Темы статей
Выбрать темы

О внедрении электронных сервисов

Редакция БР
Письмо от 14.05.2013 г. № 2521/6/99-99-18-06-05-15

О введении техпрогресса

Письмо Министерства доходов и сборов Украины
от 14.05.2013 г. № 2521/6/99-99-18-06-05-15

О внедрении электронных сервисов

Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело Ваше письмо <...> относительно расширения электронных сервисов и сообщает.

Статьей 14 Закона Украины от 22 мая 2003 года № 851 «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее — Закон № 851) установлено, что электронный документооборот осуществляется в соответствии с законодательством Украины или на основании договоров, определяющих взаимоотношения субъектов электронного документооборота. Использование электронного документа в гражданских отношениях осуществляется согласно общим требованиям совершения сделок, установленных гражданским законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон № 996) первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты, определенные данным пунктом, в частности должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

При этом п. 2.3 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 5 июня 1995 года за № 168/704, установлено, что первичные документы, созданные в электронном виде, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами (п. 6 ст. 9 Закона № 996).

В то же время пунктом 85.2 ст. 85 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) определено, что плательщик налогов обязан представить должностным (служебным) лицам территориальных органов Министерства доходов и сборов Украины в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у плательщика налогов после начала проверки.

Аналогично п. 85.4 ст. 85 Кодекса установлено, что при проведении проверок должностные лица территориальных органов Министерства доходов и сборов Украины* имеют право получать от плательщиков налогов надлежащим образом удостоверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на территориальные органы Министерства доходов и сборов Украины.

Проверка целостности электронного документа проводится путем проверки электронной цифровой подписи в соответствии со ст. 12 Закона № 851.

Абзацем шестым ст. 7 Закона № 851 определено, что копией документа на бумаге для электронного документа является визуальное представление электронного документа на бумаге, которое удостоверено в соответствии с Порядком удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2004 года № 680.

Для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (п. 44.1 ст. 44 Кодекса).

Подпунктом 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 Кодекса предусмотрено, что не включаются в состав затрат расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

То есть неисполнение плательщиком налога указанных в законодательстве требований к первичным документам и другим документам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов, которые ведутся в электронном виде, необходимых для их признания территориальными органами Министерства доходов и сборов Украины, является основанием для непризнания их подтверждающими документами такими органами.

Заместитель Министра А. Игнатов

От редакции

О том, что первичные документы, надлежащим образом созданные в электронном виде, распечатывать не нужно — достаточно хранить их в целостном виде и быть готовым предоставить их бумажные копии при проверке,— см. письма Минфина от 27.01.2012 г. № 31-08410-07-27/1808 в «Бухгалтере» № 13’2012 на с. 28–29 и ГНСУ от 14.12.2012 г. № 7123/0/61-12/18-8515 в № 5’2013 на с. 12–13.

 

* Согласно НКУ — «должностные лица органа государственной налоговой службы».— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше