НДС , определенная подпунк-том 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса, применяется к операциям по поставке услуг по международной перевозке грузов по всему маршруту перевозки грузов в целом, без деления его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины, при условии что такая перевозка осуществляется по единому международному перевозочному документу.
Вопрос 7
Кто имеет право на применение нулевой ставки НДС, определенной абзацем «а» подпункта 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса, в случае если международная перевозка грузов осуществляется непосредственно самим экспедитором без привлечения других участников транспортно-экспедиторской деятельности?
Ответ
В случае осуществления международной перевозки грузов непосредственно самим экспедитором без привлечения других участников транспортно-экспедиторской деятельности нулевая ставка, определенная абзацем «а» подпункта 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса, применяется экспедитором (резидентом) и ко всей стоимости услуг перевозки в рамках договоров международной перевозки грузов.
При этом транспортно-экспедиторские услуги, предоставляемые экспедитором (независимо [от того,] резидентом или нерезидентом) заказчику-резиденту, облагаются НДС в общем порядке по основной ставке, заказчику-нерезиденту — не будут объектом налогообложения.
Вопрос 8
На какую дату у экспедитора-резидента возникают налоговые обязательства по НДС при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг, которые предоставляются в рамках исполнения договоров международной перевозки грузов?
Ответ
При получении средств от заказчика международной перевозки или по дате оформления документов, подтверждающих факт осуществления международной перевозки для заказчика, в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше, у экспедитора (резидента) возникает налоговое обязательство по НДС. При этом базой обложения НДС у экспедитора являются стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг по международной перевозке.
Экспедитор (резидент) на дату возникновения налоговых обязательств по международной перевозке выписывает 2 налоговые накладные заказчику перевозки: первую на стоимость предоставленных такому заказчику экспедиторских услуг (полученного вознаграждения) с начислением НДС по основной ставке (в случае предоставления транспортно-экспедиторских услуг заказчику-нерезиденту у экспедитора отсутствует объект обложения НДС по предоставленным транспортно-экспедиторским услугам) и вторую — на стоимость услуг по международной перевозке с начислением налога на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Вопрос 9
На какую дату и у кого возникают налоговые обязательства по НДС при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг, которые предоставляются в рамках исполнения договоров международной перевозки грузов экспедитором-нерезидентом, не имеющим постоянного представительства на территории Украины?
Ответ
В случае если в качестве экспедитора выступает нерезидент, на дату возникновения налоговых обязательств по международной перевозке получатель услуг (резидент) на основании статьи 208 Кодекса выписывает налоговую накладную в одном экземпляре на стоимость транспортно-экспедиторских услуг с начислением налога на добавленную стоимость по основной ставке, которую включает в состав налоговых обязательств в отчетном налоговом периоде и в состав налогового кредита в следующем отчетном периоде. На стоимость услуг по международной перевозке получатель услуг (резидент) налоговую накладную не выписывает.
Вопрос 10
Каков порядок обложения НДС услуг по международной перевозке грузов в случае привлечения к перевозке других участников транспортно-экспедиторской деятельности?
Ответ
В случае привлечения экспедитором к международной перевозке грузов перевозчиков или других участников транспортно-экспедиторской деятельности нулевая ставка, определенная абзацем «а» подпункта 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса, применяется именно такими перевозчиками или другими участниками транспортно-экспедиторской деятельности.
При этом необходимо учитывать требования пункта 189.4 статьи 189 Кодекса, а именно: при получении средств от заказчика или по дате оформления документов, подтверждающих факт осуществления международной перевозки для заказчика, в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше, у экспедитора возникает налоговое обязательство по НДС на сумму перевозки по ставке 0 процентов, если перевозчик является резидентом — плательщиком НДС, и на сумму предоставленных такому заказчику экспедиторских услуг по ставке 20 процентов (если заказчик услуг зарегистрирован на территории Украины в качестве субъекта хозяйствования). В случае если перевозчик не является резидентом — плательщиком НДС, налоговые обязательства у экспедитора на стоимость услуг по перевозке не возникают.
Перевозчик-резидент (плательщик НДС) на дату возникновения налоговых обязательств по международной перевозке выписывает налоговую накладную с начислением налога на добавленную стоимость по нулевой ставке и предоставляет ее экспедитору. Полученную налоговую накладную от такого перевозчика экспедитор имеет право включить в реестр полученных налоговых накладных. В случае если перевозчик не является резидентом — плательщиком НДС, налоговые обязательства у экспедитора на стоимость услуг по перевозке не возникают.
III. Порядок налогообложения транспортно-экспедиторской деятельности
при условии, что транспортно-экспедиторские услуги предоставляются
в рамках договоров транзитной перевозки грузов
Согласно статье 90 главы 17 раздела V Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (далее — ТКУ) транзит — это таможенный режим, в соответствии с которым товары и/или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Украины или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без какого-либо использования этих товаров, без уплаты таможенных платежей и без применения мероприятий нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем Закон Украины от 20 октября 1999 го-да № 1172-XIV «О транзите грузов» (далее — Закон № 1172) является Законом, определяющим принципы организации и осуществления транзита грузов авиационным, автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом через территорию Украины.
В соответствии со статьей 1 Закона № 1172 транзит грузов — это перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины, а транзитные услуги (работы) — непосредственно связанная с транзитом грузов предпринимательская деятельность участников транзита, которая осуществляется в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений и т. п.
В соответствии со статьей 7 Закона № 1172-XIV транзитные услуги (работы) предоставляются (выполняются) на основании соответствующих двух- или многосторонних договоров (контрактов) между участниками транзита.
При этом участники транзита — грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и другие), которые в установленном порядке предоставляют (выполняют) транзитные услуги (работы).
Согласно статье 6 Закона № 1172 транзит грузов сопровождается товарно-транспортной накладной, составленной на языке международного общения. В зависимости от избранного вида транспорта такой накладной может быть авиационная грузовая накладная (Air Waybill), международная автомобильная накладная (CMR), накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (CIM), накладная ЦИМ/УМВС (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС), коносамент (Bill of Lading).
Кроме того, транзит грузов может сопровождаться (при наличии) счетом-фактурой (Invoice) или другим документом, указывающим стоимость товара, упаковочным листком (спецификацией), грузовой ведомостью (Cargo Manifest), книжкой МДП (Carnet TIR), книжкой АТА (Carnet ATA). При декларировании транзитных грузов в соответствии с таможенным законодательством Украины в таможенные органы представляется грузовая таможенная декларация (ГТД) или накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (CIM), накладная ЦИМ/УМВС (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС), книжка МДП (Carnet TIR), книжка АТА (Carnet ATA), необходимые для осуществления таможенного контроля.
В случае транзита грузов железнодорожным транспортом в таможенные органы на участках, на которые распространяется сфера применения Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТІФ), представляется накладная ЦИМ (CIM). В случае транзита грузов железнодорожным транспортом на других участках в таможенные органы представляется накладная УМВС (СМГС) или накладная ЦИМ/УМВС (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС), которая содержит сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 197.8 статьи 197 операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такой перевозкой (перемещением), освобождаются от обложения НДС.
Вопрос 11
Льгота, определенная пунк-том 197.8 статьи 197 Кодекса, при транзитной перевозке грузов применяется ко всему маршруту перевозки или только к отрезку маршрута в пределах таможенной территории Украины?
Ответ
Льгота , определенная пунктом 197.8 статьи 197 Кодекса применяется к операциям по поставке услуг по транзитной перевозке по всему маршруту перевозки грузов в целом, без деления его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины.
Вопрос 12
Кто имеет право на применение льготы, определенной пунктом 197.8 статьи 197 Кодекса, в случае если транзитная перевозка грузов осуществляется непосредственно самим экспедитором без привлечения других участников транспортно-экспедиторской деятельности?
Ответ
В случае предоставления услуг транзитной перевозки грузов непосредственно самим экспедитором без привлечения других участников транспортно-экспедиторской деятельности освобождение от налогообложения, определенное пунктом 197.8 статьи 197 Кодекса, применяется экспедитором к стоимости предоставленных услуг в рамках договоров транзитной перевозки грузов и к самим транспортно-экспедиторским услугам.
Вопрос 13
Имеют ли право другие участники транспортно-экспедиторской деятельности, привлеченные к транзитной перевозке, на применение льготы, определенной пунктом 197.8 статьи 197 Кодекса?
Ответ
В случае привлечения экспедитором к транзитной перевозке грузов других участников транспортно-экспедиторской деятельности освобождение от налогообложения, определенное пунктом 197.8 статьи 197 Кодекса, применяется такими другими участниками транспортно-экспедиторской деятельности.
Стоимость предоставленных такими другими участниками транспортно-экспедиторской деятельности услуг в рамках договоров транзитной перевозки грузов не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику.
Директор Департамента
налогообложения юридических лиц Л. Павелко
Комментарий от Г. Б., И. Т.
В данной обобщающей налоговой консультации ГНСУ рассмотрела основные вопросы обложения НДС транспортно-экспедиторской деятельности, а также уточнила особенности предоставления транспортно-экспедиторских услуг в рамках исполнения договоров:
— перевозки грузов по таможенной территории Украины,
— международной перевозки грузов,
— транзитной перевозки грузов.
В основном налоговики подтвердили свои предыдущие выводы и рекомендации, содержавшиеся в их более ранних разъяснениях, в частности о том, что:
— место поставки для транспортно-экспедиторских услуг определяется согласно п/п. 186.3 «ж» — по месту регистрации заказчика, о чем ГНАУ/ГНСУ уже сообщала в письмах от 17.08.2011 г. № 22184/7/16-1517-15 (см. «Бухгалтер» № 38’2011, с. 15), от 01.02.2012 г. № 3085/7/15-3417-26 (см. «Бухгалтер» № 7’2012, с. 10) и от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17 (см. «Бухгалтер» № 22’2012, с. 14–15). Поэтому если заказчик транспортно-экспедиторских услуг — нерезидент, то объекта обложения НДС у экспедитора-резидента возникать не должно;
— услуги перевозчика-резидента, осуществляющего транзитную перевозку груза, согласно п. 197.8 НКУ не облагаются НДС — письмо ГНСУ от 01.02.2012 г. № 3085/7/15-3417-26 (см. «Бухгалтер» № 7’2012, с. 10) и от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05 («Бухгалтер» № 22’2012, с. 16);
— льгота по транзитным перевозкам применяется к операциям по поставке услуг по транзитным перевозкам по всему маршруту перевозки грузов в целом , без деления его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за ее пределами — письмо ГНСУ от 28.03.2012 г. № 8971/7/15-3417-26 («Бухгалтер» № 20’2012, с. 8) и от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05 («Бухгалтер» № 22’2012, с. 16).
О том, каким должен быть единый международный перевозочный документ, наличие которого является обязательным для применения нулевой ставки по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов (п/п. 195.1.3 НКУ),— см. также письма ГНСУ от 23.12.2011 г. № 10304/7/15-3417-14 и Министерства инфраструктуры Украины от 19.09.2011 г. № 7885/11/10-11 в «Бухгалтере» № 8’2012 на с. 8–10.
Но не обошлось и без сюрпризов. Напомним, что ранее (см. письмо ГНСУ от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17 в «Бухгалтере» № 22’2012 на с. 14–15) налоговики настаивали на том, что:
— базой налогообложения транспортно-экспедиторских услуг является вознаграждение экспедитора ;
— в базу обложения НДС не включаются расходы, понесенные экспедитором на оплату услуг по перевозке грузов на таможенной территории перевозчиком , привлеченным к исполнению договора транспортного экспедирования. Аналогичные разъяснения были размещены еще раньше в ЕБНЗ.
В «Бухгалтере» № 43’2011 на с. 38–42 мы уже подробно писали о проблемах, которые возникали в таком случае при налогообложении экспедиторов, а также их заказчиков. То есть с легкой руки налоговиков получилось, что экспедитор не попадает под норму п. 189.4 НКУ. Выходило, что плательщикам НДС невыгодно нанимать для перевозки грузов (и выполнения других экспедиторских услуг) экспедиторов по договорам транспортной экспедиции, так как из всех израсходованных в рамках такого договора сумм плательщик-заказчик свой налоговый кредит сможет получить только с суммы вознаграждения экспедитора, удельный вес которой в общей сумме расходов на перевозку невелик. Мы же обращали внимание на то, что договоры транспортного экспедирования подобны договорам комиссии или поручения на приобретение услуг, поэтому в данном случае должен применяться посреднический п. 189.4 НКУ.
Теперь налоговики поменяли свою точку зрения и пришли к тому, что договор транспортного экспедирования является договором поручения . Соответственно они посчитали правомерным применять в данном случае п. 189.4 НКУ (правда, весьма специ-фично). Надеемся, что больше на этот счет в ГНСУ ничего уже не придумают...