Темы статей
Выбрать темы

Компенсация расходов на льготную перевозку пассажиров городским пассажирским транспортом по регулируемым тарифам не облагается НДС

Редакция БР
Письмо от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317

Не компеНДСация, а компенсация!

Компенсация расходов на льготную перевозку пассажиров городским
 пассажирским транспортом по регулируемым тарифам не облагается НДС

Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317

ГНС Украины предоставляет информацию относительно порядка обложения НДС субвенций, полученных в качестве компенсации расходов на льготную перевозку пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения, которая компенсируется за счет местного или госбюджета.

В соответствии с абзацем «б» п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Кодекс) объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 данного Кодекса.

Согласно п. 188.1 ст. 188 Кодекса база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 данного Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на спирт этиловый, который используется производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров, и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

В случае если поставка товаров/услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), база налогообложения определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по таким ценам (тарифам).

Статьей 35 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее — Закон № 2344) определено, что перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах общего пользования на договорных условиях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Закона № 2344 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с законом.

Так, согласно ст. 28 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97 «О местном самоуправлении в Украине» к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится установление в порядке и рамках, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги (начиная с 22.07.2010 г. в соответствии с изменениями, внесенными в вышеуказанную статью, согласование тарифов относительно оплаты услуг не относится к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов).

Таким образом, базой обложения НДС услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения является утвержденный уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления тариф, независимо от того, из какого источника перевозчик получает средства за перевозку: непосредственно от пассажира, из бюджета или от других третьих лиц.

При этом в соответствии с п/п. 197.1.8 п. 197.1 ст. 197 Кодекса освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке.

Данная норма не распространяется на операции по предоставлению пассажирского транспорта в аренду (прокат).

С учетом указанного действие п/п. 197.1.8 п. 197.1 ст. 197 Кодекса распространяется на операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси) в случае, если услуги по перевозке осуществляются в пределах населенного пункта и тарифы на такие перевозки -утверждены уполномоченным органом, независимо от того, за счет каких источников компенсируется их стоимость (пассажирами или за счет местного или госбюджета).

Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном сообщении и другие виды перевозок подлежат обложению НДС на общих основаниях.

Согласно п. 187.7 ст. 187 Кодекса датой возникновения налоговых обязательств в случае поставки товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом.

Таким образом, получение средств из местного или госбюджета для возмещения предприятию расходов, связанных с бесплатной перевозкой льготных категорий пассажиров в пригородном и городском сообщении, предприятие должно отразить в следующем порядке:

средства, полученные в качестве компенсации стоимости проезда таких пассажиров городским транспортом, включаются в объем операций, освобожденных от налогообложения, но только в том случае, если тарифы на такую перевозку утверждены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления;

средства, полученные из бюджета в качестве компенсации стоимости проезда льготных категорий пассажиров в пригородном, междугородном сообщении, при других видах перевозок, а также в городском сообщении, если тарифы на местные перевозки не утверждены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления, включаются в состав налогооблагаемых операций и увеличивают базу налогообложения в отчетном периоде их получения с начислением налоговых обязательств в общеустановленном порядке.

Заместитель Председателя А. Игнатов

От редакции

Напомним, что при действии Закона об НДС применялась аналогичная льгота по НДС, установленная п/п. 5.1.13 данного Закона. В «Бухгалтере» № 13’2007 на с. 42–43 мы разбирались с вопросом, что такое регулируемые тарифы и могут ли тарифы на перевозку, согласованные с горсоветом, считаться таковыми. В результате пришли к выводу, что согласование тарифов представляет одну из законных форм регулирования. Ведь цель согласования тарифов практически та же самая, что и цель их установления,— зафиксировать тарифы на определенном уровне и не допускать отклонения от них.

Как видим, сейчас в отношении тарифов налоговикам больше нравится слово «утвержденные», поэтому гриф «Утверждено» играет решающую роль для того, чтобы попасть под действие льготы по п/п. 197.1.8 НКУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше