— Вам бы очень хорошо проглотить порошок...*
Информация о лекарствах: когда является рекламой;
какие ограничения; ответственность;
реализация лекарств по бесплатным рецептам:
РРО можно не использовать
Наше предприятие (владелец нескольких аптек) самостоятельно разработало и заказало изготовление информационного материала (плакаты и листовки) о пунктах продажи лекарств и изделий медицинского назначения и о некоторых лекарственных средствах.
Указанные материалы были размещены как в помещениях аптек, так и в других местах. Однако вскоре выяснилось, что информационные материалы были изготовлены с нарушением требований Закона «О рекламе». В связи с этим просим разъяснить:
1. Являются ли такие плакаты и листовки рекламой?
2. Если это реклама, то какие ограничения существуют в отношении рекламы лекарственных средств?
3. Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение таких ограничений?
* Из детского стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».
1. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона от 03.07.96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (с изменениями)**
«реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или подержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара».
** Статью 1 и упомянутые ниже ст. 8 и 27 Закона «О рекламе» — см. в «Бухгалтере» № 42’2010 на с. 2т–3т, 4т–5т и 12т–13т соответственно.
Поскольку, судя по всему, плакаты и листовки привлекают интерес к аптекам и лекарственным средствам, то информация, которая содержится в них, соответствует термину «реклама».
В то же время признак «рекламности» информационных материалов, посвященных лекарственным средствам, по нашему мнению, присущ только тем плакатам и листовкам, которые размещены вне помещений аптек. Подтверждение такого вывода мы видим в ч. 7 ст. 8 Закона «О рекламе», согласно которой
«Размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где данный товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке, не считается рекламой».
Таким образом, если информация о лекарственных средствах, продающихся в аптеке, размещена в помещении аптеки, то она не является рекламой.
В пользу данного вывода свидетельствует, на наш взгляд, и определение термина «внутренняя реклама», приведенное в ст. 1 Закона «О рекламе», согласно которому
«реклама, размещаемая внутри домов, сооружений, в том числе в кинотеатрах и театрах во время, до и после демонстрации кинофильмов и спектаклей, концертов, в также во время спортивных соревнований, проходящих в закрытых помещениях, кроме мест торговли (в том числе буфетов, киосков, палаток), где может размещаться информация о товарах, которые непосредственно в этих местах продаются».
Итак, плакаты и листовки, содержащие информацию о лекарственных средствах, не будут считаться внутренней рекламой, если такие лекарственные средства продаются в этой аптеке, а эти плакаты и листовки размещены в местах их продажи. Если же данная аптека не торгует некоторыми лекарственными средствами*, то листовка с информацией о них является для нее рекламой. Соответственно, рекламой будет информация о лекарственных средствах, продающихся в аптеке, но размещенная вне ее помещения, например на человеке — зазывале, стоящем напротив аптеки**.
* Ими торгует, например, другая(ие) аптека(и), входящая(ие) в сеть аптек предприятия.
** В письме Госкомпотребполитики от 13.08.2009 г. № 834516/18 (см. «Бухгалтер» № 42’2010, с. 21т) разъясняется, что реклама, размещенная на человеке, является наружной.
***** Например, разместивших в информационном материале выражения благодарности, признательности, тексты писем, отрывки из них с рекомендациями, рассказами о применении и результатах действия рекламируемых товара или услуги, а также ложную информацию о составе, происхождении, эффективности, патентной защищенности лекарственного средства (п/п. 2 п. 3 Порядка № 693).
2. В статье 21 Закона «О рекламе» приведен целый ряд требований к содержанию рекламы лекарственных средств.
Так, реклама лекарственных средств должна содержать:
— объективную информацию о них и осуществляться так, чтобы было понятно, что приведенное сообщение — реклама и что рекламируемый товар — это лекарственное средство;
— требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарственного средства;
— рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией по применению, прилагаемой к лекарственным средствам.
Кроме того, в рекламе лекарственных средств запрещено, в частности:
— ссылаться на терапевтические эффекты относительно заболеваний, не поддающихся или трудно поддающихся лечению;
— уведомлять о том, что лечебный эффект от употребления лекарственного средства является гарантированным;
— рекомендовать или ссылаться на рекомендации медицинских работников, ученых, медицинских заведений и организаций;
— информировать, что эффективность лекарственных средств обусловлена их естественным происхождением.
Обращаем внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 21 Закона «О рекламе» запрещается реклама лекарственных средств, употребляемых и распространяемых только по предписанию (рецепту) врача. Аналогичное требование содержится и в п. 17 Порядка отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений, утвержденного приказом МЗО Украины от 19.07.2005 г. № 360.
Вообще получается любопытная вещь: указанные ограничения (и это далеко не все!) как бы касаются только той информации в отношении продаваемых в аптеке лекарственных средств, которая выходит за пределы данной аптеки. То есть получается, что в листовке, распространяемой внутри помещения аптеки, можно, например, ссылаться на чудодейственные терапевтические эффекты, гарантировать лечебный эффект от употребления лекарственного средства?!
Формально выходит, что можно, ведь такие «внутренние» листовки — не реклама, а значит, на них не распространяются ограничения, установленные в ст. 21 Закона «О рекламе». Тем не менее и неформально делать этого не стоит, поскольку возникает резонный вопрос о том, насколько такие ссылки, призывы и гарантии впишутся в понятие «информация о товаре», которая, как мы понимаем, направлена на предоставление достоверных сведений о товаре и оказание помощи потребителям.
3. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена в ст. 27 Закона «О рекламе» и пунктах 2, 3 Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденного Постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 693 (далее — Порядок № 693)***.
*** См. там же, с. 15т–16т.
Выше мы уже выяснили, что в некоторых случаях «лекарственные» плакаты и листовки будут считаться рекламой, а в некоторых — нет.
В соответствии с п. 2 Порядка № 693 на рекламодателей, виновных в заказе рекламы, запрещенной законом****, или в несоблюдении установленных законом требований относительно содержания рекламы*****, налагается штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы.
**** Например, заказавших рекламу рецептурных лекарственных средств (п/п. 1 п. 3 Порядка № 693).
Повторное совершение таких нарушений в течение года влечет наложение штрафа в двойном размере.
Штрафы налагают уполномоченные лица Госпотребинспекции и ее территориальных органов в АР Крым, областях, г. Киеве и Севастополе.
Аптека некоторые лекарственные средства отпускает бесплатно по рецептам.
Необходимо ли в этом случае использовать РРО?
Мы считаем, что при отпуске лекарств по бесплатным рецептам использовать РРО не обязательно. Обоснование следующее.
Как известно, п. 1 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон об РРО)* требует, чтобы через РРО проводились все расчетные операции. А под расчетной операцией в ст. 2 Закона об РРО понимается прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов по месту реализации товаров (услуг). Если лекарство отпускается бесплатно, то есть без приема денег и т. п.,— разве это расчетная операция? Конечно нет. Поэтому в рассматриваемой ситуации необходимости использовать РРО нет.
* Статью 3 и упомянутую ниже ст. 2 Закона об РРО — см. в «Бухгалтере» № 25’2011 на с. 2т–4т, изменения к ст. 3 — в «Бухгалтере» № 32’2011 на с. 9–10.
ГНАУ, тем не менее, возможность такого выбора у аптекаря: применять или не применять РРО — некоторое время просто игнорировала. Так, в письме от 26.02.2010 г. № 1939/6/23-7015 (см. «Бухгалтер» № 13’2010, с. 32–33) она разъяснила, что поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение от предварительного программирования РРО при реализации лекарства по бесплатным рецептам, то такие бесплатные реализации необходимо проводить через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества. При этом потребителю следует выдавать соответствующий расчетный документ, в котором обязательно указывается предоплата (безналичный расчет).
К счастью, это письмо царствовало недолго. Письмом от 23.07.2010 г. № 7237/6/23-7015/868 (см. «Бухгалтер» № 32’2010, с. 34) оно было отозвано со следующей формулировкой:
«Государственная налоговая администрация Украины дополнительно проанализировала имеющиеся проблемные вопросы относительно продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам в аптечных заведениях и, учитывая результаты правовой экспертизы письма ГНА Украины от 26.02.2010 г. № 1939/6/23-7015, проведенной Министерством юстиции Украины, отзывает указанное письмо».
Так что ГНАУ умеет признавать свои ошибки — хотя бы под давлением Минюста. Поэтому продажу лекарств по бесплатным рецептам можно не проводить через РРО.** А расчетный документ (совсем не обязательно — кассовый чек) потребителю выдавать нужно. Кто бы спорил!
** Кстати, отмена «аптечного» письма может свидетельствовать о том, что позиция ГНАУ изменилась и в отношении других бесплатных продаж, а не только в аптеках по бесплатным рецептам.
Алла Погребняк