Темы статей
Выбрать темы

О Министерстве доходов и сборов Украины

Редакция БР
Указ от 18.03.2013 г. № 141/2013

БАНД*-формирование

Указ Президента Украины
от 18.03.2013 г. № 141/2013

О Министерстве доходов и сборов Украины

(извлечение)

1. Утвердить Положение о Министерстве доходов и сборов Украины (прилагается).

2. Министерство доходов и сборов Украины является правопреемником реорганизующихся Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины.

3. Установить, что до принятия законодательных и других нормативно-правовых актов:

в составе Министерства доходов и сборов Украины и его территориальных органов создаются и действуют подразделения налоговой милиции;

Министр доходов и сборов Украины осуществляет полномочия, связанные с приемом, прохождением и увольнением со службы лиц рядового и начальственного состава налоговой милиции, проходящих службу в составе Министерства доходов и сборов Украины в соответствии с Положением о прохождении службы рядовым и начальственным составом органов внутренних дел;

за должностными лицами органов государственной налоговой и таможенной служб и лицами рядового и начальственного состава налоговой милиции, переходящими на службу в Министерство доходов и сборов Украины и его территориальные органы, членами их семей сохраняются условия оплаты труда и материального обеспечения, льготы и другие социальные гарантии (в том числе медицинское обслуживание, санаторно-курортное и пенсионное обеспечение), установленные в соответствии с законодательством для должностных лиц органов государственной налоговой и таможенной служб и лиц рядового и начальственного состава налоговой милиции и членов их семей.

4. <...>**

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Украины от 11 июля 2001 года № 510 «Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий»;

Указ Президента Украины от 26 июня 2002 года № 586 «О внесении изменений в некоторые Указы Президента Украины»;

Указ Президента Украины от 20 апреля 2005 года № 676 «Вопросы Министерства финансов Украины»;

Указ Президента Украины от 12 мая 2011 года № 582 «О Положении о Государственной таможенной службе Украины»;

Указ Президента Украины от 12 мая 2011 года № 584 «О Положении о Государственной налоговой службе Украины».

6. Кабинету Министров Украины привести в двухмесячный срок свои акты в соответствие с настоящим Указом.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования***.

Президент Украины В. Янукович

* Бюро аккумуляции надлежащих доходов.

** Пункт 4 вносит изменения в Положение о Пенсионном фонде Украины, Положение о Министерстве социальной политики Украины, Положение о Министерстве финансов Украины.

Нашу кодификацию этих изменений читайте в следующем выпуске.

*** Опубликован в газете «Урядовий кур’єр» № 51 за 19.03.2013 г.— Ред.

 

Утверждено Указом Президента Украины
 от 18.03.2013 г. № 141/2013

Положение
 о Министерстве доходов и сборов Украины

1. Министерство доходов и сборов Украины (Миндоходов Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Миндоходов Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам:

обеспечения формирования единой государственной налоговой, государственной таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и реализации единой государственной налоговой, государственной таможенной политики;

обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос);

обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса.

2. Миндоходов Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами и поручениями Президента Украины, ежегодным посланием Президента Украины в Верховную Раду Украины о внутреннем и внешнем положении Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины.

3. Основными задачами Миндоходов Украины являются:

1) обеспечение формирования единой государственной налоговой, государственной таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, таможенных платежей и реализация единой государственной налоговой, государственной таможенной политики, а также борьба с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, осуществление в пределах своих полномочий контроля за поступлением в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов и других платежей;

2) обеспечение формирования и реализация государственной политики в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

3) обеспечение формирования и реализация государственной политики по администрированию единого взноса, а также борьба с правонарушениями при применении законодательства по вопросам уплаты единого взноса;

4) обеспечение формирования и реализация государственной политики в сфере контроля за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте в установленный законом срок, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), а также за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов.

4. Миндоходов Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

1) разрабатывает проекты законов Украины, проекты актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Кабинету Министров Украины с учетом практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

2) разрабатывает и утверждает порядки, инструкции, положения, формы расчетов, отчетов, деклараций, других документов по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

3) разрабатывает предложения к проектам международных договоров Украины и обеспечивает соблюдение и выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины, по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

4) определяет единые методологические принципы составления отчетности по налогам и сборам, отчетности по единому взносу и другим вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

5) осуществляет администрирование налогов и сборов, таможенных платежей, единого взноса;

6) контролирует своевременность представления плательщиками налогов и единого взноса предусмотренной законом отчетности (декларации, расчеты и т. п.), своевременность, достоверность, полноту начисления и уплаты налогов и сборов, единого взноса;

7) предоставляет в соответствии с законом в пределах своих полномочий административные услуги;

8) осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства, законодательства относительно администрирования единого взноса и в пределах своих полномочий — другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины;

9) обеспечивает достоверность и полноту учета плательщиков налогов и единого взноса, субъектов внешнеэкономической деятельности, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

10) обеспечивает ведение учета налогов и сборов, единого взноса;

11) осуществляет дифференциацию плательщиков налогов;

12) осуществляет пересмотр решений территориальных органов в установленном законодательством порядке;

13) решает в соответствии с Таможенным кодексом Украины вопросы относительно реализации компромисса;

14) организует и контролирует применение административного ареста (ареста) имущества плательщиков налогов и/или приостановления расходных операций на их счетах в банках, финансовых санкций к плательщикам единого взноса;

15) организует и контролирует погашение налогового долга по налогам и сборам плательщиков налогов, а также взыскание своевременно не начисленных и/или не уплаченных сумм единого взноса с плательщиков единого взноса;

16) организует и контролирует работу по отсрочке, рассрочке и реструктуризации денежных обязательств и/или налогового долга, согласовывает с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики, решения о рассрочке или отсрочке денежных обязательств плательщиков налогов или налогового долга на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, осуществляет в пределах полномочий, предусмотренных законом, списание безнадежного налогового долга;

17) инициирует применение к плательщикам налогов и плательщикам единого взноса судебных процедур банкротства;

18) организует ведение таможенной статистики и Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;

19) организует и контролирует соблюдение субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами установленного законодательством порядка перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины;

20) осуществляет контроль за применением в соответствии с законом мероприятий тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины, в частности после завершения операций таможенного контроля и таможенного оформления;

21) организует контроль за правильностью определения таможенной стоимости товаров в соответствии с законом и общепринятой международной практикой, а также за правильностью определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины;

22) обеспечивает применение таможенных режимов, осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, помещенных в соответствующие таможенные режимы;

23) принимает меры относительно защиты прав интеллектуальной собственности в процессе внешнеэкономической деятельности, недопущения перемещения через таможенную границу Украины контрафактных товаров;

24) проводит верификацию (установление достоверности) сертификатов о происхождении товаров из Украины и осуществляет в случаях, установленных международными договорами, выдачу сертификатов происхождения;

25) готовит предложения относительно прогноза доходов бюджетов и поступлений единого взноса с учетом прогноза макроэкономических показателей и тенденций развития мировой экономики;

26) осуществляет лицензирование деятельности субъектов хозяйствования по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, по оптовой торговле спиртом, оптовой и розничной торговле алкогольными напитками и табачными изделиями, а также лицензирование таможенной брокерской деятельности;

27) предоставляет полномочия на осуществление деятельности по предоставлению таможенным органам финансовых гарантий обеспечения уплаты таможенных платежей;

28) осуществляет в случаях, предусмотренных законом, производство по делам об административных правонарушениях;

29) организует и обеспечивает ведение учета лиц, осуществляющих операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

30) осуществляет кинологическое обеспечение;

31) организует исследование и экспертную деятельность в налоговой и таможенной сферах;

32) осуществляет вместе с таможенными органами других государств мероприятия относительно усовершенствования процедуры пропуска через государственную границу Украины товаров и транспортных средств, их таможенного контроля и таможенного оформления;

33) внедряет упрощенные таможенные процедуры в соответствии с законодательством и способствует созданию соответствующих условий для облегчения торговли, содействия транзиту, увеличения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины;

34) проводит анализ и осуществляет управление рисками с целью определения форм и объемов таможенного и налогового контроля;

35) организует контроль за доставкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в таможенные органы назначения;

36) организует применение и контроль за процедурами использования гарантий обеспечения уплаты таможенных платежей, взаимодействует с объединениями экспедиторов, независимыми финансовыми посредниками, страховыми организациями и финансово-кредитными учреждениями;

37) организует взыскание средств в случае неисполнения обеспеченных финансовой гарантией обязательств по уплате таможенных платежей;

38) предоставляет консультации в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами Украины, законодательством по вопросам уплаты единого взноса;

39) обеспечивает развитие, внедрение и техническое сопровождение информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем и технологий, автоматизацию процедур, в частности контроль за полнотой и правильностью выполнения таможенных формальностей, организует внедрение электронных сервисов для субъектов хозяйствования;

40) осуществляет в пределах своих полномочий формирование и ведение реестров, банков и баз данных, а также обеспечивает ведение реестра страхователей;

41) организует взаимодействие и обмен информацией с государственными органами других государств согласно законодательству Украины, международным договорам Украины;

42) организует предоставление разрешений на открытие и эксплуатацию таможенных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, грузовых таможенных комплексов, свободных таможенных зон коммерческого или сервисного типа, выдачу сертификатов уполномоченного экономического оператора;

43) принимает в установленном порядке участие в предоставлении услуг электронной цифровой подписи;

44) обращается в суд в случаях, предусмотренных законодательством;

45) осуществляет прогнозирование и проводит анализ поступления налогов и сборов, других платежей, определенных Налоговым и Таможенным кодексами Украины, Законом Украины « О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», изучает влияние макроэкономических показателей и изменений законодательства на поступление налогов, других платежей, разрабатывает предложения относительно увеличения их объема и уменьшения потерь бюджета;

46) подает на основании макроэкономических показателей и тенденций развития мировой экономики Министерству финансов Украины предложения относительно определения прогнозных (индикативных) показателей доходов Государственного бюджета Украины для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины;

47) составляет отчетность относительно состояния расчетов плательщиков налогов и сборов с бюджетом и уплаты единого взноса, а также других показателей работы по направлениям деятельности Миндоходов Украины;

48) организует работу, связанную с заказом марок акцизного налога, их хранением, продажей, отбором образцов с целью проведения экспертизы относительно их аутентичности и осуществлением контроля за наличием таких марок на бутылках (упаковках) с алкогольными напитками и пачках (упаковках) табачных изделий при их транспортировке, хранении и реализации;

49) организует контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных -изделий и обеспечивает межотраслевую координацию в этой сфере;

50) обеспечивает контроль за приемом деклараций о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), установленных производителем или импортером, и обобщением сведений, указанных в таких декларациях, для организации работы и контроля за полнотой исчисления и уплаты акцизного налога;

51) осуществляет мероприятия по предупреждению и выявлению нарушений законодательства в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

52) обеспечивает контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю табачными изделиями, требований законодательства относительно максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких изделий;

53) обеспечивает контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую или розничную торговлю алкогольными напитками, требований законодательства относительно минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки;

54) получает и регистрирует заявления, уведомления и другую информацию об уголовных и других правонарушениях, принимает в отношении них предусмотренные законом решения;

55) выявляет уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, а также устанавливает местонахождение плательщиков налогов, опрашивает их учредителей, должностных лиц;

56) осуществляет в соответствии с законом оперативно-разыскную деятельность, а также досудебное расследование в пределах предоставленных законом полномочий, принимает меры относительно возмещения причиненных государству убытков;

57) осуществляет розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда за уголовные правонарушения в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах;

58) принимает меры для выявления, анализа и проверки финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

59) выявляет системные причины и условия, способствовавшие совершению уголовных и других правонарушений в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, принимает меры по их устранению;

60) получает от органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, материалы ревизий и другую информацию в случае выявления фактов нарушения законодательства;

61) собирает, анализирует, обобщает информацию о нарушениях законодательства в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, прогнозирует тенденции развития негативных процессов в указанных сферах;

62) проводит работу по борьбе с незаконным производством, перемещением, оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

63) проводит мероприятия по предупреждению и противодействию контрабанде, борьбе с нарушениями таможенных правил на таможенной территории Украины;

64) обеспечивает в Миндоходов Украины и его территориальных органах безопасность деятельности, а также государственных служащих и работников от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими служебных обязанностей;

65) организует работу по выявлению, учету, хранению, оценке, распоряжению бесхозяйным имуществом, а также другим имуществом, которое переходит в собственность государства, и по учету, предварительной оценке, хранению имущества, изъятого, конфискованного за нарушение таможенного, налогового законодательства;

66) проводит работу по взысканию задолженности субъектов хозяйствования по кредитам и займам, привлеченным государством или под государственные гарантии;

67) применяет санкции за несвоевременность представления отчетности, установленной законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины;

68) организует в пределах своих полномочий погашение задолженности по другим платежам;

69) организует ведение учета технических средств фиксирования проведения наличных расчетов;

70) организует проведение проверок относительно соблюдения установленных законом сроков осуществления расчетов в иностранной валюте, наличных расчетов и наличия лицензий;

71) организует контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины;

72) обеспечивает осуществление санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля относительно товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, а также контроля за перемещением культурных ценностей в форме предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

73) осуществляет другие определенные законами Украины полномочия, возложенные на Миндоходов Украины.

5. Миндоходов Украины с целью организации своей деятельности:

1) организует работу Министерства, его территориальных органов, предприятий, учреждений и орга-низаций, относящихся к сфере его управления;

2) устанавливает правила поведения должностных лиц Миндоходов Украины и осуществляет контроль за их выполнением;

3) предоставляет территориальным органам Миндоходов Украины методическую и практическую помощь в организации работы, проводит проверку состояния такой работы;

4) обеспечивает прием граждан, рассмотрение обращений граждан, запросов и обращений народных депутатов Украины, а также запросов на получение публичной информации;

5) координирует деятельность своих территориальных органов и организует их взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;

6) обеспечивает согласно законодательству предоставление государственным органам информации из баз данных Миндоходов Украины;

7) сотрудничает с институтами гражданского общества и обеспечивает участие общественности в формировании и реализации государственной поли-тики по направлениям деятельности Миндоходов Украины;

8) информирует общество о показателях работы, направлениях и итогах деятельности Миндоходов Украины в порядке и способами, которые предусмотрены законодательством;

9) организует разъяснительную работу в средствах массовой информации относительно практики применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

10) формирует информационную политику Миндоходов Украины и его территориальных органов;

11) обнародует на едином веб-портале и в официальном печатном издании Миндоходов Украины нормативно-правовые акты и другие официальные документы по вопросам, относящимся к его компетенции;

12) выступает учредителем средств массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

13) участвует в формировании государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в соответствующих сферах;

14) осуществляет отбор кадров в аппарат Миндоходов Украины и на руководящие должности в территориальных органах Миндоходов Украины, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления, формирует кадровый резерв на соответствующие должности, организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников Миндоходов Украины;

15) осуществляет контроль и обеспечивает предоставление помощи во взыскании налогового долга и недоимки по единому взносу в международных правоотношениях по запросам компетентных органов иностранных государств;

16) обеспечивает в пределах своих полномочий международное сотрудничество;

17) принимает меры для сооружения, обустройства, содержания и проведения ремонта пунктов пропуска для автомобильного сообщения через государственную границу Украины;

18) осуществляет прогнозирование и планирование расходов на материально-техническое обеспечение и развитие деятельности Миндоходов Украины;

19) осуществляет ведомственный контроль и внутренний аудит за соблюдением требований законодательства и выполнением служебных, должностных обязанностей в Миндоходов Украины, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления;

20) организует научную, научно-техническую, инвестиционную, информационную, издательскую деятельность, выступает в качестве учредителя учебных заведений и научно-исследовательских учреждений;

21) обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики относительно государственной тайны и защиты информации, контроль за ее сохранением в аппарате Миндоходов Украины, а также мобилизационную подготовку, -мобилизацию и контроль за осуществлением таких мероприятий;

22) осуществляет в соответствии с законодательством управление объектами государственной собственности, относящимися к сфере управления Миндоходов Украины;

23) осуществляет надзор за охраной труда в аппа-рате Миндоходов Украины, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления;

24) осуществляет мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности в аппарате Миндоходов Украины, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления, и на территориях, где они расположены;

25) организует планово-финансовую работу в Миндоходов Украины, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления, осуществляет контроль за использованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечивает организацию и усовершенствование бухгалтерского учета;

26) участвует в рассмотрении и согласовании финансовых планов государственных предприятий, акционерных, холдинговых компаний и других субъектов хозяйствования с долей государственной собственности, их дочерних предприятий и осуществляет мониторинг выполнения ими показателей расчетов с бюджетом и государственными целевыми фондами, утвержденных согласованными финансовыми планами;

27) организует работу по укомплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов;

28) осуществляет в пределах своих полномочий -мероприятия по предупреждению коррупции и контроль за их осуществлением в Миндоходов Украины, его территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере его управления;

29) организует информационно-аналитическое обеспечение Миндоходов Украины и автоматизацию его деятельности;

30) разрабатывает нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

31) осуществляет другие полномочия, определенные законами Украины и возложенные на него Президентом Украины.

6. Миндоходов Украины для выполнения возложенных на него задач имеет право:

1) проводить в соответствии с законодательством проверки плательщиков налогов (кроме Национального банка Украины) и сверки, в том числе после проведения процедур таможенного контроля и таможенного оформления;

2) осуществлять государственный экспортный контроль при проведении таможенного контроля и таможенного оформления товаров;

3) проводить контрольные расчетные операции до начала проверки плательщика налогов относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций;

4) приглашать плательщиков налогов и единого взноса или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, единого взноса, других платежей, соблюдения требований другого законодательства, осуществление контроля за соблюдением которого возложено на Миндоходов Украины;

5) в ходе проведения проверок у плательщиков налогов — физических лиц, а также у должностных лиц плательщиков налогов — юридических лиц и плательщиков единого взноса проверять документы, удостоверяющие личность;

6) для осуществления функций, определенных законодательством, получать бесплатно от плательщиков налогов, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, в порядке, определенном законодательством, информацию, справки, копии документов (заверенные подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии)) о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах плательщиков налогов и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, единого взноса, других платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на Миндоходов Украины, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом;

7) получать от плательщиков налогов и единого взноса, а также представлять в пределах, предусмотренных законом, документы в электронном виде;

8) требовать в ходе документальных проверок от проверяемых плательщиков налогов проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств;

9) требовать от проверяемых плательщиков налогов снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности;

10) запрашивать и изучать в ходе проведения проверок первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов, других платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины;

11) требовать в ходе проведения проверок изготовления и представления заверенных подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скрепленных печатью (при ее наличии) копий первичных документов, свидетельствующих о нарушении налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины, и получать их у плательщиков налогов в установленном Налоговым кодексом Украины порядке;

12) требовать в ходе проведения проверок от должностных или служебных лиц плательщика налогов привлечения полномочных лиц для совместного с работниками Миндоходов Украины снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления проверяемой деятельности;

13) изымать в установленном законодательством порядке в ходе проведения проверок у предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется единый взнос;

14) получать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц информацию, документы и материалы, касающиеся таможенного и налогового законодательства;

15) доступа в ходе проведения проверок на территории, [в] помещения (кроме жилья граждан) и [к] другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения либо используются для получения доходов (прибыли) или связаны с другими объектами налогообложения и/или могут быть источником погашения налогового долга в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины;

16) направлять в пределах своих полномочий в случае выявления нарушений требований законодательства плательщикам налогов письменные запросы относительно предоставления заверенных надлежащим образом копий документов, непосредственно связанных с выявленными нарушениями;

17) требовать от руководителей и соответствующих должностных лиц проверяемых физических и юридических лиц — плательщиков налогов прекращения действий, препятствующих осуществлению законных полномочий служебными (должностными) лицами Миндоходов Украины, устранения выявленных нарушений налогового, таможенного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины, и контролировать выполнение законных требований служебных (должностных) лиц Миндоходов Украины;

18) проводить во взаимодействии с другими правоохранительными органами Украины специальные мероприятия, в том числе контролируемые поставки относительно выявления, предупреждения, прекращения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также мероприятия по перемещению товаров под негласным контролем;

19) организовывать взаимодействие и обмен информацией с таможенными, правоохранительными органами и другими органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконному перемещению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

20) участвовать в международном сотрудничестве по вопросам противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил, в том числе путем предоставления взаимной административной помощи в предупреждении, выявлении и расследовании нарушений законодательства по вопросам таможенного дела, на основании международных соглашений;

21) контролировать соблюдение требований законодательства в ходе производства по делам о нарушениях таможенных правил;

22) определять в предусмотренных Налоговым кодексом Украины случаях суммы налоговых и денежных обязательств плательщиков налогов;

23) поднимать в установленном законом порядке вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении налогового, таможенного, бюджетного законодательства и законодательства о едином взносе;

24) применять к плательщикам налогов предусмотренные законом финансовые (штрафные) санкции за нарушения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на Миндоходов Украины, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом Украины, взыскивать суммы просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредитам из бюджета в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины;

25) осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, за наличием торговых патентов;

26) получать от органов исполнительной власти необходимую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей, в случаях, предусмотренных законодательством, а также сведения, необходимые для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;

27) получать бесплатно от плательщиков налогов, а также от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений справки в порядке, установленном Законом Украины « О банках и банковской деятельности» и Налоговым кодексом Украины, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения судаинформацию об объеме и обращении средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов хозяйствования;

28) получать бесплатно от органов государственной власти, Национального банка Украины, органов местного самоуправления, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций в соответствии с законодательством, в том числе во исполнение делегированных полномочий, от юридических лиц, физических лиц — предпринимателей, самозанятых лиц, налоговых агентов, физических лиц информацию, необходимую для обеспечения регистрации и учета плательщиков налогов, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, для формирования и ведения Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах и других реестров, Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов;

29) принимать при наличии обстоятельств, определенных Налоговым кодексом Украины, решения о применении административного ареста имущества плательщика налогов;

30) принимать решения об отсрочке, рассрочке денежных обязательств и/или налогового долга;

31) применять к финансовым учреждениям, которые не представили соответствующим территориальным органам Миндоходов Украины в установленный законом срок уведомления об открытии или закрытии счетов плательщиков налогов или начали осуществление расходных операций по счету плательщика налогов до получения уведомления соответствующего территориального органа Миндоходов Украины о взятии счета на учет в Миндоходов Украины, финансовые (штрафные) санкции в установленных Налоговым кодексом Украины размерах;

32) взыскивать с учреждений банков и других финансово-кредитных учреждений пеню за несвое-временное выполнение ими решений суда и поручений плательщиков налогов об уплате налогов и других платежей;

33) предоставлять в соответствии с законом информацию из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и из реестра страхователей другим органам государственной власти и органам фондов общеобязательного государственного социального страхования;

34) принимать решения об изменении основного места учета плательщиков налогов;

35) получать от нотариусов на письменные запросы информацию о вступлении физического лица в права наследника с обязательным указанием полных данных о таком лице и данных об имуществе, полученном по праву наследования;

36) обращаться в предусмотренных законом случаях в суд;

37) отменять в определенных законом случаях решения, принятые территориальными органами Миндоходов Украины, в случае их несоответствия актам законодательства;

38) совершать сделки, направленные на обеспечение выполнения функций, предусмотренных законодательством;

39) созывать совещания, создавать комиссии и рабочие группы;

40) пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами;

41) обсуждать на заседаниях Кабинета Министров Украины прогнозные показатели доходов государственного бюджета и единого взноса, которые закреплены за Миндоходов Украины, в части, определенной Налоговым кодексом Украины, Таможенным кодексом Украины и Законом Украины « О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», для обеспечения их обоснованности.

Должностные лица Миндоходов Украины пользуются правами, предусмотренными законом.

7. Миндоходов Украины осуществляет полномочия непосредственно и через территориальные органы.

К территориальным органам Миндоходов Украины относятся его территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, межрегиональные территориальные органы (полномочия которых распространяются на несколько административно-территориальных единиц), таможни, специализированные департаменты и специализированные органы Миндоходов Украины, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, объединенные и специализированные государственные налоговые инспекции.

8. Миндоходов Украины при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с другими органами исполнительной власти, вспомогательными органами и службами, созданными Президентом Украины, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, соответствующими органами иностранных государств и международных организаций, а также предприятиями, учреждениями и организациями, всеукраинскими объединениями профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей.

9. Миндоходов Украины в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины издает приказы, организует и контролирует их исполнение.

Приказы Миндоходов Украины, которые в соответствии с законом являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, издаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины « О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Приказы Миндоходов Украины нормативно-правового содержания подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Приказы Миндоходов Украины, изданные в пределах его полномочий, являются обязательными к исполнению центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, местными государственными администрациями, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

10. Миндоходов Украины возглавляет Министр, который назначается на должность по представлению Премьер-министра Украины и увольняется с должности Президентом Украины.

Министр имеет первого заместителя и заместителя Министра — руководителя аппарата, которые назначаются на должность по представлению Премьер-министра Украины, внесенному на основании предложений Министра, и увольняются с должности Президентом Украины.

В случае необходимости для обеспечения осуществления Миндоходов Украины отдельных заданий решением Президента Украины в Миндоходов Украины вводится должность заместителя Министра, который назначается на должность по представлению Премьер-министра Украины, внесенному в соответствии с предложениями Министра, и увольняется с должности Президентом Украины.

11. Министр как руководитель Министерства:

1) возглавляет Миндоходов Украины, осуществляет руководство его деятельностью;

2) определяет приоритеты работы Миндоходов Украины и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы работы Министерства, отчеты об их выполнении;

3) организует и контролирует в пределах своих полномочий выполнение Миндоходов Украины, его территориальными органами Конституции Украины, законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;

4) подает на рассмотрение Кабинету Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Миндоходов Украины;

5) согласовывает проекты законов и актов Президента Украины, которые вносятся Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины и Президента Украины;

6) определяет из числа своих заместителей должностное лицо, ответственное за обеспечение взаимодействия с Верховной Радой Украины;

7) ведет переговоры и подписывает международные договоры Украины в соответствии с предоставленными полномочиями;

8) дает обязательные к исполнению государственными служащими и работниками Миндоходов Украины поручения;

9) назначает на должности по согласованию с председателями соответствующих местных государственных администраций и увольняет с должностей руководителей территориальных органов Миндоходов Украины, назначает на должности и увольняет с должностей заместителей руководителей территориальных органов Министерства;

10) создает, ликвидирует, реорганизует предприятия, учреждения, организации, относящиеся к сфере управления Миндоходов Украины, утверждает их положения (уставы), назначает на должности по согласованию с председателями местных государственных администраций и увольняет с должностей их руководителей, кроме случаев, установленных законом, осуществляет в пределах своих полномочий другие функции по управлению объектами государственной собственности;

11) утверждает структуру аппарата Миндоходов Украины и территориальных органов Министерства;

12) определяет обязанности первого заместителя Министра, заместителя Министра (в случае введения должности) и заместителя Министра — руководителя аппарата, распределение полномочий Министра между первым заместителем Министра и заместителем Министра (в случае введения должности), которые они осуществляют в случае его отсутствия;

13) поднимает в установленном порядке вопросы относительно привлечения к дисциплинарной ответственности заместителей Министра;

14) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Миндоходов Украины;

15) инициирует вопросы проведения служебного расследования в отношении руководителей, их заместителей, других должностных лиц аппарата Миндоходов Украины, территориальных органов Миндоходов Украины, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;

16) назначает на должности и увольняет с должностей руководителей таможенных постов, принимает решения относительно их поощрения, привлечения к дисциплинарной ответственности;

17) решает другие вопросы, связанные с деятельностью территориальных органов Миндоходов Украины;

18) вносит на рассмотрение Кабинету Министров Украины представления о создании в рамках предельной численности работников Миндоходов Украины и денежных средств, предусмотренных на содержание Министерства, его территориальных органов как юридических лиц публичного права, а также об их ликвидации или реорганизации, утвер-ждает положения о таких органах;

19) утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях аппарата Миндоходов Украины, назначает на должности и увольняет с должностей их руководителей и заместителей руководителей, работников патронатной службы Министра, принимает решения относительно поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности таких лиц;

20) присваивает в соответствии с законодательством ранги и специальные звания работникам органов Миндоходов Украины, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Миндоходов Украины; в случаях, предусмотренных законодательством, обращается с представлениями о присвоении работникам органов Миндоходов Украины, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Миндоходов Украины, рангов и специальных званий;

21) привлекает государственных служащих и работников территориальных органов Миндоходов Украины, а с согласия их руководителей — государственных служащих и работников министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций к рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции Миндоходов Украины;

22) вносит представления* относительно представления** в установленном порядке государственных служащих и работников Миндоходов Украины, его территориальных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Миндоходов Украины, к отмечанию государственными наградами Украины;

* В оригинале — подання.— Ред.

** В оригинале — надання.— Ред.

23) представляет Миндоходов Украины в публично-правовых отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;

24) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к компетенции Миндоходов Украины;

25) подписывает приказы Миндоходов Украины;

26) отменяет полностью или в отдельной части приказы заместителя Министра — руководителя аппарата, акты территориальных органов Миндоходов Украины;

27) организует работу коллегии Миндоходов Украины и председательствует на ее заседаниях;

28) обеспечивает ведение должностными лицами Миндоходов Украины личного приема граждан и рассмотрение их письменных обращений;

29) назначает советников на общественных началах;

30) вносит на рассмотрение Кабинету Министров Украины в случае мотивированного отказа Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателя областной государственной администрации (поддержки председателем областной государственной администрации мотивированного отказа председателя районной государственной администрации) предложения относительно предоставления Кабинетом Министров Украины согласия на назначение руководителя территориального органа Миндоходов Украины, руководителя предприятия, учреждения, организации, относящихся к сфере его управления;

31) решает в установленном порядке вопросы относительно поощрения, привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Миндоходов Украины, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Миндоходов Украины, присваивает им ранги государственных служащих;

32) поднимает в установленном порядке вопросы относительно поощрения первого заместителя и заместителя Министра (в случае введения должности), заместителя Министра — руководителя аппарата;

33) принимает решения относительно распределения бюджетных средств, главным распорядителем которых является Миндоходов Украины;

34) обеспечивает исполнение обязательств, принятых по международным договорам Украины;

35) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

12. Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Миндоходов Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), первого заместителя и заместителей Министра. При необходимости в состав коллегии Министерства могут включаться руководители структурных подразделений аппарата Миндоходов Украины, а также в установленном порядке другие лица, в том числе председатель общественного совета при Министерстве, представители институтов гражданского общества.

Решения коллегии могут быть реализованы путем издания соответствующего приказа Министерства.

Для рассмотрения научных рекомендаций и проведения профессиональных консультаций по основным вопросам деятельности в Миндоходов Украины могут образовываться другие постоянные или временные консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы.

Решения об образовании или ликвидации коллегии, других постоянных или временных консультативных, совещательных и других вспомогательных органов, их количественном и персональном составе, положения о них утверждаются Министром.

13. Положение о Миндоходов Украины утверждается Президентом Украины.

Предельная численность работников Миндоходов Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

Структура аппарата Миндоходов Украины утверждается Министром.

Штатное расписание и смета Миндоходов Украины утверждается заместителем Министра — руководителем аппарата по согласованию с Министерством финансов Украины.

Штатное расписание и смета территориальных органов Миндоходов Украины утверждается заместителем Министра — руководителем аппарата.

14. Миндоходов Украины является юридическим лицом публичного права, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим названием, собственные бланки, счета в органах Государственной казначейской службы Украины.

Глава Администрации Президента Украины
 С. Левочкин

Комментарий от А. Погребняк

В «Бухгалтере» № 1-2’2013 на с. 6 ми анонсировали Указ Президента от 24.12.2012 г. 726/2012, которым било образовано Министерство доходов и сборов Украины путем реорганизации Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы (далее—Минисдохис).

И вот теперь, спустя три месяца, Минисдохис обрел свой первый структурно-полномочный документ — Положение о Министерстве доходов и сборов Украины, утвержденное Указом Президента от 18.03.2013 г. 141/2013 (далее—Положение). Также внесены изменения в Положение о Пенсионном фонде Украины, утвержденное Указом Президента от 06.04.2011 г. 384, согласно которому у ПФУ отобраны функции по администрированию ЕСВ, сбору и учету поступлений от уплати ЕСВ.

 Проанализируем основные идеи Положения.

1. В п. 3 Положения установлено, что на долю Минисдохиса, который является правопреемником ГНСУ и ГТСУ,  выпадают следующие задачи:

 - администрирование налогов и сборов, таможенных платежей, а также борьба с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, осуществление контроля за поступлением в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов и других платежей;

 - контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

 - администрирование ЕСВ, а также борьба с правонарушениями при применении законодательства по вопросам уплати ЕСВ;

 - контроль за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте в установленный законом срок, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), а также за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, торговых патентов.

2. Итак, самое главное новшество состоит в том, что в соответствии с п. 1, п/п. 3 п. 3 и п/п. 5 п. 4 Положения на Минисдохис возложено администрирование ЕСВ.  Это означает, что должностные лица Минисдохиса получили достаточно широкие ЕСВ-полномочия. Заострим на них внимание.

Так, Минисдохис будет контролировать своевременность представления плательщиками ЕСВ предусмотренной законом отчетности, своевременность, полноту начисления и уплати ЕСВ (п/п. 6п. 4Положения); обеспечивать достоверность и полноту учета плательщиков ЕСВ (п/п. 9 п. 4 Положения); организовывать и контролировать взыскание своевременно не начисленных и/или не уплаченных сумм ЕСВ с плательщиков ЕСВ (п/п. 14 п. 4 Положения); организовывать и контролировать применение финансовых санкций к плательщикам ЕСВ (п/п. 15 п. 4 Положення); инициировать применение к плательщикам ЕСВ судебных процедур банкротства (п/п. 17п. 4 Положения); предоставлять консультации в соответствии с законодательством по вопросам уплати ЕСВ (п/п. 38 п. 4 Положения); применять санкции за несвоевременность представления отчетности, установленной законодательством (п/п. 67 п. 4 Положения); осуществлять контроль и обеспечивать предоставление помощи по взысканию недоимки по ЕСВ в международных правоотношениях по запросам компетентных органов иностранных государств (п/п. 15 п. 5 Положения).

Довольно интересно, как все эти полномочия согласуются с Законом «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхований», в котором органом, уполномоченным вести учет плательщиков ЕСВ, обеспечивать сбор и ведение учета страховых средств, контролировать полноту и своевременность их уплаты и т. д., признан, вообще-то, ПФУ.

Но, видимо, желание Президента в отношении Минисдохиса и ПФУ выше, чем Закон. Так что-то юридическое препятствие вряд ли станет на пути реформы .

3. Конечно, у ПФУ останутся некоторые функции, например контроль за поступлением сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимают при покупке легковых автомобилей, недвижимости, с операций по торговле ювелирными изделиями и по предоставлению услуг мобильной связи. Как следует из Положения о Пенсионном фонде Украины ((в редакции от 18.03.2013 г.), задачами ПФУ являются также ведение персонифицированного учета поступлений от уплаты ЕСВ, назначение (перерасчет) пенсий, обеспечение ведения реестра застрахованных лиц и т. п. Однако основные денежные потоки теперь будут проходить мимо него.

4. Минисдохис для выполнения возложенных на него ЕСВ-задач получил право во время проверок изымать копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется ЕСВ (п/п. 13 п. 6Положения). До этого такими ЕСВ-полномочиями был наделен ПФУ Впрочем, как и раньше, он может проводить плановые и внеплановые проверки на предприятиях, у физлиц-предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов, связанных с начислением, исчислением и уплатой только страховых взносов (раньше—и ЕСВ!), назначением пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке и получать необходимые пояснения, справки (в частности, письменные) о вопросам, возникающим во время таких проверок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше