Темы статей
Выбрать темы

Особенности проведения проверок «несчастным» Фондом

Редакция БР
Письмо от 13.06.2013 г. № 371-06-13

— Ахтунг! Несчастные!..

Особенности проведения проверок «несчастным» Фондом

Письмо исполнительной дирекции
Фонда социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний Украины
от 13.06.2013 г. № 371-06-13

В информационно-правовой системе «ЛІГА:ЗАКОН» имеется письмо исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — исполнительная дирекция Фонда) от 10.05.2011 № 244-07-2 относительно вопроса проведения проверок, не нарушающих нормальный режим работы проверяемого субъекта хозяйствования. В названном письме исполнительной дирекции Фонда указана неполная позиция Фонда относительно характера проверок субъектов хозяйствования с учетом следующего.

Согласно ст. 23 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности» (далее — базовый Закон) исполнение уставных функций и обязанностей Фонда относительно предупреждения несчастных случаев возлагается на страховых экспертов по охране труда.

Правовые и организационные начала деятельности службы страховых экспертов по охране труда Фонда (далее — служба страховых экспертов), структура, задачи, функции, организация работы страховых экспертов по охране труда (далее — страховые эксперты) в соответствии с базовым Законом определены Положением о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением правления Фонда от 20.12.2011 № 63, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.01.2012 за № 66/20379 (далее — Положение).

Так, в соответствии с п. 1.5 и п. 3 Положения страховые эксперты исполняют свои обязанности на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятие) независимо от форм собственности, видов хозяйственной деятельности, у физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, имеют право беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам (с предъявлением удостоверения).

Согласно п. 3 Положения страховой эксперт для выполнения своих функций имеет право получать от работодателя объяснения и информацию, в том числе в письменной форме, о состоянии охраны труда и видах осуществляемой деятельности.

Кроме того, с целью побуждения работодателя исполнять требования Закона Украины «Об охране труда» относительно создания безопасных и безвредных условий труда для наемных работников страховой эксперт по охране труда наделен правом вносить работодателям представления о нарушении законодательства об охране труда. Такие представления являются обязательными для исполнения работодателями. В случае невыполнения мер по профилактике, разработанных по результатам проверки страховым экспертом, работодатель несет ответственность согласно требованиям действующего законодательства.

Действенной мерой воздействия на нарушителей требований законодательства по охране труда является внесение органам исполнительной власти по надзору за охраной труда представления страхового эксперта относительно применения административных взысканий или привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законодательства об охране труда. По итогам рассмотрения представления страхового эксперта по охране труда орган исполнительной власти по надзору за охраной труда имеет право запретить дальнейшую эксплуатацию рабочих мест, участков и цехов, робота на которых угрожает здоровью или жизни наемных работников.

Фонд обеспечивает также выполнение контрольных функций в части предупреждения сокрытия фактов производственного травматизма. Так, страховые эксперты наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях несвоевременного информирования рабочего органа исполнительной дирекции Фонда о несчастных случаях на производстве по статье 1654 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

При этом следует отметить, что в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» Фонд не является органом государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, что также подтверждается выводами Министерства социальной политики Украины, изложенными в письме от 06.09.2012 № 2602/1/12-зв*.

Однако страховые эксперты по охране труда наделены правом на проведение проверок состояния условий и безопасности труда и проведение профилактической работы по этим вопросам на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятие) независимо от форм собственности, видов хозяйственной деятельности, у физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. Требования страхового эксперта относительно соблюдения требований законодательства по охране труда являются обязательными для исполнения работодателями. Именно проверки являются законодательно определенным инструментом влияния на работодателя с целью проведения профилактической работы, направленной на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда. Добросовестное исполнение работодателем представлений страховых экспертов по охране труда позволяет устранить и/или уменьшить опасные и вредные производственные факторы, являющиеся причинами наступления несчастных случаев.

Кроме выполнения задач по проведению проверок состояния условий и безопасности труда и проведению профилактической работы по этим вопросам страховые эксперты по охране труда предоставляют страхователям консультативную, методическую и информационную помощь, способствуют в создании ими и реализации эффективной системы управления охраной труда.

Проведение информационно-разъяснительной работы также является важной составляющей деятельности службы страховых экспертов, которая в совокупности с проведением проверок состояния условий и безопасности труда позволяет эффективно выполнять задачи по профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

С учетом вышеизложенного сообщаем, что вышеуказанная позиция исполнительной дирекции Фонда по вопросу полномочий страховых экспертов Фонда является основывающейся исключительно на нормах действующего законодательства.

Поэтому письмо исполнительной дирекции Фонда по указанному выше вопросу от 10.05.2011 № 244-07-2 просим считать недействительным.**

Начальник управления правового обеспечения Л. Фреюк

 

* На самом деле — № 2602/1/18/12-зв (см. «Бухгалтер» № 38’2012, с. 23).— Ред.

** В данном письме Фонд, в частности, сообщал, что их проверки не относятся к мероприятиям госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности и носят более консультационно-совещательный характер.— Ред.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше