Темы статей
Выбрать темы

Суды обязаны рассматривать иски о противоправности отказа в приеме налоговой декларации независимо от того, насколько точно сформулированы исковые требования

Редакция БР
Письмо от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12

Велено не придираться,
а работать

Суды обязаны рассматривать иски о противоправности
 отказа в приеме налоговой декларации
независимо от того, насколько точно
сформулированы исковые требования

Информационное письмо
Высшего административного суда Украины
от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12

Председателям апелляционных административных судов

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением норм Налогового кодекса Украины, регулирующих порядок обжалования решений налоговых органов относительно отказа в приеме налоговых деклараций, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

Порядок представления налоговой декларации в органы государственной налоговой службы регулируется статьей 49 Налогового кодекса Украины.

В соответствии с пунктом 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины прием налоговой декларации является обязанностью органа государственной налоговой службы.

Императивный характер приведенной нормы означает, что налоговый орган не имеет права не принять фактически полученную налоговую декларацию, представленную плательщиком налогов одним из способов, предусмотренных пунктом 49.3 статьи 49 Налогового кодекса Украины (лично или через представителя, по почте или средствами электронной связи).

Практическая реализация процедуры приема налоговой декларации определяется пунктами 49.8 и 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины.

Как предусмотрено нормой абзаца первого пункта 49.9 статьи 49 Налогового кодекса Украины, при условии соблюдения плательщиком налогов требований данной статьи должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом государственной налоговой службы.

Согласно пункту 49.8 статьи 49 Налогового кодекса Украины при приеме налоговой декларации уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы, в котором состоит на учете плательщик налогов, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 данного Кодекса. Другие показатели, указанные в налоговой декларации плательщика налогов, до ее приема проверке не подлежат.

Следовательно, процедура приема налоговой декларации заключается в совершении должностным лицом налогового органа фактических действий по: 1) проверке наличия и достоверности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных пунктами 48.3 и 48.4 Налогового кодекса Украины; 2) регистрации налоговой декларации в день ее получения органом государственной налоговой службы.

При этом, как установлено пунктом 49.10 статьи 49 Налогового кодекса Украины, отказ должностного лица органа государственной налоговой службы принять налоговую декларацию по каким-либо причинам, не определенным данной статьей, в том числе выдвижение каких-либо не определенных данной статьей предварительных условий относительно такого приема (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконное увеличение налоговых обязательств и т. п.), запрещается.

В то же время Налоговым кодексом Украины предусмотрены специальные последствия представления плательщиком налогов налоговой декларации, заполненной с нарушением требований пунктов 48.3 и 48.4 статьи 48 Налогового кодекса Украины. В таком случае на основании пункта 49.11 статьи 49 Налогового кодекса Украины орган государственной налоговой службы обязан предоставить плательщику налогов письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.

В свою очередь согласно пункту 49.12 статьи 49 Налогового кодекса Украины в случае получения отказа органа государственной налоговой службы в приеме налоговой декларации плательщик налогов имеет право:

представить налоговую декларацию и уплатить штраф в случае нарушения срока ее представления;

обжаловать решение органа государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном статьей 56 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины компетенция административных судов распространяется на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия.

Обязательным признаком нормативно-правового акта или правового акта индивидуального действия, а также соответствующих действий или бездействия субъекта властных полномочий является создание ими юридических последствий в форме прав, обязанностей, их изменения или прекращения.

Поскольку отказ в приеме представленной декларации приводит к возникновению юридических последствий для плательщика налогов в виде наложения на такого плательщика штрафа за несвоевременное представление декларации, такой отказ может быть предметом рассмотрения в административных судах Украины.

Ответчиком в случае обжалования в суд отказа налогового органа в приеме налоговой декларации является орган государственной налоговой службы, направивший соответствующее уведомление.

Согласно пункту 49.13 статьи 49 Налогового кодекса Украины в случае, если в установленном законодательством порядке будет установлен факт неправомерного отказа органом государственной налоговой службы (должностным лицом) в приеме налоговой декларации, последняя считается принятой в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы.

Удовлетворение судом исковых требований относительно признания противоправным отказа принять налоговую декларацию означает, что соответствующее решение не создало никаких правовых последствий, а налоговая декларация является представленной вовремя на основании пункта 49.13 статьи 49 Налогового кодекса Украины. Поэтому в таком случае обязанность плательщика налогов относительно своевременного представления налоговой декларации является исполненной надлежащим образом, а его нарушенные права полностью восстановленными.

Резолютивная часть постановления административного суда об удовлетворении исковых требований по делу, предметом обжалования в котором является противоправность отказа налогового органа в приеме налоговой декларации, должна содержать вывод о признании противоправным отказа налогового органа принять налоговую декларацию, а налоговой декларации [—] представленной плательщиком налогов в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы (с указанием даты).

Требования об обязательстве налогового органа принять налоговую декларацию, признании противоправными решения, действия, бездействия налогового органа, признании представленной декларации налоговой отчетностью, признании налоговой декларации представленной следует рассматривать как требование о признании противоправным отказа в приеме налоговой декларации, представленной плательщиком налогов на определенную дату.

Соответствующие выводы суда могут быть изложены в мотивировочной части решения со ссылкой на абзац десятый части второй статьи 162 Кодекса административного судопроизводства Украины, которая предоставляет право суду принять другое постановление, которое гарантировало бы соблюдение и защиту прав истца. В резолютивной части отражается собственно противоправность отказа в приеме налоговой декларации, представленной плательщиком налогов на определенную дату. Суды должны рассмотреть вопрос относительно противоправности отказа в приеме налоговой декларации, независимо от того, в какой словесной форме сформулированы исковые требования истца, если из содержания таких требований усматривается, что они направлены на восстановление прав плательщика налогов, нарушенных вследствие такого отказа.

В связи с этим у суда нет оснований для отказа в иске плательщику налога или отказа в открытии производства (закрытии производства) в случае, если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, предметом которых является противоправность отказа в приеме налоговой декларации.

Настоящее письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и окружных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при осуществлении правосудия.

Заместитель Председателя суда М. Цуркан

От редакции

Действительно, на практике была проблема, связанная с тем, что суды порой отказывали в удовлетворении исков к налоговой относительно противоправности отказа в приеме налоговой декларации, если исковые требования, по их мнению, были сформулированы «не так». В данном же письме Вадсуд совершенно справедливо настаивает на необходимости рассмотрения таких исков независимо от того, в какой конкретно словесной форме сформулированы исковые требования.

Подробнее по данной проблеме — см. «Бухгалтер» № 42’2011, с. 44–46.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше