Темы статей
Выбрать темы

Право налоговикам обращаться с запросом о представлении информации к плательщику дают основания, дающие такое право

Редакция БР
Письмо от 22.02.2013 г. №

Право налоговикам
 обращаться с запросом
о представлении информации
 к плательщику дают основания,
дающие такое право

Письмо Министерства юстиции Украины
от 22.02.2013 г. № А-2098/8.2*

Министерством юстиции рассмотрено Ваше обращение <...> относительно разъяснения законодательства о представлении информации по запросу органа государственной налоговой службы и сообщается.

В соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 4 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 395, Минюст в соответствии с возложенными на него задачами предоставляет разъяснения и организует рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью Минюста Украины, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Министерства, а также относительно актов, которые им издаются.

Предоставление правовой оценки действий и решений органов государственной налоговой службы не относится к компетенции Минюста, определенной указанным Положением.

Вместе с тем сообщаем, что согласно пункту 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации (исчерпывающий перечень и основания представления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, заданий, и ее документального подтверждения.

Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые ее подтверждают, а также основания для направления запроса.

Письменный запрос о представлении информации направляется плательщику налогов или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) в ходе проведения проверок;

выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных плательщиком налогов;

в отношении плательщика налогов подана жалоба о непредставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;

в случае проведения встречной сверки;

в иных случаях, определенных данным Кодексом.

Плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны представлять информацию, определенную в запросе органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено данным Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором данного пункта, плательщик налогов освобождается от обязанности представлять ответ на такой запрос.

Порядок получения информации органами государственной налоговой службы по их письменному запросу определяется Кабинетом Министров Украины.

Так, Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2010 года № 1245 утвержден Порядок периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу**.

Кроме того отмечаем, что согласно подпункту 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 Кодекса органы государственной налоговой службы являются контролирующими органами в отношении налогов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпункте 41.1.2 данного пункта, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы.

Согласно статье 52 Кодекса по обращению плательщиков налогов контролирующие органы предоставляют бесплатно консультации по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом.

Также в соответствии с частью пятой статьи 124 Конституции Украины судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

В то же время отмечаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они только имеют информационный характер и не устанавливают правовых норм.

Заместитель Министра — руководитель аппарата
 А. Седов

От редакции

Минюст, как это обычно бывает, лишь процитировал законодательные нормы и от прямого ответа на поставленные вопросы ушел.

Аналогичным образом отписалась и ГНСУ — см. ее письмо от 03.12.2012 г. № 3060/0/141-12/А/10-1114/4341 в «Бухгалтере» № 48’2012 на с. 17.

На наш взгляд, если указание на конкретное основание в запросе отсутствует, то от представления информации по такому запросу плательщик освобождается.

Что же касается п/п. 6 ч. 3 ст. 73.3 НКУ, который предусматривает в качестве основания для запроса «иные случаи, предусмотренные настоящим Кодексом», то эта норма действительно является мертвой.

Подробнее по данной проблеме — см. «Бухгалтер» № 27’2012, с. 46–49, и № 32’2011, с. 48–50.

 

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«1. Соответствует ли действующему законодательству направление запросов органа ГНС (о представлении информации) без приведения оснований для такого запроса, то есть без ссылок на НКУ или со ссылками на п. 73.3 НКУ без конкретизации самих оснований для направления запроса?

По резонному мнению специалистов, такие запросы можно считать составленными с нарушениями и их не выполнять. Ведь в п. 73.3 НКУ прямо сказано, что если запрос составлен с нарушением установленных требований, плательщик освобождается от обязанности представлять ответ на такой запрос. На сегодняшний день суды подтверждают данный подход и при отсутствии ссылок в запросе на конкретное основание, названное в п. 73.3 НКУ, считают такой запрос составленным с нарушением, на который плательщик отвечать не обязан. Так, Донецкий апелляционный административный суд в своем постановлении от 15.07.2011 по делу № 2а-3380/11/1270, регистр. № 17303533, прямо отметил, что если в запросе налогового органа имеется ссылка на п. 73.3 НКУ, но основания, предусмотренные в ст. 73 НКУ, их конкретизация не приведены, то у плательщика отсутствует обязанность по представлению запрашиваемых документов.

2. Какие именно основания имеются в виду в п/п. 6 ч. 3 п. 73.3 НКУ, который предусматривает такое основание для направления запроса, как «иные случаи, предусмотренные настоящим Кодексом»?

Дело в том, что на сегодняшний день данный абзац является мертвой нормой, поскольку «иных случаев» направления запросов НКУ не предусматривает. До 06.08.2011 существовала ситуация, когда перечень оснований для направления запроса, который содержался в п. 73.3 НКУ, был намного уже и ряд оснований содержался также в п/п. 78.1.4 и 78.1.9. Теперь же такой перечень инкорпорирован в текст самого п. 73.3 (п/п. 3 и 4 ч. 3 п. 73.3 соответственно)».— Ред.

** См. «Бухгалтер» № 12’2011, с. 12–14.— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше