Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы

Редакция БР
Приказ от 08.10.2012 г. № 1057

КонтРРОльная лента, электРРОнные копии...

Зарегистрирован
в Министерстве юстиции Украины
 17.10.2012 г. за № 1743/22055

Приказ Министерства финансов Украины
от 08.10.2012 г. № 1057

Об утверждении Требований
относительно создания контрольной ленты
в электронной форме в регистраторах
расчетных операций и модемов
для передачи данных и Порядка передачи
электронных копий расчетных документов
и фискальных отчетных чеков
регистраторов расчетных операций
по проводным или беспроводным каналам связи
в органы государственной налоговой службы

В соответствии с абзацем четвертым пункта 7 статьи 3, частью пятой статьи 13 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08 апреля 2011 года № 446, Положением о Государственной налоговой службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 12 мая 2011 года № 584, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных.

2. Утвердить прилагаемый Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы.

3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины (Чмерук Н. А.) и Департаменту налогового контроля Государственной налоговой службы Украины (Крухмалев С. Б.) в установленном порядке обеспечить:

представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование настоящего приказа.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.*

* Опубликован в «Офіційному віснику України» № 82/2012 от 05.11.2012 г.— Ред.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Украины Мярковского А. И. и Председателя Государственной налоговой службы Украины Клименко А. В.

Министр Ю. Колобов

Согласовано:

Председатель Национального банка Украины
С. Арбузов

Председатель Государственной службы Украины
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства М. Бродский

 

Утверждены приказом Министерства финансов Украины
 от 08.10.2012 г. № 1057

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины
 17.10.2012 г. за № 1743/22055

Требования относительно создания
контрольной ленты в электронной форме
в регистраторах расчетных операций
и модемов для передачи данных

I. Общие положения

1.1. Настоящими Требованиями устанавливаются критерии относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций (далее — РРО) для разных сфер применения и требования к модемам, с помощью которых РРО будут передавать данные в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи согласно технологии, разработанной Национальным банком Украины (далее — Национальный банк).

1.2. В настоящих Требованиях термины употребляются в следующем значении:

встроенный модем — модем, находящийся под кожухом РРО;

данные — информация, которая создается РРО и представлена в форме, пригодной для обработки электронными средствами;

внешний модем — модем, подключаемый к внешнему порту РРО;

каналы передачи информации — GSM/GPRS и/или другие проводные или беспроводные каналы, которые используются модемом для передачи информации в сервер обработки информации;

код аутентификации сообщения (message authen-tication code) (далее — MAC) — блок информации фиксированной длины, получаемый из открытого текста и ключа, однозначно соответствующий такому открытому тексту. MAC предназначен для проверки целостности и достоверности пакета данных РРО (в том числе в контрольной ленте в электронной форме). MAC формируется и проверяется модулями безопасности Национальной системы массовых электронных платежей (далее — НСМЭП);

контрольная лента в электронной форме (далее — КЛЭФ) — копии расчетных документов, а также копии фискальных отчетных чеков, последовательно сформированных РРО, созданные в электронной форме таким регистратором, которые хранятся на носителе контрольной ленты в форме пакетов данных;

контрольно-отчетная информация — информация, которую необходимо передавать в органы налоговой службы проводными или беспроводными каналами связи согласно пункту 7 статьи 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон);

модуль безопасности НСМЭП (далее — МБ) — средство защиты информации НСМЭП Национального банка, специализированное устройство, предназначенное для реализации функций защиты информации от модификации и пересмотра. Существует в форме карточки МБ SAM (модуль безопасности терминала НСМЭП) и форме платы для компьютера МБ серверов НСМЭП. МБ SAM предназначен для установки в РРО или модем;

носитель контрольной ленты в электронной форме — функциональная часть РРО с контрольной лентой в электронной форме, предназначенная для хранения созданных этим РРО пакетов данных;

пакет данных РРО (далее — ПД РРО) — набор данных, которые генерируются РРО в электронном виде. ПД РРО содержит информацию о событии или состоянии РРО, коде аутентификации сообщения, имеет определенный формат, защищенный от изменения и модификации;

порядок работы с модулем безопасности РРО — документ, разрабатываемый Национальным банком и предоставляемый разработчикам РРО на договорных началах;

программное обеспечение платежной системы (далее — ПО ПС) — часть программного обеспечения РРО, дающая возможность РРО выполнять функции терминала платежной системы — функции безналичных расчетов банковскими специальными платежными средствами. Архитектура РРО, создающая контрольную ленту в электронной форме, должна обеспечивать функционирование ПО ПС. ПО ПС в РРО соответствующей архитектуры является опциональным и устанавливается в РРО по желанию собственника РРО;

протокол передачи информации — документ, в котором приведены структура пакетов данных РРО для обмена с сервером обработки информации, интерфейсы взаимодействия компонентов, процесс персонализации РРО и т. п.;

сервер обработки информации — сервер информационного эквайера, в который модем передает контрольно-отчетную информацию;

служебная информация — любая информация, которая поступает в модем РРО и может дополнительно передаваться с помощью модема;

терминальный порт — логический или физический коммуникационный порт РРО, предназначенный для подключения оборудования, с помощью которого возможно выполнение безналичных платежей: считывателей карточек, банковских платежных терминалов и т. п.;

технология хранения и сбора данных РРО для Государственной налоговой службы Украины (далее — Технология Национального банка) — разработанная Национальным банком и согласованная Государственной налоговой службой Украины (далее — ГНС Украины) технология, предназначенная для использования в системе хранения и сбора данных РРО для ГНС Украины, дающая возможность в защищенном виде хранить в РРО электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые созданы РРО, передавать эти электронные копии по каналам связи в Систему учета данных РРО и определенные команды и конфигурационные данные от Системы учета данных РРО к РРО.

1.3. Термины «дневной отчет», «электронный контрольно-кассовый регистратор (ЭККР), «контрольная лента», «модем», «регистратор расчетных операций», «расчетный документ», «расчетная операция», «фискальный отчетный чек», «фискальная память», «фискальный режим работы», «фискальные функции» употребляются в значениях, определенных Законом.

1.4. Термин «фискальный блок» употребляется в значении, приведенном в Требованиях относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 2002 года № 199.

II. Требования относительно
создания контрольной ленты
в электронной форме в РРО с КЛЭФ

2.1. РРО с КЛЭФ должен иметь:

2.1.1. носитель КЛЭФ;

2.1.2. МБ SAM, который должен входить в состав фискального блока РРО;

2.1.3. программное обеспечение платежной системы (опционально);

2.1.4. уникальный номер для однозначной идентификации РРО сервером обработки информации;

2.1.5. интерфейс связи для обеспечения возможности передачи пакетов данных, находящихся в носителе КЛЭФ, на внешние устройства (персональный компьютер, внешний накопитель и т. п.);

2.1.6. свидетельство платежной организации НСМЭП о соответствии требованиям НСМЭП относительно подключения и использования МБ SAM.

2.2. Процессор фискального блока РРО с КЛЭФ с использованием МБ SAM должен обеспечивать реализацию функций формирования ПД РРО, включая MAC, проверки (верификации) такого MAC, записи сформированного пакета данных на носитель КЛЭФ, а также контроля целостности КЛЭФ. MAC пакета данных должен формироваться для каждого ПД РРО без исключений.

2.3. РРО с КЛЭФ должен обеспечивать:

2.3.1. контроль за отсутствием искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях и копий расчетных документов, содержащихся на КЛЭФ, с возможностью идентификации РРО на такой ленте;

2.3.2. проведение персонализации МБ SAM;

2.3.3. проведение персонализации РРО, печатание данных для подтверждения выполнения процедуры персонализации;

2.3.4. энергонезависимое хранение информации КЛЭФ в носителе КЛЭФ в течение законодательно установленного срока хранения;

2.3.5. печать пакетов данных, находящихся в носителе КЛЭФ, с помощью механизма печати РРО. При этом должна быть обеспечена возможность выбора пакета данных по дате создания или порядковому номеру расчетного документа или фискального отчетного чека;

2.3.6. проверку (верификацию) MAC пакета данных при распечатке на механизме печати;

2.3.7. блокирование проведения расчетных операций в случае:

невозможности формирования MAC пакета данных, который должен быть сохранен в КЛЭФ;

переполнения, неисправности или нарушения целостности информации в носителе КЛЭФ;

2.3.8. возможность функционирования ПО ПС и реализацию в составе РРО (или подключение через терминальный порт) карточного ридера/пин-пада платежного терминала.

III. Требования к РРО и модемам
 относительно передачи данных

3.1. Общие требования:

3.1.1. Модем должен:

обеспечивать соединение РРО с сервером обработки информации по каналам передачи информации;

иметь средства контроля за исправностью и средства тестирования канала передачи информации;

иметь подтверждение соответствия требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов согласно Закону Украины «О подтверждении соответствия». Если используется встроенный модем, подтверждение его соответствия должно проводиться в составе РРО, содержащего данный модем.

3.1.2. РРО с модемом должен обеспечивать:

автоматическую с заданной сервером обработки информации периодичностью передачу контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации по протоколу передачи информации (для РРО с КЛЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);

по запросу органов ГНС Украины передачу информации (для РРО с КЛЭФ и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе);

защиту контрольно-отчетной информации от подмены, модификации и пересмотра во время передачи средствами МБ SAM;

сохранение в контрольной ленте даты и времени передачи контрольно-отчетной информации в сервер;

прием и сохранение в контрольной ленте сообщения от сервера обработки информации о получении контрольно-отчетной информации, даты и времени приема данного сообщения сервером;

проведение персонализации МБ SAM, встроенного в РРО или модем;

проведение персонализации РРО, печатание данных для подтверждения выполнения процедуры персонализации;

повторную передачу контрольно-отчетной информации в случае, если полученное от сервера сообщение будет содержать такое требование;

накопление контрольно-отчетной информации в случае невозможности передачи ее из-за нарушения связи с сервером обработки информации по каким-либо причинам и автоматическую передачу накопленной информации в сервер обработки информации после возобновления связи;

индикацию исправного и неисправного состояния модема и канала передачи информации;

блокирование проведения расчетных операций в случае:

технической неисправности модема, который к нему присоединен, за исключением неисправности канала передачи информации (только для РРО с КЛЭФ);

невозможности передачи контрольно-отчетной информации в сервер обработки информации в течение 72 часов;

переполнения в модеме памяти для накопления сохранения контрольно-отчетной информации (только для РРО, печатающих бумажную контрольную ленту).

3.1.3. Разрешается использовать модем для передачи служебной информации. Допускается наличие в модеме или подсоединенном к нему РРО узлов и блоков для формирования служебной информации и выполнения других функций.

3.2. Требования к модему (встроенному или внешнему), который используется с РРО, печатающим бумажную контрольную ленту:

модем должен иметь встроенный индивидуальный МБ SAM;

модем должен иметь свидетельство платежной организации НСМЭП о соответствии требованиям НСМЭП относительно подключения и использования МБ SAM;

модем должен иметь уникальный номер для однозначной идентификации данного модема сервером обработки информации;

модем должен содержать энергонезависимую оперативную память, объем которой должен быть достаточным для накопления и сохранения контрольно-отчетной информации в течение 72 часов;

модем должен поставляться (производиться) заявителем (производителем) соответствующей модели РРО, внесенной в Государственный реестр РРО. В эксплуатационной документации внешнего модема должны быть указаны модели РРО, для эксплуатации с которыми он предназначен;

корпус внешнего модема должен иметь места для пломбирования и делать невозможным несанкционированный доступ к составным частям без нарушения пломб;

модем должен быть подключен непосредственно к РРО. Допускается подключение ЭККР к модему, а модема к управляющему устройству для ЭККР.

3.3. В РРО с КЛЭФ должен применяться встроенный модем.

Директор Департамента
налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

 

Утвержден приказом Министерства финансов Украины
 от 08.10.2012 г. № 1057

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины
 17.10.2012 г. за № 1744/22056

Порядок передачи электронных копий
расчетных документов и фискальных отчетных чеков
регистраторов расчетных операций
по проводным или беспроводным каналам связи
в органы государственной налоговой службы

I. Общие положения

1.1. Настоящим Порядком устанавливается механизм передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций (далее — РРО) проводными или беспроводными каналами связи в органы государственной налоговой службы для субъектов хозяйствования, использующих РРО.

1.2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

главный процессинговый центр национальной системы массовых электронных платежей (далее — ГПЦ) — участник платежной системы национальной системы массовых электронных платежей, который осуществляет информационное управление участниками национальной системы массовых электронных платежей;

информационный эквайер — участник платежной системы национальной системы массовых электронных платежей с ограниченными функциями, который предоставляет субъектам хозяйствования услуги по технической поддержке, информационному обслуживанию согласно технологии хранения и сбора данных РРО для органов государственной налоговой службы (далее — ГНС) и получил от Национального банка Украины (далее — НБУ) заключение о соответствии указанным требованиям и правилам работы, определенным НБУ;

национальная система массовых электронных платежей (далее — НСМЭП) — банковская многоэмитентная платежная система массовых платежей, в которой расчеты за товары и услуги, выдача наличных денег и другие операции осуществляются с помощью платежных смарт-карточек по технологии, разработанной НБУ;

система хранения и сбора данных РРО (далее — СХСД РРО) — система, предназначенная для сбора данных РРО в базу данных системы учета данных РРО, для реализации которой используется указанная технология;

система учета данных РРО (далее — СУД РРО) — программно-аппаратный комплекс, размещенный в центральном органе ГНС, использующий информацию, которая собирается с помощью СХСД РРО;

центр системной инициализации и персонализации карточек НСМЭП (далее — ЦСИПК) — компонент платежной системы НСМЭП, выполняющий непосредственно функции электрической инициализации и персонализации специальных платежных средств, модулей безопасности НСМЭП.

1.3. Термины «электронный контрольно-кассовый регистратор», «контрольная лента», «модем» «фискальная память», «расчетный документ», «расчетные операции», «регистратор расчетных операций», «фискальный отчетный чек» употребляются в значениях, установленных Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

1.4. Термины «код аутентификации сообщения» (далее — MAC), «контрольно-отчетная информация», «контрольная лента в электронной форме» (дальше — КЛЭФ), «пакет данных РРО» (далее — ПД РРО), «протокол передачи информации», «сервер обработки информации» употребляются в значениях, приведенных в Требованиях относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 08 октября 2012 года № 1057.

1.5. Субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие КЛЭФ, и/или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны обеспечить передачу на сервер обработки информации электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

1.6. Субъекты хозяйствования, использующие РРО для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, должны обеспечить передачу информации об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти, в сервер обработки информации.

1.7. Субъекты хозяйствования, которые используют РРО, не определенные в пунктах 1.5, 1.6 настоящего раздела, должны обеспечить передачу информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, которая содержится в их фискальной памяти, на сервер обработки информации.

II. Система хранения и сбора данных РРО

2.1. СХСД РРО базируется на технологии хранения и сбора данных РРО для ГНС Украины, разработанной НБУ. Составными компонентами СХСД РРО, использующей такую технологию, являются:

РРО с КЛЭФ;

РРО, печатающие контрольную ленту;

модем (встроенный или внешний);

информационный эквайер;

главный процессинговый центр НСМЭП;

ЦСИПК;

служба персонализации РРО;

СУД РРО.

2.2. СХСД РРО обеспечивает сбор и внесение данных РРО в базы данных СУД РРО в таком виде, в котором данные сформированы в РРО, проверку целостности и неизменности данных и идентификацию РРО средствами НСМЭП.

III. Требования
к информационному эквайеру

3.1. Информационные эквайеры как компоненты СХСД РРО являются «точками входа» в систему для РРО.

Информационные эквайеры обеспечивают:

организацию первичного взаимодействия с РРО — решение вопросов в случаях выявления проблем подключения РРО к СХСД РРО, осуществление мероприятий для решения технических вопросов передачи данных РРО, возникающих у субъектов хозяйствования;

организацию сеанса связи с РРО — первичную проверку аутентичности и регистрации РРО в СХСД РРО, проверку целостности защищенных пакетов данных, поступающих от РРО;

временное хранение защищенных пакетов данных, поступающих от РРО в любое время (в том числе в моменты «пиковых» нагрузок), в базе данных информационного эквайера;

реализацию оптимального регламента дальнейшей передачи защищенных данных, полученных от РРО, из базы данных информационного эквайера в СУД РРО;

хранение в базе данных информационного эква-йера защищенных пакетов команд и данных, поступающих от СУД РРО для РРО, которые обслуживаются данным информационным эквайером;

передачу на РРО защищенных пакетов команд и данных, накопленных в базе данных информационного эквайера, сеансом связи с соответствующим РРО.

3.2. Информационный эквайер СХСД РРО должен быть участником платежной системы НСМЭП, иметь заключение НБУ о соответствии определенным требованиям и правилам работы.

IV. Главный процессинговый центр НСМЭП

4.1. ГПЦ выполняет общие функции управления компонентами НСМЭП, используемыми в СХСД РРО.

4.2. Защита данных в каналах связи между информационными эквайерами, ГПЦ, СУД РРО обеспечивается модулями безопасности НСМЭП, работающими в серверах авторизации соответствующих комплексов.

4.3. ГПЦ НСМЭП не изменяет данных, которые передаются между информационными эквайерами и СУД РРО.

V. Центр системной инициализации
и персонализации карточек НСМЭП
и служба персонализации РРО

5.1. ЦСИПК выполняют эмиссию МБ SAM, передачу МБ SAM информационным эквайерам в соответствии с их заявками, согласованными платежной организацией НСМЭП.

5.2. Служба персонализации РРО размещается в центральном органе ГНС Украины и обеспечивает:

5.2.1. регистрацию и учет РРО в СХСД РРО;

5.2.2. персонализацию РРО.

VI. Система учета данных РРО

6.1. СУД РРО состоит из сервера авторизации, сервера приложений и базы данных.

6.2. Сервер авторизации предназначен для проверки MAC пакета данных и преобразования информации, поступающей от РРО, в открытую форму средствами НСМЭП.

6.3. Сервер приложений обеспечивает взаимодействие сервера авторизации и других компонентов СУД РРО с базой данных.

6.4. База данных предназначена для хранения:

6.4.1. перечня РРО, которые должны пройти или уже прошли персонализацию;

6.4.2. ПД РРО, которые были получены от РРО, в открытом виде;

6.4.3. команд и конфигурационных данных (регламент передачи данных, результат обработки сервером ПД РРО, запрос на повтор передачи отдельных ПД РРО и т. п.), которые нужно передать на РРО;

6.4.4. другой служебной информации, необходимой для функционирования СХСД РРО.

6.5. Доступ каких-либо компонентов СУД РРО в базу данных осуществляется исключительно через сервер приложений.

VII. Выпуск (эмиссия)
и персонализация МБ SAM

7.1. Информационные эквайеры по согласованию с платежной организацией НСМЭП заказывают МБ SAM у производителей карточек НСМЭП. Системная инициализация МБ SAM выполняется у производителя карточек.

7.2. Во время инициализации в МБ SAM вносятся все (кроме уникального номера — идентификатора- устройства, в котором будет работать МБ SAM) необходимые данные для функционирования МБ SAM (в том числе ключевая информация) в защищенном средствами НСМЭП виде.

7.3. Производители РРО заказывают МБ SAM в необходимом количестве у информационных эква-йеров.

7.4. Персонализация МБ SAM происходит путем внесения в МБ SAM идентификатора устройства — уникального номера у производителя на этапе производства РРО (или модема) после установления МБ SAM в фискальный блок РРО (или модем).

VIII. Персонализация РРО

8.1. Персонализация выполняется для РРО, которым уже назначен фискальный номер. После назначения фискальный номер и заводской номер РРО должны быть переданы в базу данных СУД РРО.

8.2. Персонализация требует подключения РРО к каналу связи.

8.3. В ходе персонализации выполняются следующие действия:

8.3.1. РРО переводится в режим персонализации;

8.3.2. РРО с помощью МБ SAM устанавливает защищенное соединение со службой персонализации через информационного эквайера и передает ей идентификационный номер МБ SAM, фискальный номер РРО и уникальный номер РРО (или модема);

8.3.3. служба персонализации передает СУД РРО и РРО информацию об успешном выполнении персонализации РРО.

IX. Передача данных РРО

9.1. Передача данных РРО выполняется согласно регламенту в формате XML по протоколу передачи информации. Информационные эквайеры обеспечивают реализацию регламента дальнейшей передачи защищенных данных, которые были получены от РРО, из базы данных информационного эквайера в СУД РРО.

9.2. Для РРО с КЛЭФ порядок передачи данных является следующим:

процессор РРО выбирает с носителя КЛЭФ те ПД РРО, которые подлежат передаче;

полученный набор данных средствами МБ SAM защищается от подмены, модификации и пересмотра;

модем устанавливает соединение с информационным эквайером и передает защищенный с помощью МБ SAM набор данных;

информационный эквайер проверяет средствами НСМЭП целостность набора данных и хранит его в неизменном (защищенном от пересмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном приеме данных от СУД РРО;

информационный эквайер направляет РРО подтверждение о получении и успешном хранении набора данных;

РРО принимает подтверждение и хранит его в носителе КЛЭФ;

в случае неудачного выполнения операции (нарушения целостности набора данных во время передачи, невозможности хранения информации в базе данных и т. п.) информационный эквайер возвращает в РРО код ошибки. В зависимости от кода ошибки РРО повторяет попытку передачи немедленно или через определенное время согласно регламенту передачи данных.

9.3. Для РРО без КЛЭФ порядок передачи данных является следующим:

РРО формирует пакет данных;

РРО передает ПД РРО в соединенный с ним модем;

модем средствами МБ SAM защищает данные от подмены, модификации и пересмотра;

модем во взаимодействии с МБ SAM устанавливает защищенное соединение с информационным эквайером и передает набор данных;

информационный эквайер проверяет средствами НСМЭП целостность набора данных и хранит его в неизменном (защищенном от пересмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном приеме данных от СУД РРО;

информационный эквайер направляет модему подтверждение о получении и успешном хранении набора данных;

модем принимает подтверждение, передает на РРО результат передачи данных;

в случае неудачного выполнения операции (нарушения целостности набора данных во время передачи, невозможности хранения информации в базе данных и т. п.) информационный эквайер возвращает модему код ошибки. В зависимости от кода ошибки модем повторяет попытку передачи немедленно или через заданное время согласно регла-менту передачи данных.

9.4. Обмен информацией между информационными эквайерами и СУД РРО осуществляется согласно регламенту, информационные эквайеры передают в СУД РРО ПД РРО.

При этом происходят следующие процессы:

информационный эквайер передает наборы данных, которые были получены от РРО с момента начала последнего сеанса связи с СУД РРО;

СУД РРО хранит полученную информацию в базе данных и направляет набор данных, который содержит:

подтверждение успешного приема данных;

набор команд, которые необходимо передать на соответствующие РРО (командный набор данных);

информационные эквайеры после получения подтверждений и командного набора данных:

удаляют из базы данных наборы данных, которые были успешно переданы;

формируют командный набор данных для соответствующих РРО или модемов и передают его на соответствующие РРО (модемы) во время следующего сеанса связи.

9.5. Передача команд на РРО, командные наборы данных, которые были сформированы в базах данных информационных эквайеров (по командам, полученным от СУД РРО) и имеют статус предназначенных для передачи на РРО (модемы), передаются на соответствующие РРО (модемы) во время очередного сеанса связи, инициированного соответствующим РРО.

9.6. При приеме командного набора данных РРО (модем) проверяет целостность данного набора средствами МБ SAM. В случае успешной проверки РРО (модем) выполняет действия, определенные в командном наборе данных.

Директор Департамента
налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

 

Комментарий от А. Погребняк

Приказом от 08.10.2012 г. № 1057 Минфин утвердил два документа, необходимость принятия которых была предусмотрена п. 7 ст. 3 и ч. 5 ст. 13 Закона об РРО*.

Напомним, что еще в 2010 году Законом от 02.12.2010 г. № 2756- VI в Закон об РРО были внесены изменения, направленные на установление «электронной связи» между субъектами хозяйствования и органами налоговой службы с помощью модемов, которыми необходимо было оснастить РРО. При этом в соответствии с п. 8 «Заключительных положений» Закона об РРО первичная регистрация РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, должна была начаться с 01.12.2011 г., чтобы с 01.01.2012 г. они начали работать по-новому.

Однако продвинутым планам главных налоговиков не суждено было сбыться: в письме от 28.12.2011 г. № 10653/7/22-1317/321 они признали, что применение соответствующих моделей РРО, передача отчетности об их использовании, а также осуществление контрольно-проверочных мероприятий органами ГНС по указанным вопросам пока невозможны, поскольку идет разработка требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемов для передачи данных и порядка передачи информации в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи.

В «Бухгалтере» № 1–2’2012 на с. 50–51 мы указали причины, по которым в то время данное законодательное требование реализовать было невозможно.

Так что плательщикам налогов повезло: вследствие технологической неготовности НБУ и ГНСУ они получили годовую отсрочку по внедрению «модемных» новаций. А Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI раздел II «Заключительные положения» Закона об РРО был дополнен п. 9 (см. «Бухгалтер» № 26’2012, с. 27), в соответствии с которым «электронная связь» между субъектами хозяйствования, которые применяют РРО, и органами ГНС до 01.01.2013 г. стала добровольной.**

И вот наконец МФУ приказом от 08.10.2012 г. № 1057 утвердил Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных (далее — Требования) и Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы (далее — Порядок).

На что следует обратить внимание в Требованиях и Порядке?

Что касается Требований, то они представляют интерес, в первую очередь, для производителей РРО и модемов, которые должны обеспечивать функцию создания контрольной ленты в электронном виде.

В соответствии с п. 1.2 раздела I Требований

«контрольная лента в электронной форме (далее — КЛЭФ) — копии расчетных документов, а также копии фискальных отчетных чеков, последовательно сформированных РРО, созданные в электронной форме таким регистратором, которые хранятся на носителе контрольной ленты в форме пакетов данных».

В разделе III Требований приведены условия, которым должны соответствовать РРО и модемы, которые будут передавать данные в электронной форме по проводным или беспроводным каналам.

Так, модемы могут как встраиваться в РРО, так и присоединяться к нему (внешний модем). В эксплуатационной документации внешнего модема должны быть указаны модели РРО, для эксплуатации вместе с которыми он предназначен (п. 3.2 раздела III Требований).

В РРО с КЛЭФ должен применяться встроенный модем (п. 3.3 раздела III Требований).

Далее перейдем к Порядку и отметим следующее.

Во-первых, между субъектами хозяйствования, применяющими РРО, и налоговиками появится посредник — информационный эквайер. В соответствии с п. 1.2 раздела I Порядка это участник платежной системы национальной системы массовых электронных платежей с ограниченными функциями, который предоставляет субъектам хозяйствования услуги по техподдержке, информационному обслуживанию согласно технологии хранения и сбора данных РРО для органов ГНС.

Во-вторых, субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие КЛЭФ, и/или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны обеспечить передачу на сервер обработки информации электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены (п. 1.5 раздела I Порядка). А субъекты хозяйствования, использующие другие РРО, должны обеспечить передачу информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, которая содержится в их фискальной памяти, на сервер обработки информации (п. 1.7 раздела I Порядка).

В-третьих, передача электронных копий расчетных документов и Z-отчетов потребует персонализации РРО согласно разделу VIII Порядка. Служба персонализации РРО размещается в центральном органе ГНСУ (п. 5.2 раздела V Порядка).

В-четвертых, субъектам хозяйствования следует внимательно изучить алгоритм передачи данных РРО, прописанный в разделе IX Порядка. Отметим, что порядки передачи данных для РРО с КЛЭФ и для РРО без КЛЭФ различаются (п. 9.2 и 9.3 раздела IX Порядка соответственно).

В-пятых, с 01.07.2013 г. добавится еще один РРО-штраф. В этой связи напомним, что п. 9 ст. 17 Закона об РРО (см. «Бухгалтер» № 26’2012, с. 27) предусмотрено, что при непредставлении в органы ГНС отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из РРО по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности их представления к субъектам хозяйственной деятельности применяется финсанкция в размере 10 нмдг (170 грн).

Следует отметить, что в 2012 году действие этой нормы, которая не работала, тем не менее смягчалось абз. 2 того же пункта 9, согласно которому в случае нарушения впервые в течение 2012 года нормы об обязательном представлении копий расчетных документов в электронной форме финансовые санкции применяться не должны. Есть надежда, что антиштрафной адаптационный период будет введен и в 2013 году. В то же время лучше не расслабляться и подготовиться к представлению электронной РРО-отчетности. Время пока терпит...

 

* Статьи 3, 13 и упомянутый ниже п. 8 «Заключительных положений» Закона об РРО — см. в «Бухгалтере» № 25’2011 на с. 3 т–4т, 7т и 10т соответственно, изменения к ним — в № 32’2011 на с. 9–10.

** Как можно было работать на добровольных началах в условиях отсутствия необходимых документов — непонятно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше