Темы статей
Выбрать темы

Об изменениях налогового законодательства [на 01.01.2013 г.]

Редакция БР
Письмо от 31.12.2012 г. № 12917/0/71-12/15-1317

«Кого в кресты, кого в покойники,
Кого в кусты, кого в полковники, <...>

Кого в Христы, кого в почет ввести,
Кого в листы, кого в отчетности,

Кого за томные страдания,
Кого потом, кого заранее...»
*

* Из песни А. Градского «Баллада о лицах».

Письмо Государственной налоговой службы Украины
от 31.12.2012 г. № 12917/0/71-12/15-1317

Об изменениях налогового
законодательства [на 01.01.2013 г.]

Государственным налоговым службам в АР Крым,
областях, городах Киеве и Севастополе

Окружной ГНС — Центральному офису по обслуживанию
 крупных плательщиков налогов ГНС

В целях надлежащего администрирования и своевременного поступления в бюджет налога на прибыль предприятий Государственная налоговая служба Украины предоставляет для использования в работе информационное письмо относительно принятых Верховной Радой Украины изменений к налоговому законодательству в части обложения прибыли предприятий, которые начинают применяться с 01.01.2013 г.

Так, вступают в силу следующие изменения, внесенные законодательными актами в Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс):

 

1. Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5091-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» (далее — Закон № 5091)**, которым подраздел 10 раздела XX Кодекса дополнен пунктом 15.

** См. «Бухгалтер» № 34’2012, с. 8–11.— Ред.

Законодательные изменения предусматривают временное, с 01.01.2013 г. до 01.01.2023 г., применение для субъектов индустрии программной продукции сниженной ставки налога на прибыль предприятий в размере 5 процентов от осуществления видов экономической деятельности.

При этом отмечаем, что субъекты индустрии программной продукции могут применять особенности обложения налога на прибыль в случае осуществления видов экономической деятельности, определенных п/п. 1.5 п. Закона № 5091***.

*** На самом деле — п/п. 1.5 п. 15 подраздела 10 раздела XX НКУ.— Ред.

При этом субъекты индустрии программной продукции с целью применения особенностей обложения налога на прибыль должны в течение предыдущих четырех отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно соответствовать следующим критериям:

1) удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности должен составлять не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг;

2) первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;

3) отсутствие у субъекта налогового долга;

4) в отношении субъекта судом не принято постановление о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Для получения субъектом индустрии программной продукции свидетельства, которое будет давать ему право на применение особенностей налогообложения, он должен представить органу государственной налоговой службы по своему местонахождению регистрационное заявление вместе с финансовой отчетностью и копиями первичных документов, которые должны быть заверены подписью плательщика налога или его должностным лицом.

Такое заявление подается руководителем или представителем юридического лица — плательщика (с документальным подтверждением лица и полномочий) не позднее чем за 30 календарных дней до начала отчетного (налогового) квартала, с которого указанный субъект предусматривает получить право на использование особенностей налогообложения.

Обращаем внимание на то, что в случае отсутствия оснований для отказа субъекту индустрии программной продукции в регистрации его в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения, органы государственной налоговой службы должны включить его в течение 15 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления в реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции.

В то же время сообщаем, что Государственной налоговой службой Украины разработан проект формы регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, которые будут утверждены приказом Министерства финансов Украины.

В настоящее время соответствующий проект согласован Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства и в ближайшее время Министерством финансов Украины будет представлен Министерству юстиции Украины для государственной регистрации.

Следует отметить, что кроме указанных форм приказом будет устанавливаться порядок ведения реестра субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции, который предусматривает механизм включения субъектов в данный реестр, порядок его ведения и исключения из него субъектов индустрии программной продукции.

 

2. Закон Украины от 06.09.2012 г. № 5211-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» (далее — Закон № 5211)*, которым подраздел 4 раздела XX Кодекса дополняется новым п. 28.

* См. «Бухгалтер» № 40’2012, с. 14–16.— Ред.

Следует отметить, что установленные Законом № 5211 особенности обложения налогом на прибыль предприятий будут применяться к субъектам хозяйствования, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, которые одобрены в соответствии с Законом Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест».

Указанные субъекты хозяйствования облагаются налогом по ставке, которая с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. включительно будет составлять 0 процентов, а с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. включительно — 8 процентов.

В то же время налог на прибыль предприятий должен исчисляться с учетом следующих особенностей:

1) при начислении амортизации основных средств, которые используются в период реализации инвестиционного проекта и входят в группы 2 (капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством) и 3 (здания), может быть применен метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, определенного разделом III «Налог на прибыль предприятий» Кодекса;

2) сумма полученных налоговых льгот по данному налогу не может превышать объем инвестиций, которые фактически осуществлены таким субъектом;

3) ведения субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты, отдельного налогового учета доходов и расходов, связанных с получением прибыли от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, которые освобождаются от налогообложения, который соответствует правилам, определенным п. 152.11 ст. 152 Кодекса;

4) уплаты налога на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта в случае, если в течение двух лет со дня одобрения инвестиционного проекта не достигнуты критерии, установленные Законом, или в случае несоблюдения таких критериев в течение дальнейшего срока его реализации, или в случае отказа субъекта хозяйствования от реализации инвестиционного проекта;

5) использования средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставленных льгот по данному налогу, на цели и в порядке, предусмотренные п. 21 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Кодекса.

Для обеспечения реализации положений Закона № 5211 Государственной налоговой службой Украины вместе с Министерством финансов Украины разработан проект порядка, который будет устанавливать контроль за соблюдением субъектами хозяйствования — плательщиками налога на прибыль, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, положений Налогового кодекса Украины.

После согласования данного проекта с заинтересованными центральными органами исполнительной власти он будет представлен на рассмотрение и утвер-ждение Кабинетом Министров Украины.

 

3. Закон Украины от 02.10.2012 г. № 5412-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования отдельных вопросов налогообложения» (далее — Закон № 5412),* которым установлены особенности налогообложения деятельности страховщика, которые заключаются в следующем.

* См. «Бухгалтер» № 42’2012, с. 8–21.— Ред.

Установлены отнесение в доходы страховщика кроме доходов, предусмотренных статьями 135 и 136 Кодекса, также доходов от страховой деятельности и порядок их исчисления.

Также в указанных изменениях содержатся особенности определения объекта налогообложения от осуществления страховой деятельности по страхованию жизни.

Ставка налога при осуществлении страховой деятельности юридических лиц — резидентов устанавливается в следующих размерах:

3 процента — при получении дохода в результате исполнения договоров по другим видам страховой деятельности, определенного п. 156.1 ст. 156 Кодекса;

0 процентов — при получении дохода в результате исполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни и пенсионного страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в случае исполнения требований к таким договорам, определенных подпунктами 14.1.52 и 14.1.116 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

В то же время доводим до сведения, что приказом Министерства финансов Украины форма налоговой декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика будет приведена в соответствие.

 

4. Статья 39 Кодекса, определяющая новый порядок применения обычной цены, вступает в силу согласно абзацу третьему п. 1 раздела XIX Кодекса с 01.01.2013 г.

Так, ст. 39 Кодекса установлены конкретные методы определения обычных цен, а именно: сравнительной неконтролируемой цены; цены перепродажи; «расходы плюс»; распределения прибыли; чистой прибыли.

Установлен перечень официальных источников информации для определения обычных цен.

Обязанность доказывания того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены, возложена на орган государственной налоговой службы. В то же время для обоснования соответствия цены хозяйственной операции уровню обычной цены плательщик налогов обязан по запросу органа государственной налоговой службы обосновать уровень договорных цен.

Важной в данной статье является норма о том, что для товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта, обычной ценой продажи (поставки) на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы в ходе их таможенного оформления.

В случае отклонения договорных цен в налоговом учете плательщика налогов в увеличение или уменьшение от обычных цен менее чем на 20 процентов такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.

От редакции

По поводу нюансов применения и новых методов определения обычных цен — см. «Бухгалтер» № 43’2012, с. 37–39, № 45’2012, с. 47–50, № 46’2012, с. 39–43, а также — с. 42–46 настоящего выпуска.

 

5. Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5083-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине»**, которым дополнены новыми абзацами п. 57.1 ст. 57 раздела II и п. 2 подраздела 4 раздела XX Кодекса относительно ежемесячной уплаты плательщиками налога на прибыль авансовых взносов.

** См. «Бухгалтер» № 31’2012, с. 8–31, и № 32’2012, с. 7–26.— Ред.

Так, в частности, предусмотрено, что плательщики налога на прибыль (кроме вновь созданных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и плательщиков налогов, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 млн грн) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, которые установлены для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без представления налоговой декларации.

Актуальные вопросы относительно уплаты плательщиками налога на прибыль авансовых взносов освещены в обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНС Украины от 21.12.2012 г. № 1171***.

*** См. «Бухгалтер» № 3’2013, с. 18–22.— Ред.

От редакции

По поводу начисления и уплаты авансов — см. также «Бухгалтер» № 31’2012, с. 35–37, № 44’2012, с. 41–43, № 48’2012, с. 40–42, № 3’2013, с. 36–40, и № 5’2013, с. 26–29.

Кроме того, обратите внимание на документы из этого выпуска: см. с. 27–30.

Заместитель Председателя
А. Игнатов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше