Темы статей
Выбрать темы

Методические рекомендации относительно комплексной отработки плательщиков НДС, формирующих налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных

Редакция БР
Методические рекомендации от 15.05.2012 г. № 420

— Мы — понЯл шоб — не шуткуем

и ща тя (пля) отпрацюем!

Утверждены приказом
Государственной налоговой службы Украины
от 15.05.2012 г. № 420

Методические рекомендации относительно
комплексной отработки плательщиков НДС,
формирующих налоговый кредит
по налоговым накладным,
не зарегистрированным в
Едином реестре налоговых накладных

Общие положения

Методические рекомендации относительно комплексной отработки плательщиков НДС, формирующих налоговый кредит по налоговым накладным, не зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных (далее — Методические рекомендации), определяют порядок действий подразделений ОГНС при отработке субъектов хозяйствования, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), но не являющиеся зарегистрированными.

При применении Методических рекомендаций необходимо руководствоваться следующими актами:

Налоговый кодекс Украины, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс);

Закон Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями;

Постановление Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года № 1246 «Об утверждении Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных» (далее — Порядок № 1246);

приказ ГНА Украины от 24.12.2010 № 1002 «Об утверждении формы Реестра полученных и выданных налоговых накладных и Порядка его ведения» (далее — Порядок № 1002);

приказ ГНС Украины от 23.04.2012 № 329/ДСК «О введении комплексной системы предотвращения и противодействия процессам тенизации экономики» (далее — приказ № 329/ДСК);

приказ ГНА Украины от 25.01.2010 № 34 «Об организации комплексной отработки сумм налогового кредита по НДС»;

приказ ГНС Украины от 25.11.2011 № 1492 «Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по НДС», с изменениями и дополнениями, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20.12.2011 за № 1490/20228;

приказ ГНС Украины от 09.12.2011 № 1588 «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 за № 1562/20300;

приказ ГНА Украины от 28.02.2007 № 110 «Об утверждении Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов», с изменениями;

приказ ГНА Украины от 18.04.2008 № 266 «Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при проведении проверок налоговых деклараций по НДС с учетом информации расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов», с изменениями (далее — приказ № 266);

приказ ГНА Украины от 27.05.2008 № 355 «Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов», с изменениями;

приказ ГНА Украины от 23.08.2011 № 495 «Об утверждении Методических рекомендаций относительно составления плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования», с изменениями;

Методические рекомендации относительно документальной проверки плательщиков, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированные, и порядка оформления их результатов (письмо ГНС Украины от 23.09.2011 № 1332/7/22-1417/462);

другими нормативно-правовыми актами, регулирующими осуществление хозяйственных операций, влияющих на размер налоговых обязательств и налогового кредита по НДС.

Методические рекомендации применяются при проведении документальных проверок соответствующими структурными подразделениями, к функциям которых относится осуществление контроля за полнотой исчисления и уплаты в бюджет НДС, а также правомерностью заявленного бюджетного возмещения по НДС.

2. Порядок отбора плательщиков НДС,
которые включили в состав налогового кредита
налоговые накладные, подлежащие регистрации
в ЕРНН, но не являющиеся зарегистрированными

2.1. Плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе [те,] для которых разделом V Кодекса установлен отчетный налоговый период — квартал, представляют органу государственной налоговой службы копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных (далее — РНН) за такой период в электронном виде (п. 201.15 ст. 201 Кодекса).

2.2. Для осуществления мероприятий относительно обеспечения полного сопоставления данных РНН с данными ЕРНН на третий рабочий день после предельного срока представления налоговых деклараций подразделением, в функции которого входят прием и компьютерная обработка налоговой отчетности, в подразделения налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующее подразделение СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК* органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога передаются реестры плательщиков НДС, которые в установленный срок в соответствии с требованиями п. 201.15 ст. 201 Кодекса не представили РНН как по основной деятельности, так и [по] специальным режимам.

* Горно-металлургического комплекса.— Ред.

2.3. Ежемесячно (не позднее 28 числа) средствами АИС центрального уровня АС «Сопоставление данных реестра налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных (налоговый кредит)» (далее — Система сопоставления) подразделениями налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующими подразделениями СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога формируются перечни плательщиков НДС, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, не зарегистрированные в соответствии с требованиями п. 201.10 ст. 201 и п. 11 подраздела 2 раздела XX Кодекса в ЕРНН. Перечни за предыдущие отчетные периоды (месяцы), полученные с опозданием в отчетном месяце, формируются отдельно.

Инструкция пользователя АС «Сопоставление данных реестра налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных (налоговый кредит)» приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям**.

** Приложения не приводятся.— Ред.

2.4. При проведении проверки данных из Системы сопоставления работниками ОГНС дополнительно используются данные АИС центрального уровня «Ведение Единого реестра налоговых накладных» относительно регистрации в ЕРНН налоговых накладных плательщиками-продавцами.

Инструкция пользователя АИС центрального уровня «Ведение Единого реестра налоговых накладных» (далее — Реестр НН) приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям.

2.5. Ежемесячно (с 28 числа по 4 число следу-ющего месяца) ГНС Украины автоматически через Портал ГНС Украины плательщикам НДС, с которыми заключен договор о признании электронных документов и которыми не представлен за отчетный месяц РНН в соответствии с требованиями п. 201.15 ст. 201 Кодекса или которые имеют установленные Системой сопоставления расхождения между данными РНН и ЕРНН, направляет информационные уведомления в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Предоставление по требованию плательщика налога, который получил такое электронное уведомление, документа в бумажной форме осуществляется органом ГНС по месту налогового учета плательщика налога в течение трех рабочих дней согласно требованиям абзаца второго п. 42.4 ст. 42 Кодекса. Для этого подразделения налогообложения юридических (физических) лиц и соответствующие подразделения СГНИ по работе с крупными плательщиками налогов и предприятиями ГМК распечатывают уведомление, которое хранится в архиве отправленных уведомлений соответствующего программного обеспечения. Указанное уведомление подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГНС по месту налогового учета плательщика налога.

2.6. Плательщикам НДС, которыми не представлен в соответствии с требованиями п. 201.15 ст. 201 Кодекса за отчетный месяц РНН и с которыми отсутствует договор о признании электронных документов, информационные уведомления направляются органом государственной налоговой службы по месту налогового учета плательщика налога в бумажной форме.

3. Особенности камеральных проверок плательщиков НДС,
которыми не исполнены требования ст. 201 Кодекса в части включения
в состав налогового кредита налоговых накладных,
подлежащих регистрации в ЕРНН, но не являющихся зарегистрированными

В соответствии с п/п. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 Кодекса камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Камеральная проверка деклараций по НДС проводится в срок, установленный п. 200.10 ст. 200 Кодекса,— в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации.

Нерегистрация плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в ЕРНН
и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период (абзац десятый п. 201.10 ст. 201 Кодекса).*

* В то же время напомним, что с 01.07.2012 г. Законом № 4834-VI в п. 201.10 были внесены изменения — см. «Бухгалтер» № 25’2012, с. 32 (и там же с. 41 — п. IV.10 нашего комментария).— Ред.

Абзацем двенадцатым п. 201.10 ст. 201 Кодекса установлено: отказ продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или нарушение им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН предусматривает подачу покупателем таких товаров/услуг к декларации за отчетный налоговый период заявления с жалобой на такого поставщика (приложение к налоговой декларации по НДС) (далее — Заявление), которое является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К Заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, либо копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг.

В случае несоблюдения плательщиком требований абзаца одиннадцатого п. 201.10 ст. 201 Кодекса (подача Заявления без документов или после установленного Кодексом срока) право покупателя на включение сумм НДС в налоговый кредит согласно налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН, не возникает.

3.1. Относительно плательщиков, которые подали Заявление к декларации по НДС и первичные документы к нему:

— в случае установления в соответствии с Системой автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов фактов невключения контрагентом-продавцом в состав налоговых обязательств сумм НДС в соответствующем налоговом периоде в орган ГНС по месту регистрации продавца направляется запрос со сканированными копиями предоставленных покупателем соответствующих документов для принятия мер в соответствии с требованиями абзаца одиннадцатого п. 201.10 ст. 201, п/п. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Кодекса;

— в случае отсутствия расхождений между контрагентами в соответствии с Системой автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов в орган ГНС по месту регистрации продавца направляется информационное письмо о подаче покупателем Заявления.

3.2. В отношении плательщиков, которые подали Заявление к декларации по НДС без первичных документов к нему или подали Заявление после истечения установленного Кодексом срока отчетного налогового периода, в котором возникло право на отнесение сумм налога в налоговый кредит, составляется акт камеральной проверки, в котором устанавливается факт такого нарушения (Заявление является приложением к налоговой декларации по НДС).

В случае отнесения такого плательщика к категории рисковых продолжается его отработка в порядке, определенном приказом № 329/ДСК.

3.3. После получения согласно пункту 2.3 Методических рекомендаций перечня плательщиков НДС, которые включили в состав налогового кредита налоговые накладные, не зарегистрированные в соответствии с требованиями п. 201.10 ст. 201 и п. 11 подраздела 2 раздела XX Кодекса в ЕРНН, и не подали Заявление в установленные Кодексом сроки, в отношении таких плательщиков необходимо:

3.3.1. проверить средствами АИС центрального уровня «Реестр НН» наличие регистрации налоговой накладной в ЕРНН в соответствии с Порядком № 1246;

направить запрос плательщику о представлении объяснений и документальных подтверждений по -поводу формирования налогового кредита по налоговым накладным, подлежащим регистрации, но не зарегистрированным;

3.3.2. принять меры относительно самостоятельного исправления ошибки плательщиком НДС путем корректировки РНН методом «сторно» на основании п. 1 Порядка № 1002 (при необходимости — представления уточняющего расчета к налоговой декларации по НДС за соответствующий период на основании ст. 50 и п. 201.6 ст. 201 Кодекса) (например, путем направления должностным лицам СХД информационного письма с соответствующими предложениями корректировки РНН).

Прежде всего (в недельный срок после формирования перечней) принимаются меры в отношении плательщиков, у которых сумма расхождений составляет 50 тыс. грн и более, остальные отрабатываются до истечения предельного срока проведения камеральной проверки.

3.3.3. В случае установления расхождения между данными РНН и данными ЕРНН и включения в состав налогового кредита суммы НДС меньше выписанной и зарегистрированной в налоговой накладной принять меры для выяснения причины такого расхождения. Полученные результаты оформляются справкой в произвольной форме, подписываются инспектором и согласовываются с начальником структурного подразделения (отдела).

При этом расхождение определяется с учетом общей суммы НДС согласно полученной налоговой накладной по плательщикам НДС, которые:

— применяют кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с п. 187.10 ст. 187 Кодекса и заполняют таблицу 4 «Расчет распределения сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита» приложения 7 к налоговой декларации по НДС «Расчет (перерасчет) доли использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам/услугам, необоротным активам между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями»;

одновременно осуществляют облагаемую и не облагаемую налогом (льготную деятельность, применяют специальный режим обложения НДС согласно ст. 209 или пункту 1 подраздела 2 раздела XX Кодекса) и/или нехозяйственную деятельность и т. п.

Если общая сумма НДС, включенная плательщиком в налоговый кредит согласно такой налоговой накладной (в текущем и предыдущих периодах; указанная по направлениям использования), больше суммы НДС согласно налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, такой плательщик отрабатывается в соответствии с подпунктами 3.3.1, 3.3.2 Методических рекомендаций.

3.4. Расхождения считаются отработанными, если:

осуществлена корректировка РНН методом «сторно»;

представлен уточняющий расчет к налоговой декларации по НДС за соответствующий период и произведена корректировка РНН методом «сторно».

Заключение должно содержать анализ результатов электронной обработки (сверки) налоговой отчетности по НДС, РНН и данных ЕРНН, в частности:

расхождения между данными РНН и ЕРНН в части исследования и описания сути расхождения в разрезе налоговых накладных;

полноты декларирования поставщиком суммы налоговых обязательств в соответствующем периоде.

3.6. Налоговый кредит плательщиков НДС, декларирующих суммы налога к возмещению, сформированный за счет налоговых накладных, не зарегистрированных в ЕРНН, подлежит обязательной и полной отработке в ходе проверок по вопросам достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

4. Особенности документальных проверок плательщиков НДС,
которыми не исполнены требования ст. 201 Кодекса в части включения
в состав налогового кредита налоговых накладных,
подлежащих регистрации в ЕРНН, но не являющихся зарегистрированными

4.1. Подразделения налогового контроля принимают заключения по плательщикам, которые не представили приложение 8 к декларации по НДС и которые на обязательный письменный запрос налогового органа не представили первичные документы для подтверждения формирования налогового кредита.

4.2. В случае невозможности проведения выездной документальной проверки в связи с отсутствием по местонахождению (местожительству) осуществляется отработка такого плательщика в соответствии с требованиями приказа ГНС Украины от 23.04.2012 № 329/ДСК с обязательным направлением запроса на проведение встречной сверки/проверки поставщика.

4.3. В случае если в ходе выездной проверки плательщик представляет документальное подтверждение иными накладными, нежели указанные им в реестре полученных налоговых накладных, и которые не подлежали регистрации в ЕРНН, в налоговый орган учета поставщика направляется запрос о проведении встречной сверки/проверки с целью подтверждения их выписки и подтверждения фактического осуществления хозяйственных операций.

В случае поступления ответа от налогового органа учета поставщика на предварительно направленный запрос, который не подтверждает осуществление каких-либо хозяйственных отношений или не подтверждает реальность осуществления хозяйственных операций (транзитные потоки) между таким плательщиком и поставщиком, такой плательщик подлежит отработке в соответствии с приказом ГНС Украины № 329/ДСК.

4.4. Первоочередно (в течение месяца после получения выводов) принимаются меры относительно организации внеплановых выездных проверок плательщиков, объем сформированного налогового кредита которыми по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН, составляет свыше 100 тыс. грн. Другие суммы сформированного налогового кредита по налоговым накладным, не зарегистрированным в ЕРНН (менее 100 тыс. грн), проверяются в течение двух месяцев.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше