Что день грядущий
нам сюрпризит...
Проанализируем наиболее важные (с нашей точки зрения) положения проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов».
1. Вводятся определения прямой поставки товаров (работ, услуг) и прямой оплаты (п/п. 14.1.269 и п/п. 14.1.270 соответственно).
2. Расширяются полномочия органов ГНС.
При выявлении сделки, заключенной с целью сокрытия другой, они получат право определять налоговые и денежные обязательства плательщикам налогов исходя из содержания той сделки, которую стороны действительно имели в виду, и/или из экономической сути сделки (абз. 2 п/п. 20.1.27).
Кроме того, налоговики смогут осуществлять контроль за соблюдением субъектами ВЭД требований валютного законодательства (п/п. 20.1.29). У них появится также возможность обращаться в суд с иском к предприятиям и гражданам о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким сделкам, а в других случаях — средств, полученных без установленных законом оснований (п/п. 20.1.42).
3. Вводится ответственность за нарушение условий хранения, производства и/или реализации подакцизной продукции. Она заключается в том, что в случае выявления фальсифицированных подакцизных товаров без марок акцизного налога или с поддельными марками применяется ответственность в виде штрафа в размере 200% стоимости товара, но не менее 10 минзарплат.
4. Коренным образом должны измениться правила налогообложения операций с ЦБ и деривативами.
4.1. Вводится особый налог на операции по отчуждению ЦБ и операции с деривативами, он будет считаться разновидностью акцизного налога (п/п. 14.1.4).
Плательщиками особого налога является любое физ- или юрлицо — резидент или нерезидент, проводящее операции по продаже, обмену или другим способам отчуждения ЦБ (далее — операции по продаже ЦБ) (кроме операций по размещению, погашению, выкупу, конвертации, повторной продаже эмитентом или в результате осуществления взноса в уставный капитал)* и операции с деривативами (п/п. 212.1.9).
Любопытно, что плательщики особого налога не должны регистрироваться в качестве плательщиков налога (п/п. 212.3.3).
Операции по продаже ЦБ, в которых происходит переход права собственности на ЦБ, кроме операций, осуществляемых на межбанковском рынке, являются объектом налогообложения особым налогом (п/п. 213.1.7).
Базой налогообложения особого налога является договорная стоимость ЦБ или деривативов, определенная в первичных бухгалтерских документах по любой операции по продаже ЦБ (п. 214.8).
Установлены следующие ставки особого налога (ст. 2151):
— 0% от суммы операции по продаже ЦБ и операций с деривативами на фондовой бирже;
— 0,1% от суммы операций по продаже вне фондовой биржи ЦБ, находящихся в биржевом реестре;
— 3% от суммы операций по продаже вне фондовой биржи ЦБ, не находящихся в биржевом реестре;
— 5 нмдг за заключенный дериватив (контракт) вне фондовой биржи.
Установлены особенности исчисления, порядок и срок уплаты особого налога (ст. 219).
4.2. Особенности взимания налога на прибыль субъектами хозяйствования, применяющими особую систему налогообложения операций с ЦБ и деривативами, их учета и отчетности, установлены пунктами 153.8–153.9.
Во-первых, плательщик налога разделяет финрезультаты по операциям с ЦБ, находящимися и не находящимися в обороте на фондовой бирже.
Во-вторых, учет убытков от операций с «фондобиржевыми» и «нефондобиржевыми» ЦБ отличается: для первых убытки учитываются в определении прибылей/убытков от операций с такими ЦБ следующих отчетных периодов до полного погашения. Для вторых же период учета убытков ограничен тремя годами.
В-третьих, прибыль от операций как с «фондобиржевыми», так и с «нефондобиржевыми» ЦБ включается в состав доходов по таким операциям в качестве результата такого отчетного периода и облагается по ставке 10% (п. 151.4).
В-четвертых, доходы от операций с «фондобиржевыми»/«нефондобиржевыми» ЦБ не могут быть уменьшены на расходы или убытки от операций с «нефондобиржевыми»/«фондобиржевыми» ЦБ соответственно.
В-пятых, нормы п. 153.8, посвященные операциям с ЦБ, не будут распространяться на определение финрезультата, полученного плательщиком налога от операций с корпоративными правами, отличными от ЦБ.
Финрезультат от операций с корпоративными правами рассчитывается по бухучетным правилам. На убыток, полученный от таких операций, уменьшается размер собственного капитала такого плательщика налога (п. 153.9).
5. В законопроекте устанавливается, что в случае заключения договоров, предусматривающих осуществление продажи товаров (работ, услуг) нерезидентам, имеющим офшорный статус или являющимся резидентами стран, в которых ставка налога на прибыль меньше ставки, установленной п. 151.1 НКУ, на 5 или более процентных пунктов, или при осуществлении продажи через таких нерезидентов доходы плательщиков налога, полученные в качестве оплаты стоимости проданных товаров (работ, услуг), включаются в состав их дохода в сумме, составляющей 120% стоимости таких товаров (работ, услуг) (п. 161.2).
6. Ожидается либерализация упрощенной системы налогообложения. Она заключается в:
— отмене ограничений по критерию количества наемных работников для групп 5 и 6 плательщиков единого налога;
— снижении ставки единого налога для групп 5 и 6 с 7% и 10% до 5% и 7%;
— установлении для плательщиков ЕН групп 1 и 2 в качестве налогового периода календарного года, а для плательщиков ЕН групп 3 и 6 — календарного квартала.
Для плательщиков ЕН ограничивается возможность неиспользования РРО. Так, уйти от неприменения РРО смогут только плательщики ЕН групп 1 и 2, кроме плательщиков ЕН, осуществляющих продажу товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, подпадающих под определение групп 71, 84, 85 и 91 УКТ ВЭД (п. 296.10).
Расширены возможности подачи заявления об избрании или переходе на единый налог. Кроме подачи заявления лично или уполномоченным на это лицом его можно отослать по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, а также средствами электронной связи в электронной форме (п/п. 298.1.1).
7. Внесены изменения в ставки акцизного налога для табачных изделий, нефтепродуктов, сжиженного газа. Существенные изменения внесены в раздел VIII «Экологический налог» НКУ.
Алла Погребняк
* Далее по тексту оговорка в скобках не приводится, но подразумевается.