Темы статей
Выбрать темы

О налоговых проверках с целью определения достоверности начисления бюджетного возмещения

Редакция БР
Письмо от 03.02.2012 г. № 3395/7/15-4217

Возмещай, но проверяй!

(или не возмещай)                                                    

ГНСУ настаивает на проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения НДС
при наличии достаточных оснований

Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 03.02.2012 г. № 3395/7/15-4217

О налоговых проверках
с целью определения достоверности
начисления бюджетного возмещения

Государственная налоговая служба Украины по результатам анализа качества камеральных проверок по вопросам правомерности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в части обработки соответствия отчетных данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов, обращает внимание на ненадлежащее состояние аналитической работы при выяснении наличия оснований для проведения внеплановых выездных документальных проверок.

Так, последствия сопоставления отчетных данных отдельных плательщиков и информации АРМ «Таможня» свидетельствуют о возможных нарушениях налогового законодательства, в частности при осуществлении экспортных операций с привлечением услуг комиссионера, с целью получения дополнительных преференций, например: получение права на автоматическое бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость, использование дополнительных средств оптимизации налогообложения комиссионером (в том числе путем увеличения валовых затрат за счет страхования имущества комитента на основании ст. 1021 Гражданского кодекса Украины, п/п. 140.1.6 ст. 140 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)) и комитентом (в том числе при определении срока получения отчета комиссионера, который одновременно определяет срок передачи всего полученного по договору комиссии (ст. 1022 Гражданского кодекса Украины)).

На сегодняшний день в соответствии с пунк­том 200.16 статьи 200 Кодекса, в случае если плательщик налога экспортирует товары (сопутствующие услуги) за пределы таможенной территории Украины, полученные от другого плательщика налога на условиях комиссии, консигнации, поручения или других видов договоров, не предусматривающих перехода права собственности на такие товары (сопутствующие услуги) от такого другого плательщика налога к экспортеру, право на получение бюджетного возмещения имеет такой другой плательщик налога. При этом комиссионное вознаграждение, полученное плательщиком налога — экспортером от такого другого плательщика налога, включается в базу налогообложения по ставке, определенной подпунктом «а» пункта 193.1 статьи 193 Кодекса, и не включается в таможенную стоимость экспортируемых товаров.

Справочно. (Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом Государственной таможенной службы от 09.07.97 г. № 307):

— Если описанием графы 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» не предусмотрено иное, в графе указываются сведения о резиденте, заключившем внешнеэкономический договор (контракт) или другой документ, который используется в ме­ждународной практике вместо договора (контракта).

— При декларировании товаров, перемещаемых по внешнеэкономическому договору (контракту) и связанному с ним договору комиссии, заключенному между резидентами, в графе указываются сведения о комиссионере, заключившем внешне­экономический договор (контракт), и совершается запись «См. прил.», а в приложении приводятся сведения о комитенте.

В свою очередь в соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 Кодекса при определении даты возникновения налоговых обязательств в случае экспорта товаров во внимание принимается дата оформления таможенной декларации, удостоверяющая факт пересечения таможенной границы Украины, которая оформлена в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

С целью налаживания контроля за обеспечением исполнения указанной нормы налогового законодательства и упорядочивания процедуры проведения проверок правомерности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость Государственная налоговая служба Украины обязует при организации работы соблюдать требования действующего законодательства.

В частности, в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 Кодекса при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

Перечень достаточных оснований, предоставляющих право налоговым органам на внеплановую выездную документальную проверку плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения налога, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1238* (далее — Перечень).

* См. «Бухгалтер» № 6’2011, с. 8–9.— Ред.

Одним из оснований, определенных в п. 7 Перечня, является наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства в соответствии с пунк­том 78.1 статьи 78 раздела II Кодекса, в частности, если по итогам получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы госу­дарственной налоговой службы.

Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы в соответствии с подпунктом 72.1.2.6 пункта 72.1 статьи 72 Кодекса используется информация, поступившая, в том числе, от органов исполнительной власти об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов.

То есть получение налоговой информации относительно экспортных операций плательщиков налогов, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогового законодательства, требует дополнительного исследования в ходе документальной внеплановой выездной проверки.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 Перечня основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки является также отсутствие документальных плановых проверок в течение предыдущих 24 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих восьми последовательных отчетных периодов).

Заместитель директора Департамента
 налогообложения юридических лиц
 Л. Воронцова

От редакции

В данном письме ГНСУ требует от подчиненных ГНИ пожестче проводить проверки достоверности начисления бюджетного возмещения.

Видимо, на местах многие ГНИ расслабились и недорабатывают…

На то, что основания для проведения проверки в дан­ном случае могут найтись всегда, мы уже обращали внимание в «Бухгалтере» № 6’2011 на с. 9.

По данному вопросу см. также Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость), утвержденные приказом ГНАУ от 24.05.2011 г. № 306, в «Бухгалтере» № 33’2011 на с. 10–21.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше