Темы статей
Выбрать темы

Относительно уплаты в бюджет части чистой прибыли коммунальными унитарными предприятиями

Редакция БР
Письмо от 19.04.2012 г. № 11360/7/15-1217

— Коммуна-то коммуна,

но денежку — кому «на»?

Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 19.04.2012 г. № 11360/7/15-1217

Относительно уплаты в бюджет
части чистой прибыли коммунальными
унитарными предприятиями

В связи с поступлением запроса Государственной налоговой службы в г. Киеве <...> и плательщиков налогов, а также с целью надлежащей организации администрирования части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в Государственный бюджет, Государственная налоговая служба Украины предоставляет методическую помощь относительно уплаты в бюджет части чистой прибыли коммунальными унитарными предприятиями.

Статьей 13 Конституции Украины определено, что от имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, установленных данной Конституцией.

Согласно абзацу третьему статьи 142 Конституции Украины государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление.

В соответствии со статьей 143 Конституции Украины территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление данных полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения в местный бюджет в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

Пунктом 2 статьи 327 Гражданского кодекса Украины установлено, что управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 78 Хозяйственного кодекса Украины определено, что коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.

Особенности хозяйственной деятельности коммунальных унитарных предприятий определяются в соответствии с требованиями, установленными Хозяйственным кодексом Украины относительно деятельности государственных коммерческих или казенных предприятий, а также других требований, предусмотренных законом (пункт 9 статьи 78 Хозяйственного кодекса Украины).

В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Закона Украины от 21 сентября 2006 года № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» государственные унитарные предприятия (кроме государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украерорух» в соответствии с Законом Украины «О присоединении Украины к Многостороннему соглашению об уплате маршрутных сборов», а также государственных предприятий «Международный детский центр ‘‘Артек’’» и «Украинский детский центр ‘‘Молодая гвардия’’») и их объединения обязаны направить часть чистой прибыли (дохода) в Государственный бюджет Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины:

— в размере 30 процентовгосударственные унитарные предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий, и государственные унитарные предприятия, плановый расчетный объем чистой прибыли которых превышает 50 миллионов гривень;

— в размере 15 процентовдругие государственные унитарные предприятия. Порядок отчисления в Государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями определен Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.02.2011 г. № 138 (далее — Порядок № 138)*.

* См. «Бухгалтер» № 13’2011, с. 14–15.— Ред.

Контроль за отчислением в Государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями возложен на Государственную налоговую службу согласно Порядку № 138.

Согласно пункту 3 Порядка № 138 часть чистой прибыли (дохода), подлежащая уплате в Государственный бюджет, определяется государственными унитарными предприятиями и их объединениями в соответствии с формой расчета, установленной Государственной налоговой службой, и указывается в декларации по налогу на прибыль предприятия.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 138 приказом ГНА Украины от 16.05.2011 г. № 285 утверждена форма Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями.

Пунктом 9 статьи 69 Бюджетного кодекса Украины установлено, что к доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относится часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в бюджет, в порядке, определенном Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующими местными советами.

С учетом вышеуказанного отчисление в местные бюджеты части чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений осуществляется предприятиями при наличии порядка отчисления части чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, утвержденного Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующими местными советами. В случае отсутствия порядка отчисления части чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, утвержденного соответствующими органами местного самоуправления, часть чистой прибыли (дохода) с учетом пункта 1 статьи 7 Бюджетного кодекса Украины должна уплачиваться такими предприятиями согласно Порядку № 138.

Коммунальные унитарные предприятия и их объединения представляют в органы государственной налоговой службы Расчет части чистой прибыли (дохода) вместе с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 16.05.2011 г. № 285, и уплачивают задекларированные в Расчете суммы налогового обязательства части чистой прибыли (дохода).

Вместе с тем следует отметить, что в случае непредставления или несвоевременного представления Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в Государственный бюджет, в орган государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, плательщики несут ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом Украины, в частности пунктом 120.1 статьи 120 Налогового кодекса Украины с учетом пункта 40.1 статьи 40, пункта 41.1 статьи 41 и пункта 111.1 статьи 111 Налогового кодекса, которыми распространено действие штрафных санкций, установленных разделом II Налогового кодекса Украины, на нарушения другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.*

* Штраф — 170 грн, повторно (в течение года) — 1020 грн.— Ред.

При этом в соответствии со статьей 1642 и статьей 1666 Кодекса Украины об административных правонарушениях отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление финансовой отчетности, непредставление, несвоевременное представление или представление не в полном объеме по требованию органов государственной налоговой службы для проведения внеплановых проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета, налоговой отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также других сумм, связанных с такими обязательствами, соблюдением требований другого законодательства, контроль за которым возложен на указанные органы и т. п., влекут наложение штрафа.**

** Штраф от 8 до 15 НМ, повторно — от 10 до 20 НМ.— Ред.

Заместитель Председателя
А. Игнатов

От редакции

Данное письмо, посвященное коммунальным унитарным предприятиям, в целом повторяет положения письма от 08.05.2012 г. № 13074/7/15-1217 (см. «Бухгалтер» № 20’2012, с. 20–22), касающегося государственных унитарных предприятий.

В частности, снова присутствует сомнительный вывод о возможности штрафа по ст. 120.1 НКУ (обоснование — см. «Бухгалтер» № 20’2012, с. 22).

Главное отличие данного письма — упоминание об особом порядке установления отчислений части прибыли (дохода) коммунальных предприятий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше