Темы статей
Выбрать темы

Когда применяется правило о конфликте интересов; как быть с персональными данными уволенного работника

Редакция БР
Письмо от 25.09.2012 г. №

— Уволившийся Галатасараенко...

— Какой Галатасараенко???

Когда применяется правило о конфликте интересов;
как быть с персональными данными уволенного работника

Письмо Министерства юстиции Украины
от 25.09.2012 г. № Н-18036/8.2*

В соответствии с письмом <...> в Министерстве юстиции рассмотрено Ваше обращение <...> относительно предоставления разъяснения некоторых вопросов законодательства и в пределах компетенции сообщается.

[1.] В соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 4 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 395, Минюст в соответствии с возложенными на него задачами предоставляет разъяснения и организовывает рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью Минюста Украины, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Министерства, а также относительно актов, которые им издаются.

Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс) регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Данным Кодексом определяются функции и правовые основы деятельности органов государственной налоговой службы (пункт 1.1 статьи 1 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Кодекса налоговое законодательство Украины основывается на принципе презумпции правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа.

В случае если норма данного Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании данного Кодекса, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо если нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов (пункт 56.21 статьи 56 Кодекса).

В соответствии с подпунктом 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 Кодекса органы государственной налоговой службы являются контролирующими органами в отношении налогов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпункте 43.1.2 данного пункта, а также в отношении законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы.

Также отмечаем, что согласно статье 52 Кодекса по обращению плательщиков налогов контролиру-ющие органы предоставляют бесплатно консультации по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом.

Не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией, в частности, на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена (пункт 53.1 статьи 53 Кодекса).

От редакции

Из письма Минюста можно узнать много полезной информации о правовых основах деятельности ГНС, о правиле разрешения конфликта интересов...

Нет только ответа на конкретно сформулированный вопрос: применяется ли «конфликтное» правило при проведении проверок и при административном обжаловании.

На наш взгляд, ответ очевиден: конечно, применяется. Было бы странно, если бы принцип действовал лишь в крайне ограниченной ситуации судебного разбирательства.

 

[2.] Закон Украины «О защите персональных данных» (далее — Закон) регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных при их обработке.

В соответствии со статьей 2 Закона Государственный реестр баз персональных данных — это единая государственная информационная система сбора, накопления и обработки сведений о зарегистрированных базах персональных данных.

База персональных данных — это именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных.

Владелец базы персональных данных — это физическое или юридическое лицо, которому законом или с согласия субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не определено законом.

Обработка персональных данных — это любое действие или совокупность действий, осуществленных полностью или частично в информационной (автоматизированной) системе и/или в картотеках персональных данных, которые связаны со сбором, регистрацией, накоплением, хранением, адаптированием, изменением, восстановлением, использованием и расширением (распространением, реализацией, передачей), обезличиванием, уничтожением сведений о физическом лице.

Согласно статье 9 Закона база персональных данных подлежит государственной регистрации путем внесения соответствующей записи уполномоченным государственным органом по вопросам защиты персональных данных в Государственный реестр баз персональных данных.

Владелец базы персональных данных обязан уведомлять уполномоченный государственный орган по вопросам защиты персональных данных о каждом изменении сведений, необходимых для регистрации соответствующей базы, не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня наступления такого изменения.

Уполномоченный государственный орган по вопросам защиты персональных данных в течение десяти рабочих дней со дня поступления уведомления об изменении сведений, необходимых для регистрации соответствующей базы, должен принять решение относительно указанного изменения и уведомить об этом владельца базы персональных данных.

В соответствии со статьей 10 Закона использование персональных данных предусматривает любые действия владельца базы по обработке этих данных, действия по их защите, а также действия по предоставлению частичного или полного права обработки персональных данных другим субъектам отношений, связанных с персональными данными, которые осуществляются с согласия субъекта персональных данных или в соответствии с законом.

Использование персональных данных работниками субъектов отношений, связанных с персональными данными, должно осуществляться только в соответствии с их профессиональными или служебными либо трудовыми обязанностями. Данные работники обязаны не допускать разглашения каким-либо способом персональных данных, которые им были доверены или которые стали известны в связи с исполнением профессиональных или служебных либо трудовых обязанностей. Такое обязательство действует после прекращения ими деятельности, связанной с персональными данными, кроме случаев, установленных законом.

Согласно статье 15 Закона персональные данные в базах персональных данных уничтожаются в порядке, установленном в соответствии с требованиями закона.

Персональные данные в базах персональных данных подлежат уничтожению в случае, в частности, прекращения правоотношений между субъектом персональных данных и владельцем или распорядителем базы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 Положения о Государственном реестре баз персональных данных и порядке его ведения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 2011 года № 616, Государственный реестр баз персональных данных (далее — Реестр) как единая государственная информационная система сбора, накопления и обработки сведений о зарегистрированных базах персональных данных ведется с целью реализации государственной политики в сфере защиты персональных данных.

Держателем Реестра является ГСЗПД, которая обеспечивает его создание и ведение.

ГСЗПД осуществляет регистрацию баз персональных данных, а также вносит изменения в сведения, содержащиеся в Реестре, о зарегистрированной базе персональных данных на основании заявления, поданного владельцем такой базы или уполномоченным им лицом (далее — заявитель).

Вместе с тем в соответствии со статьей 20 Закона владельцы или распорядители баз персональных данных обязаны вносить изменения в персональные данные на основании мотивированного письменного требования субъекта персональных данных.

Разрешается внесение изменений в персональные данные по обращению других субъектов отношений, связанных с персональными данными, если на это имеется согласие субъекта персональных данных или соответствующее изменение осуществляется по решению суда, вступившему в законную силу.

Изменение персональных данных, не соответствующих действительности, производится безотлагательно с момента установления несоответствия.

Кроме того, сообщаем, что приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20 июля 1998 года № 41, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 сентября 1998 года за № 576/3016, утвержден Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов.

В то же время отмечаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они имеют разъяснительный, информационный характер и не устанавливают новых правовых норм.

От редакции

Опять — много текста, но прямого ответа от Минюста нет. Цитирование же ст. 15 Закона наводит на мысль, что предприятие обязано изъять из своей базы персональные данные по уволенному работнику (уничтожить такие данные). В то же время определенные документы, содержащие персональные данные, нужно хранить в течение законодательно регламентированных сроков.

Об этом — см. также письмо Государственной архивной службы Украины от 13.09.2012 г. № 01.2/2855 в «Бухгалтере» № 39’2012 на с. 34–35.

Первый заместитель Министра И. Емельянова

 

* Приводим вопросы, ответом на которые является это письмо:

«1. Должно ли правило разрешения конфликта интересов (предусмотренное п/п. 4.1.4 и п. 56.21 НК Украины) применяться налоговыми органами не только в ходе судебного урегулирования, но и при проведении проверок (мероприятий контроля), и при административном обжаловании?

2. Физическое лицо уволилось по собственному желанию. Должно ли предприятие, принимая во внимание требования Закона от 01.06.2010 г. № 2297-VI «О защите персональных данных», уничтожить все данные о нем (в частности, согласно требованиям п. 2 ст. 15)? Но существуют ли требования других нормативных актов (кроме Закона № 2297-VI) относительно срока хранения документов?».— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше