Темы статей
Выбрать темы

Лицензии, патенты, хмелесбор, отчетность при реализации алкогольных напитков и содержащих их кондитерских изделий

Редакция БР
Ответы на вопросы

— Конфетки детские,
с дополнительной перегонкой
спиртового содержимого!

Всего 38 градусов!
Для взрослых — 40...

Лицензии, патенты, хмелесбор, отчетность
при реализации алкогольных напитков
и содержащих их кондитерских изделий

1. На предприятии ресторанного хозяйства изготовляют кондитерские изделия (пирожные, торты и т. п.), в состав которых входят алкогольные напитки (коньяк, ликер и т. д.).

Просим разъяснить:

1) нужна ли предприятию розничная алкогольная лицензия?

2) должно ли предприятие уплачивать хмелесбор в случае реализации кондитерских изделий, содержащих алкогольные напитки?

 

1) Мы считаем, что получать лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками предприятию не нужно. Поясним, почему.

Напомним, что в соответствии со ст. 15 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», с изменениями (далее — Закон № 481)*, лицензированию подлежит розничная торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин).

* См. «Бухгалтер» № 1–2’2011, с. 24.

Под розничной торговлей алкогольными напитками п. 2 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных Постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854 (далее — Правила № 854, см. их, с изменениями, в «Бухгалтере» № 11’2008 на с. 11т–15т), понимает

«деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания».

Аналогичное определение розничной торговли приведено и в ст. 1 Закона № 481.

Какие же напитки считаются алкогольными?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 1 Закона № 481 (см. там же с. 2т). В соответствии с ней к алкогольным напиткам относятся продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2% объемных единиц, относящиеся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08.

Это означает следующее: продукты, не соответствующие этому критерию, не являются алкогольными напитками; торговля такими продуктами не является розничной торговлей в понимании Закона № 481.

Поскольку при реализации потребителям кондитерских изделий, одним из ингредиентов которых является алкоголь, предприятие не осуществляет продажу алкогольных напитков, такая продажа не требует получения розничной алкогольной лицензии.

В ЕБНЗ можно встретить разъяснения налоговиков по поводу необходимости получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками субъектом хозяйствования, который осуществляет деятельность в ресторанном хозяйстве и использует для производства фирменных блюд, кулинарных и мучных кондитерских и булочных изделий алкогольные напитки.

При этом в своем ответе они ссылаются на Порядок разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда, кулинарные и мучные кондитерские изделия в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденный приказом Минэкономики от 25.09.2000 г. № 210, согласно которому такие субъекты хозяйствования должны иметь утвержденную технологическую документацию на фирменные блюда и т. п. К технологической документации относятся сборники рецептур, кулинарных и т. п. изделий, технологические инструкции и технологические карты. В технологических картах, которые составляются на фирменные блюда и изделия, указывается, в частности, перечень продуктов, продовольственного сырья, веществ и сопутствующих материалов, используемых в процессе приготовления. Так вот, ЕБНЗ-специалисты считают, что

«если у субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в ресторанном хозяйстве и использующего в соответствии с технологическими картами (рецептурами) для производства фирменных блюд, кулинарных и мучных кондитерских и булочных изделий алкогольные напитки, отсутствует выручка от реализации алкогольных напитков (по данным кредита счета 70 «Доход от реализации работ и услуг»), то приобретать лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками не нужно. Однако если у субъекта хозяйствования по кредиту счета 70 «Доход от реализации работ и услуг» отражается выручка от реализации алкогольных напитков, то для осуществления деятельности такой субъект хозяйствования должен иметь соответствующую лицензию».

Вместе с тем трудно представить, чтобы предприятия ресторанного хозяйства, реализуя клиентам блюда и изделия с добавлением алкоголя, разбивали стоимость таких изделий, выделяя при этом отдельно выручку от продажи входящей в них алкогольной составляющей. Вдобавок опять же, повторимся, никакой реализации алкогольных напитков в данном случае не происходит, поэтому лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками предприятию ресторанного хозяйства получать не нужно, ведь сама по себе деятельность в сфере ресторанного хозяйства — как вид деятельности — не лицензируется.

2) По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации предприятие ресторанного хозяйства не является плательщиком хмельного сбора. В этой связи напомним, что в соответствии со ст. 2 Закона от 09.04.99 г. № 587-XIV «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» (далее — Закон № 587)*

* Закон № 587 — см. в «Бухгалтере» № 33’2010 на с. 2т, изменения к нему — в № 32’2011 на с. 12 и № 45’2011 на с. 23–24.

«Объектом обложения сбором является выручкатоварооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово--розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме».

Отвечая на первый вопрос, мы уже убедились в том, что при реализации кондитерских изделий с алкогольной составляющей предприятие не занимается продажей алкогольных напитков. Поэтому объекта обложения хмельным сбором при продаже таких кулинарных изделий тоже не возникает.

Кстати, ГНАУ в вопросе (не)обложения хмелесбором придерживается примерно той же позиции, что и в вопросе (не)обязательности получения лицензии. Так, в п. 4 ее письма от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117 (см. «Бухгалтер» № 32’2009, с. 21–22, или № 33’2010 на с. 19т) разъясняется буквально следующее:

«Субъект хозяйствования, реализующий в сети общественного питания продукцию собственного производства (кремы, десерты, кофе, кондитерские изделия), при приготовлении которой используются алкогольные напитки, является плательщиком сбора в том случае, когда выручка от их реализации алкогольных напитков отражается по кредиту счета 70 «Доход от реализации работ и услуг» отдельно и является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства».

К такому же выводу пришли контролеры и в ЕБНЗ на официальном сайте www.sts.gov.ua.

Таким образом, если в учете промелькнет отдельная реализация алкоголя (при условии что он выступает одним из пунктов рецептуры), налоговики рекомендуют уплачивать хмельной сбор.

Вместе с тем Минагрополитики указанное мнение налоговиков не разделяет: в письме от 17.05.2008 г. № 37-38-11/7678 оно не выдвигает никаких условий в отношении отдельного учета выручки от реализации алкогольных напитков, используемых при изготовлении кулинарных изделий. Что ж, данное ведомство может себе это позволить, ведь оно не занимается мобилизацией налоговых платежей в бюджет.

 

2. При выкладке и размещении товаров на полках магазина работник разбил несколько бутылок вина и пива.

Разъясните, пожалуйста, нужно ли уплачивать хмелесбор на стоимость разбитых алкогольных напитков при условии компенсации работником суммы ущерба.

Нет, хмельной сбор за разбитые бутылки вина и пива уплачивать не нужно. Дело в том, что объектом обложения хмелесбором является выручка от реализации в оптово-розничной сети и сети общепита алкогольных напитков и пива (ст. 2 Закона № 587). Разбитые же бутылки с вином и пивом никогда не будут реализованы. А компенсация суммы ущерба не является продажей напитков. Поэтому объекта обложения хмельным сбором в рассматриваемой ситуации не возникает.

 

3. Номера гостиницы оборудованы мини-барами, в которых находятся соки, вода, пиво.

Сколько торговых патентов необходимо приобретать гостинице при условии, что оплата напитков производится на ресепшене?

Напомним, что в соответствии с п/п. 267.1.1 НКУ субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность в пунктах продажи товаров, являются плательщиками сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности и должны приобрести торговый патент.

К пунктам продажи, в частности, относятся магазины, другие торговые точки с торговым залом для покупателей или с использованием для торговли его части, прилавки, другие виды торговых точек (п/п. 14.1.211 НКУ). В свою очередь, под торговой деятельностью для целей раздела XII НКУ** понимают розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличные денежные средства, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек (п/п. 14.1.246 НКУ).

** Раздел XII «Местные налоги и сборы» (статьи 265–268).

Итак, количество патентов должно быть равно количеству пунктов продаж.

В «Бухгалтере» № 45’2010 на с. 49 мы аргументированно доказывали, что пункт продажи, для которого необходим отдельный патент,— это помещение со своим местом проведения расчетов. Под местом проведения расчетов согласно ст. 2 Закона об РРО понимается место, где осуществляются расчеты с покупателями за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства.

Таким образом, сам по себе гостиничный номер с мини-баром не может считаться пунктом продажи, за который уплачивают сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности, поскольку в нем не осуществляются расчеты.

По аналогичным основаниям не относится к пунктам продажи и холодильное оборудование: холодильные витрины, лари (прилавки) морозильные и т. п., устанавливаемые в торговых залах магазинов, из которых покупатели самостоятельно достают продукты питания.

Если оплата потребленных напитков производится лицом, проживающим в гостинице, на ресепшене, то гостинице для этих целей необходимо приобрести один патент. Напомним, что согласно п. 267.6 НКУ оригинал торгового патента (или его нотариально удостоверенная копия) должен быть размещен возле РРО или в отведенном для торговой деятельности месте и быть открытым и доступным для осмотра.

 

4. Обязаны ли субъекты хозяйствования, получившие лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками, представлять соответствующую отчетность?

По всей видимости, вопрос возник в связи с изменениями, внесенными Законом от 04.07.2012 г. № 5039-VI в Закон от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Напомним, что изменения касаются, в частности, особенностей представления субъектами хозяйствования отчета об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Дело в том, что в соответствии с предыдущей редакцией ст. 16 Закона № 481 требование о представлении такого отчета не распространялось на розничных торговцев алкоголем и табаком. Теперь же (с 1 августа 2012 года) и розничные алко/табакоторговцы охвачены обязательствами по представлению такой отчетности. В связи с этим им следует запомнить, что представлять ее нужно в орган, выдающий лицензии, ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Единственная неувязка заключается в том, что формы соответствующей отчетности утверждены только для оптовой торговли.

Напомним, что для алкоголя это форма № 1-ОА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков», утвержденная приказом ГНАУ от 27.04.2006 г. № 228, с изменениями. Так что пока розничным торговцам алкоголем отчитываться не на чем, а значит, обязанности представлять такую отчетность у них нет.

Трудно понять, согласны ли с этим специалисты Департамента взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью ГНСУ. В своей консультации (которая является ответом на вопрос, должны ли представлять отчетность розничные торговцы алкоголем, форма отчетности для которых не утверждена) они разъясняют, что согласно действующему законодательству отчеты об объемах реализации алкогольных напитков и табачных изделий представляются субъектами хозяйствования, получившими лицензии на производство или на право импорта, экспорта и оптовой торговли (кроме лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями).* Из этого ответа мы заключили, что не должны.

* См. газету «Налоги и бухгалтерский учет» № 77’2012, с. 40.

И — обратим внимание на то, что Законом № 5039-VI установлена ответственность субъектов хозяйствования в виде штрафа в размере 1700 грн за непредставление, несвоевременное представление указанного отчета или за его представление с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта). Раньше Закон № 481 такой ответственности не содержал. Поэтому розничным алкоторговцам необходимо отслеживать появление новой отчетности, если, конечно, 1700 грн для них такие уж большие деньги.

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше