Темы статей
Выбрать темы

О Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в редакции Закона Украины от 22.12.2011 № 4212-VI)

Редакция БР
Письмо от 28.03.2013 г. № 01-06/606/2013

Кто совсем без денег, тот
называется банкрот

Новые правила, по которым осуществляется процедура банкротства

Информационное письмо
Высшего хозяйственного суда Украины
от 28.03.2013 г. № 01-06/606/2013

О Законе Украины
«О восстановлении
платежеспособности должника
или признании его банкротом»
(в редакции Закона Украины
от 22.12.2011 № 4212-VI)

Хозяйственным судам Украины

В связи со вступлением в силу Закона Украины от 22.12.2011 № 4212-VI «О внесении изменений в Закон Украины О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”», которым изложен в новой редакции Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее — Закон), считаем необходимым обратить внимание на следующие новые положения Закона.

1. В Законе по сравнению с предыдущей его редакцией предоставлено другое определение ряду употребляемых в нем терминов, а именно:

арбитражным управляющим является физическое лицо, которое имеет не лицензию, а свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины;

банкротство — признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить установленные в порядке, определенном Законом, денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры;

должником является субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель), неспособный исполнить свои денежные обязательства после наступления установленного срока их исполнения, которые подтверждены судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, если иное не предусмотрено Законом;

стороны по делу о банкротствеконкурсные кредиторы (представитель комитета кредиторов) и должник (банкрот).

Законом введены новые термины:

обеспеченные кредиторы, то есть кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (имущественного поручителя);

официальное обнародование, что означает обнародование сведений о деле о банкротстве.

2. Частью второй статьи 2 Закона предусмотрено, что Закон имеет приоритет перед другими законодательными актами в регулировании отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.

Следовательно, в случае если при рассмотрении дела будет выяснено, что нормами определенных законодательных актов соответствующие правоотношения урегулированы по-иному, нежели Законом, то применению подлежат нормы Закона.

Исключения из данного правила устанавливаются самим Законом, в частности, относительно банкротства банков, эмитентов ипотечных облигаций.

3. Законом (статья 3) несколько сужены по сравнению с предыдущей редакцией Закона полномочия государственного органа по вопросам банкротства.

Деятельность данного органа, в частности, направлена на организацию системы подготовки и выдачу свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего, осуществление контроля за деятельностью назначенных хозяйственным судом арбитражных управляющих, подготовку и утверждение типовых документов относительно проведения процедур банкротства.

В то же время государственный орган по вопросам банкротства не вправе вмешиваться в процедуру банкротства. Его функции направлены на создание необходимых условий для деятельности арбитражных управляющих и других участников дела о банкротстве, а также ведение контроля за такой процедурой, особенно — процедурой банкротства государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает пятьдесят процентов.

4. Статья 4 Закона содержит общие предписания относительно организации деятельности арбитражных управляющих, согласно которым арбитражный управляющий является субъектом независимой профессиональной деятельности, право на осуществление которой имеет лицо, которое получило соответствующее свидетельство и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Таким образом, арбитражный управляющий не является субъектом предпринимательской деятельности, как это предусматривалось предыдущей редакцией Закона.

5. Статьями 5 и 6 Закона вводится процедура санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве.

По смыслу соответствующих норм урегулирование отношений между должником и кредиторами осуществляется без применения судебных процедур, через внесудебную процедуру санации. При этом должник самостоятельно разрабатывает план санации как систему мероприятий по собственному финансовому оздоровлению, согласовывает его со всеми обес-печенными кредиторами и получает решение общего собрания кредиторов о его одобрении. В дальнейшем данный план санации подлежит утверждению хозяйственным судом, однако его выполнение происходит вне контроля суда.

Срок действия процедуры санации до возбуждения производства по делу о банкротстве не может превышать двенадцать месяцев со дня утверждения хозяйственным судом соответствующего плана санации. В течение данной процедуры действуют мораторий на удовлетворение требований кредиторов и запрет на возбуждение дела о банкротстве должника.

6. Частью третьей статьи 7 Закона предусмотрено, что к должнику может быть применен общий, специальный или упрощенный порядок производства по делу о банкротстве в зависимости от категории должника, вида его деятельности и наличия у него имущества.

Особое внимание следует обратить на часть четвертую данной статьи, в соответствии с которой должник, в отношении которого были применены судебные процедуры банкротства, считается не име-ющим неурегулированных денежных обязательств.

7. Согласно статье 8 Закона обжалованию подлежат:

— в апелляционном порядке — постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; все определения местного хозяйственного суда, принятые по делу о банкротстве, кроме случаев, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины (далее — ХПК) и Законом;

— в кассационном порядке — постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам пересмотра таких судебных решений: определения о возбуждении производства по делу о банкротстве; определения о признании недействительными сделок (договоров) должника; определения по результатам рассмотрения денежных требований кредиторов; определения об увольнении (устранении, прекращении полномочий) арбитражного управляющего; определения о переходе к следующей судебной процедуре; определения об утверждении плана санации; определения о прекращении производства по делу о банкротстве; постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Приведенный перечень судебных решений, подлежащих обжалованию, является исчерпывающим, и поэтому подача апелляционных или кассационных жалоб на другие судебные решения, принятые по делу о банкротстве, влечет последствия в виде отказа в приеме соответствующей апелляционной или кассационной жалобы.

8. Абзацем вторым части третьей статьи 10 Закона определено, что бесспорные требования кредиторов — это денежные требования кредиторов, подтвержденные судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, согласно которому в соответствии с законодательством осуществляется списание средств со счетов должника. В состав этих требований, в том числе относительно уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), не включаются неустойка (штраф, пеня) и другие финансовые санкции.

Следовательно, само по себе судебное решение при отсутствии изданного на его основании исполнительного документа и постановления органа Государственной исполнительной службы об открытии исполнительного производства не может быть подтверждением бесспорности денежных требований. При этом исполнительная надпись нотариуса не может считаться доказательством бесспорности денежных требований.

9. Часть четвертая статьи 10 Закона относит к подведомственности хозяйственных судов дела по спорам, связанным с имущественными требованиями к должнику, к которым кроме названных в указанной статье Закона следует относить также и другие споры с имущественными требованиями к должнику, как то: споры о признании права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения. Данная норма корреспондирует с положениями пункта 7 части первой статьи 12 ХПК (в редакции Закона).

Дела по соответствующим спорам относятся к исключительной подсудности того хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве (последняя часть статьи 16 ХПК).

10. По смыслу предписаний статей 12–16 Закона прием заявления о возбуждении дела о банкротстве и возбуждение производства по делу о банкротстве являются обособленными друг от друга процессуальными действиями.

В первом из них хозяйственный суд решает вопрос о приеме заявления к рассмотрению или об отказе в его приеме или возврате заявления, а во втором — вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве или об отказе в таком возбуждении.

В случае если в хозяйственный суд до дня подготовительного заседания поступило несколько заявлений и одно из них принято к рассмотрению, другие заявления согласно определению хозяйственного суда приобщаются к материалам дела и рассматриваются одновременно с первоначальным заявлением.

Поскольку согласно Положению об автоматизированной системе по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве, утвержденному постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 16.01.2013 № 1, автоматический отбор осуществляется исходя из коэффициента сложности дела, который определяется с учетом формы собственности и организационно-правовой формы должника, то к заявлению о возбуждении дела о банкротстве должно прилагаться извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей относительно должника.

Хозяйственные суды должны требовать предоставления должником отзыва на заявление инициирующего кредитора, поскольку предоставленные должником сведения могут иметь важное значение для дальнейшей процедуры банкротства. Однако непредоставление должником такого отзыва, в том числе по требованию суда, не является препятствием для проведения подготовительного заседания.

Вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве разрешается хозяйственным судом исключительно в подготовительном заседании.

11. Законом (статья 14) по сравнению с предыдущей его редакцией расширен перечень оснований для отказа в приеме заявления о возбуждении дела о банкротстве. К соответствующим основаниям отнесены, в частности, такие как: невозможность возбуждения производства по делу о банкротстве согласно закону (в отношении казенных предприятий; лиц, не имеющих статуса юридических или не являющихся субъектами предпринимательской деятельности и т. п.); предъявление к должнику требований, не являющихся бесспорными; утверждение хозяйственным судом плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве согласно статье 6 Закона.

12. Статьей 15 Закона определены основания для возврата и отзыва заявления о возбуждении дела о банкротстве. В качестве одного из оснований возврата заявления предусмотрено непредоставление заявителем-кредитором доказательств неспособности должника исполнить денежные обязательства в установленном размере в течение трех месяцев после открытия исполнительного производства, если иное не предусмотрено Законом. В связи с этим срок неисполнения должником денежного обязательства для определения неплатежеспособности должника начинается с момента открытия исполнительного производства.

Что же касается возбуждения дела о банкротстве по заявлению должника, то оно осуществляется при наличии одного из следующих условий: неплатежеспособности; угрозы неплатежеспособности; невозможности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме при ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства.

Необходимо иметь в виду, что заявление о возбуждении дела о банкротстве может быть отозвано заявителем до даты проведения подготовительного заседания независимо от оснований такого отзыва, но хозяйственный суд имеет право не принять отзыв заявления, если это нарушает чьи-либо права или охраняемые законом интересы либо если в хозяйственный суд поступило другое заявление (заявления) о возбуждении дела о банкротстве. В то же время должник не имеет права отзывать заявление о возбуждении дела о банкротстве, поданное им в соответствии с требованиями части пятой статьи 11 Закона.

13. Задача подготовительного заседания хозяйственного суда по делу о банкротстве заключается в проверке обоснованности заявления кредитора или должника относительно наличия признаков неплатежеспособности, а заявления должника — также и угрозы его неплатежеспособности.

Кроме того, хозяйственный суд проверяет правовой статус должника и отсутствие препятствий для возбуждения производства по делу о банкротстве. Перечень оснований для отказа в возбуждении производства по делу, указанный в части седьмой статьи 16 Закона, является исчерпывающим.

Следует обратить внимание на то, что должник может удовлетворить требования кредиторов до подготовительного заседания суда.

Отказ в возбуждении производства по делу о банкротстве не препятствует повторному обращению в хозяйственный суд с аналогичным заявлением.

С вынесением определения о возбуждении производства по делу о банкротстве связываются определены правовые последствия, в частности: вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; рассмотрение требований конкурсных, обеспеченных и текущих кредиторов и разрешение имущественных споров осуществляются в порядке, предусмотренном Законом; арест имущества должника или другие ограничения относительно распоряжения имуществом должника могут применяться исключительно хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве.

Перечень таких мероприятий прямо предусмотрен Законом и касается запрета должнику и собственнику имущества (органу, уполномоченному управлять имуществом) должника принимать решение относительно ликвидации, реорганизации должника, а также отчуждать основные средства и предметы залога.

Определение о возбуждении производства по делу о банкротстве вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

14. Статьей 17 Закона предусмотрен порядок рассмотрения исковых требований конкурсных кредиторов к должнику. По данному порядку до официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве суды должны принимать и рассматривать заявления конкурсных кредиторов на общих основаниях, а в случае официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве наступают последствия, предусмотренные частями второйпятой данной статьи Закона.

15. Статьей 19 Закона урегулированы правоотношения, связанные с применением моратория на удовлетворение требований кредиторов, который имеет целью приостановление исполнения денежных обязательств конкурсных кредиторов и приостановление мероприятий, направленных на обеспечение их исполнения.

Данной статьей расширены по сравнению с предыдущей редакцией Закона правовые последствия введения соответствующего моратория. В частности, приостанавливается взыскание на основании исполнительных и других документов, содержащих имущественные требования к должнику (в том числе на предмет залога), приостанавливается течение срока исковой давности, не применяется индекс инфляции за все время просрочки исполнения денежного обязательства и три процента годовых от просроченной суммы. Исполнение денежных обязательств, на которые не распространяется действие моратория, осуществляется под контролем арбитражного управляющего, а исполнение имущественных обязательств — под контролем хозяйственного суда путем вынесения соответствующего определения по делу о банкротстве об обращении взыскания на имущество должника.

16. Важной новеллой новой редакции Закона является норма о признании недействительными сделок (договоров) и опровержении имущественных действий должника, которые были совершены должником после возбуждения дела о банкротстве или в течение одного года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве (статья 20 Закона).

Под имущественными действиями должника следует понимать исполнение должником обязательств по уже заключенной до начала соответствующего года сделке (договору) в ущерб собственным интересам или интересам других кредиторов. Приведенное касается, в частности, исполнения обязательства раньше установленного срока*, отказа от собственных имущественных требований, уплаты средств кредитору или принятия имущества в счет исполнения денежных требований в день, когда сумма требований кредиторов к должнику превышала стоимость имущества, и т. п.

* В оригинале — «строку (терміну.— Ред.

Что же касается признания недействительными сделок (договоров), то оно может иметь место в случаях отчуждения должником бесплатно имущества, принятия должником на себя обязательств без необходимых действий имущественного характера другой стороны, принятия на себя залоговых обязательств в обеспечение исполнения денежных требований.

Правовые последствия опровержения имущественных действий и признания недействительными сделок (договоров) одинаковы и касаются включения или возврата имущества должника в ликвидационную массу. В связи с этим признание недействительными сделок (договоров) и опровержение имущественных действий должника в соответствующих случаях не влекут прекращения сложившихся правоотношений, поэтому кредитор по недействительной сделке (договору) или опровергнутому имущественному действию имеет право выборапогашение своего долга в первую очередь в процедуре банкротства или исполнения обязательства должником в натуре после прекращения производства по делу о банкротстве.

Право инициировать такие процедуры предоставлено как арбитражному управляющему, так и конкурсному кредитору. Соответствующее заявление может быть рассмотрено на любой стадии производства по делу о банкротстве.

17. В статье 22 Закона идет речь о процедуре распоряжения имуществом, срок которой, в отличие от предыдущей редакции Закона, составляет сто пятнадцать календарных дней и может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на два месяца.

Новой редакцией Закона также расширены полномочия распорядителя имущества, которые касаются, в частности, проведения инвентаризации имущества должника, разработки плана санации, обращения с иском о признании недействительными сделок (договоров), заключенных должником с нарушением порядка, установленного Законом, а также с иском относительно признания недействительными актов, принятых в процедуре распоряжения имуществом относительно изменения организационно-правовой формы должника, независимо от того, каким органом принят соответствующий акт.

Хозяйственный суд по заявлению распорядителя имущества может отменить аресты имущества должника и другие ограничения относительно распоряжения его имуществом независимо от субъекта их наложения, если такие аресты или ограничения препятствуют хозяйственной деятельности должника или восстановлению его платежеспособности.

18. Статья 23 Закона устанавливает порядок выявления кредиторов. Отсчет срока на заявление денежных требований кредиторов начинается со дня официального обнародования объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, то есть первым днем течения этого срока является день, следующий за днем официального обнародования такого объявления. При этом все денежные требования кредиторов к должнику должны быть выражены в национальной валюте Украины. Если обязательства должника выражены в иностранной валюте, то состав и размер денежных требований кредиторов определяются в национальной валюте по курсу, установленному Национальным банком Украины на дату подачи кредитором заявления с денежными требованиями к должнику.

19. Лица, требования которых заявлены после истечения срока, установленного для их предъявления, или не заявлены вообще, не являются конкурсными кредиторами, а их требования погашаются в ликвидационной процедуре в шестую очередь. Такие кредиторы не принимают участия в представительских органах кредиторов (собрании и комитете кредиторов).

Следует иметь в виду, что обращение в хозяйственный суд с денежными требованиями к должнику по делу о банкротстве — это право кредитора. Кроме случаев, прямо предусмотренных Законом, хозяйственный суд не может включить соответствующие денежные требования в реестр требований кредиторов вне воли кредитора.

Кредитор, требования которого признаны хозяйственным судом, имеет право на получение от распорядителя имущества информации относительно требований других кредиторов, признанных должником и распорядителем имущества.

Денежные требования всех конкурсных и обеспеченных кредиторов независимо от того, имеются ли возражения в отношении этих требований, рассматриваются хозяйственным судом в предварительном заседании.

Согласно абзацу четвертому части восьмой статьи 23 Закона до признания должника банкротом споры должника с кредиторами, которые имеют любые (независимо от характера правоотношений) текущие требования к должнику, разрешаются путем их рассмотрения в исковом производстве хозяйственным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве.

После признания должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры кредиторы с текущими требованиями к должнику должны обращаться с такими требованиями к последнему в рамках производства по делу о банкротстве независимо от того, рассмотрены ли соответствующие требования в исковом производстве.

В процедуре распоряжения имуществом должник имеет право на основании определения хозяйственного суда удовлетворить все требования конкурсных кредиторов при условии их удовлетворения одновременно и в полном объеме в соответствии с реестром требований кредиторов.

20. Статья 24 Закона определяет порядок проверки соответствия заявлений конкурсных кредиторов требованиям Закона, которая продолжается в течение пяти дней с момента поступления соответствующего заявления. В случае выявления недостатков заявления хозяйственный суд соответствующим определением обязует заявителя устранить их в установленный судом срок. Если в этот срок недостатки устранены, хозяйственный суд принимает заявление и назначает его к рассмотрению, а в противном случае — возвращает заявление, о чем выносит определение.

21. Предварительное заседание суда согласно статье 25 Закона должно быть проведено не позднее двух месяцев и десяти дней и только в случае большого количества кредиторов — не позднее трех месяцев после проведения подготовительного заседания суда. Решение вопроса о том, является ли количество кредиторов большим, возлагается на хозяйственный суд с учетом обстоятельств конкретного дела; при этом должен приниматься во внимание не только количественный состав кредиторов, но и состав денежных требований, наличие и содержание возражений распорядителя имущества, должника, других кредиторов и т. п.

Последний абзац части второй данной статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в утвержденный хозяйственным судом реестр требований кредиторов.

22. Статьей 26 Закона определены состав и компетенция собрания кредиторов и комитета кредиторов.

Участниками собрания кредиторов являются только конкурсные кредиторы, которые признаны таковыми хозяйственным судом и требования которых внесены в реестр требований кредиторов. Все другие участники дела о банкротстве имеют только право совещательного голоса.

В отличие от предыдущей редакции Закона, первое собрание кредиторов является полномочным, если на нем присутствуют кредиторы, имеющие не менее двух третей голосов. Следующее собрание считается полномочным в случае присутствия на нем кредиторов, имеющих более половины голосов.

При определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не учитываются голоса кредиторов, имеющих требования в виде уплаты сумм неустойки (штрафа, пени) и других финансовых санкций, возмещения морального ущерба, судебного сбора по делу о банкротстве.

До прекращения производства по делу о банкротстве погашение (удовлетворение) требований конкурсных кредиторов должником или третьим лицом в случаях, предусмотренных Законом, не лишает их права на голосование на собрании кредиторов, если иное не установлено Законом.

При формировании комитета кредиторов кредитор, имеющий двадцать пять и более процентов голосов, автоматически включается в состав комитета кредиторов.

Законом расширена компетенция собрания кредиторов путем предоставления ему права одобрять план санации в процедуре распоряжения имуществом.

23. Статьей 27 Закона урегулирован вопрос относительно окончания процедуры распоряжения имуществом. Переход к следующим судебным процедурам или прекращение производства по делу о банкротстве в процедуре распоряжения имуществом происходит в судебном заседании, имеющем название итогового. Вопрос относительно перехода к следующим процедурам банкротства хозяйственный суд решает с учетом решения собрания кредиторов.

В то же время если собранием кредиторов не принято соответствующее решение или заявлено ходатайство о признании должника банкротом, то хозяйственный суд при определенных Законом обстоятельствах может ввести процедуру санации.

24. По предписаниям статьи 28 Закона введено официальное обнародование уведомления о введении процедуры санации с целью выявления инвесторов.

Санация вводится на срок шесть месяцев, и этот срок может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.

Хозяйственный суд может также по заявлению управляющего санацией снять арест с имущества должника или другие ограничения в отношении распоряжения его имуществом независимо от органа, которым применены соответствующие ограничения, в случае если такие аресты или ограничения препятствуют выполнению плана санации, хозяйственной деятельности должника и восстановлению его платежеспособности.

Процедура санации может быть прекращена досрочно в случае невыполнения плана санации и/или текущих обязательств должника.

Что же касается плана санации, то Законом установлено, что в случае возможности проведения санации должника арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией) в случаях, преду-смотренных Законом, в течение срока, на который введена процедура распоряжения имуществом должника, или трех месяцев со дня вынесения определения о введении процедуры санации должника обязан представить в хозяйственный суд одобренный и согласованный в соответствии с Законом план санации должника.

25. Возможность обжалования управляющим санацией действий или бездействия уполномоченных государственных органов относительно согласования плана санации предусмотрена статьей 29 Закона. Соответствующее заявление управляющего санацией рассматривается в рамках производства по делу о банкротстве. При этом согласование плана санации другими органами Законом не требуется.

План санации должен предусматривать порядок погашения требований кредиторов с учетом очередности, установленной Законом.

Изменения к плану санации утверждаются хозяйственным судом в порядке, установленном Законом для утверждения плана санации.

26. Статья 30 Закона содержит новеллу, связанную с согласованием плана санации обеспеченными кредиторами.

Другая новелла размещена в статье 31 Закона, которой предусмотрена возможность исполнения обязательств должника в процедуре санации собственником имущества (органом, уполномоченным управлять имуществом) должника.

Собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом) должника может инициировать такую процедуру при условии наличия у него средств, достаточных для погашения всех требований конкурсных кредиторов, и предоставления доказательств, которые это подтверждают. С этой целью собственник должен обратиться в хозяйственный суд с соответствующим заявлением. Все расчеты с конкурсными кредиторами соответствующее лицо должно осуществить в течение одного месяца с момента вынесения хозяйственным судом определения об удовлетворении заявления.

Другими новыми способами восстановления платежеспособности должника по сравнению с предыдущей редакцией Закона являются увеличение уставного капитала должника и отчуждение имущества должника путем замещения активов (статьи 32, 34 Закона).

В случае замещения активов создается хозяйственное общество, которому передаются все активы и имущественные права должника, в том числе уступаются права требования, с переводом на него долгов по требованиям текущих кредиторов. Размер уставного капитала вновь созданного общества определяется как разность между стоимостью имущественных активов и стоимостью долгов по требованиям конкурсных кредиторов.

27. По смыслу статьи 36 Закона продление срока санации может иметь место после внесения соответствующих изменений в план санации и только в пределах максимального срока, предусмотренного частью первой статьи 28 Закона, то есть восемнадцати месяцев.

28. В соответствии со статьей 37 Закона ликвидационная процедура вводится сроком на двенадцать месяцев без возможности его продления.

Постановление о признании должника банкротом принимается хозяйственным судом в случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 27, частью двенадцатой статьи 28, частью восьмой статьи 29, частью восьмой статьи 33, частью девятой статьи 34, частью шестой, одиннадцатой статьи 36, частью тринадцатой статьи 85, частью четвертой статьи 90, частью седьмой статьи 93, частью третьей статьи 94, частью второй статьи 95 Закона и т. п.

О времени проведения заседания суда, в котором будет решаться вопрос о признании должника банкротом, обязательно уведомляются участники производства по делу. При отсутствии доказательств такого уведомления хозяйственный суд должен отложить рассмотрение дела.

Признание должника банкротом и открытие в отношении него ликвидационной процедуры не препятствуют применению к должнику в дальнейшем процедур санации и мирового соглашения, кроме упрощенных процедур банкротства.

29. Статьей 38 Закона предусмотрены последствия признания должника банкротом. В частности, со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом у последнего не может возникать дополнительных обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, непосредственно связанных с осуществлением ликвидационной процедуры.

Законом ограничен срок подачи заявлений текущих кредиторов двумя месяцами со дня официального обнародования сообщения о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры. Требования кредиторов, которые в установленный срок не обратились в хозяйственный суд, погашаются в шестую очередь.

30. Статьей 39 Закона предусмотрено право собственника имущества (органа, уполномоченного управлять имуществом) должника исполнить обязательство должника. Рассмотрение соответствующего заявления и проведение расчетов с кредиторами осуществляются в порядке, определенном статьей 31 Закона.

31. Порядок продажи имущества банкрота урегулирован статьей 44 Закона. При этом продажа имущества частями осуществляется только в случае, когда не удалось реализовать имущество должника в виде целостного имущественного комплекса.

Новой редакцией Закона, в отличие от предыдущей редакции, ликвидатору предоставляется право выбора способа продажи активов банкрота для обеспечения отчуждения имущества по самой высокой цене. Такими способами являются проведение аукциона и продажа непосредственно юридическому или физическому лицу.

Законом определен состав имущества, которое может продаваться ликвидатором на аукционе (часть вторая статьи 44 Закона), и активов, которые могут быть реализованы непосредственно юридическому или физическому лицу (часть шестая статьи 44 Закона). Лица, с которыми ликвидатором заключены договоры на реализацию имущества банкрота, должны произвести расчеты не позднее момента передачи им приобретенного имущества.

Все споры, связанные с реализацией имущества банкрота, разрешаются хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве.

32. Удовлетворение требований кредиторов должно осуществляться в порядке очередности, установленной статьей 45 Закона.

В то же время частью девятой статьи 45 Закона предусмотрено, что без соблюдения правил очередности осуществляется погашение требований обеспеченных кредиторов за счет имущества банкрота, являющегося предметом обеспечения.

33. Предписания раздела IV Закона относительно продажи имущества должника в производстве по делу о банкротстве распространяются на все судебные процедуры, которые применяются в таком производстве.

Для государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов, порядок организации проведения аукционов устанавливается органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Организатор аукциона согласно части шестой статьи 49 Закона определяется заказчиком аукциона по конкурсу.

Предельный срок проведения аукциона ограничен двумя месяцами (статья 52 Закона), если иное не установлено законом или договором.

Предусмотрена также возможность проведения электронных торгов (статья 67 Закона).

В случае продажи имущества в хозяйственный суд могут быть обжалованы:

— решение об отмене аукциона организатором (часть четвертая статьи 54 Закона);

— решение об аннулировании организатором результатов аукциона (часть вторая статьи 55 Закона);

результаты аукциона, проведенного с нарушением требований закона (часть третья статьи 55 Закона);

— решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов (часть шестая статьи 61 Закона).

34. Статьей 77 Закона определено, что мировое соглашение заключается на любой стадии производства по делу о банкротстве, однако в процедуре распоряжения имуществом должника — только после выявления всех кредиторов и утверждения хозяйственным судом реестра требований кредиторов.

Если мировое соглашение содержит условия об исполнении обязательств должника третьим лицом, то оно должно быть подписано кроме сторон еще и руководителем третьего лица (если им является юридическое лицо) или субъектом предпринимательской деятельности — физическим лицом.

Мировое соглашение, которое заключается в отношении государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает пятьдесят процентов, должно быть предварительно согласовано с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

С целью недопущения нарушения прав обеспеченных кредиторов Законом предусмотрена необходимость одобрения заключенного должником и кредиторами мирового соглашения обеспеченными кредиторами (статья 80 Закона).

По смыслу статьи 81 Закона заявление об утверждении мирового соглашения в хозяйственный суд может подать любая из сторон данного соглашения, то есть как должник, так и кредиторы.

Статьей 82 Закона предусмотрено, что определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения может быть обжаловано как участниками производства по делу о банкротстве, так и другими лицами, права и законные интересы которых нарушены или могут быть нарушены в результате выполнения мирового соглашения.

Только конкурсные кредиторы имеют право в рамках дела о банкротстве подать в хозяйственный суд заявление о признании мирового соглашения недействительным по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Украины (часть вторая статьи 82 Закона).

Основанием для возобновления производства по делу о банкротстве является как признание мирового соглашения недействительным, так и его расторжение.

35. Предусмотренные Законом основания прекращения производства по делу о банкротстве могут быть разделены на две группы. К первой из них относятся те, которые обусловлены наличием обстоятельств, препятствующих дальнейшему производству по делу (пункты 1–3, 8–11 части первой статьи 83 Закона), а ко второй — основания, связанные с применением к должнику процедур банкротства (пункты 4–7 части первой этой же статьи).

В определении хозяйственного суда о прекращении производства по делу на основании пунктов 4–7 части первой статьи 83 Закона должно быть указано о том, что:

требования конкурсных кредиторов, которые не были заявлены в установленный Законом срок или отклонены хозяйственным судом, считаются погашенными;

исполнительные документы по соответствующим требованиям признаются не подлежащими исполнению.

Приведенный в статье 83 Закона перечень оснований прекращения производства по делу не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 12 части первой данной статьи производство по делу может быть прекращено и в других случаях, предусмотренных Законом и другими законами Украины.

36. Разделом VII Закона определены особенности банкротства отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности.

36.1. Производство по делам о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности, имеющих общественную или другую ценность, может быть прекращено по решению Совета министров Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления в случае предоставления ими гарантий удовлетворения всех требований кредиторов по денежным обязательствам. Если же требования кредиторов такого субъекта предпринимательской деятельности не будут погашены на протяжении текущего и следующего календарных лет, то, в частности, производство по делу о банкротстве может осуществляться на общих основаниях.

Особым статусом наделены градообразующие и особо опасные субъекты хозяйствования.

Имущество субъектов предпринимательской деятельности, имеющих общественную, другую ценность или особый статус, может быть продано только как целостный имущественный комплекс, за исключением случая, когда оно дважды не продано на аукционе (конкурсе). Перечень имущества, которое продается частями, согласуется с органом, к компетенции которого относится сфера деятельности должника.

Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым или органы местного самоуправления могут поручиться за исполнение обязательств субъекта предпринимательской деятельности, имеющего общественную ценность или особый статус. Условия такого поручительства определены частями девятой и десятой статьи 85 Закона.

36.2. Статьей 86 Закона к особенностям рассмотрения дел о банкротстве сельскохозяйственных предприятий отнесено обеспечение преимущественного права расположенных в этой же местности сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств на приобретение принадлежащих должнику объектов недвижимости, используемых для целей сельскохозяйственного производства, по цене, определенной на торгах.

36.3. В качестве особенности рассмотрения дела о банкротстве страховщика статья 87 Закона определяет заключение мирового соглашения только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей, задолженности по требованиям застрахованных лиц, выгодоприобретателей, страхователей по договорам обязательного страхования, а также требованиям, связанным с возмещением сумм компенсационных выплат и расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

36.4. Статья 88 Закона предусматривает особенности банкротства не только профессиональных участников рынка ценных бумаг, как в предыдущей редакции Закона, но и институтов совместного инвестирования. При этом установлено, что продажа ценных бумаг, принадлежащих профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляется на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг.

36.5. Основанием для признания банкротом физического лица — предпринимателя признается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (часть вторая статьи 90 Закона).

По предписаниям части шестой статьи 91 Закона ликвидатор банкрота — физического лица — предпринимателя назначается хозяйственным судом в порядке, установленном Законом для назначения распорядителя имущества. То есть кандидатура ликвидатора определяется судом с помощью автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве.

С признанием физического лица — предпринимателя банкротом и открытием ликвидационной процедуры:

— наступают сроки исполнения обязательств банкрота;

— прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других финансовых (экономических) санкций по обязательствам банкрота;

— прекращается взыскание с банкрота по всем исполнительным документам.

В то же время по обязательствам (требованиям), не связанным с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности, начисление финансовых (экономических) санкций и взыскание по исполнительным документам не прекращаются (часть пятая статьи 91 Закона).

К последствиям признания физического лица — предпринимателя банкротом отнесено также лишение такого лица на три года права на осуществление регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, на приобретение имущества или получение денежных средств в кредит, заключение договора поручительства и передачу имущества в залог (части восьмая и девятая статьи 92 Закона).

Статьей 92 Закона предусмотрено, что средства, полученные от продажи имущества физического лица — предпринимателя, вносятся на специальный банковский счет. Порядок и размер удовлетворения требований кредиторов указываются хозяйственным судом в определении по результатам рассмотрения денежных требований (часть первая статьи 92 Закона). Этой же нормой определена очередность удовлетворения требований кредиторов физического лица — предпринимателя, которая включает три очереди.

Новеллой в регулировании банкротства физического лица — предпринимателя является то, что освобождение его от обязательств в связи с прекращением производства по делу о банкротстве не допускается, если должник уклонялся от исполнения обязательств в отношении погашения долгов, совершил действия в отношении сокрытия имущества, не представлял необходимую информацию или представлял недостоверную информацию хозяйственному суду, рассматривающему дело о банкротстве, о чем хозяйственный суд выносит соответствующее определение (части пятая и шестая статьи 92 Закона).

36.6. Для инициирования процедуры санации должника его руководителем согласно статье 94 Закона должно быть получено письменное согласие на введение соответствующего плана санации и на назначение управляющим санацией руководителя должника не только кредиторов, общая сумма требований которых превышает 50 процентов кредиторской задолженности должника согласно данным его бухгалтерского учета, но и всех обеспеченных кредиторов.

В такой процедуре распорядитель имущества, действующий одновременно с управляющим санацией — руководителем должника, назначается в порядке, установленном Законом, то есть его кандидатура определяется судом с помощью автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Трудовые же отношения руководителя должника с работодателем приостанавливаются на время выполнения полномочий управляющего санацией, однако он получает заработную плату в том же размере, в котором он ее получал до назначения управляющим санацией.

Частью третьей этой же статьи предусмотрено введение ликвидационной процедуры в случае предъявления должником недостоверных сведений о его имущественных активах или в случае невозможности восстановления платежеспособности согласно плану санации.

36.7. В качестве предпосылки обращения в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве должника, ликвидируемого собственником, определено соблюдение должником порядка ликвидации юридического лица в соответствии с гражданским и хозяйственным законодательством (статья 95 Закона).

Решение вопроса относительно признания банкротом такого должника должно осуществляться в судебном заседании, которое проводится не позднее четырнадцати дней после возбуждения производства по делу. Ликвидатором должника, который ликвидируется собственником, может быть председатель ликвидационной комиссии или арбитражный управляющий, который назначается в порядке, установленном Законом для назначения распорядителя имущества, то есть кандидатура арбитражного управляющего на назначение ликвидатором определяется судом с помощью автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве (часть вторая статьи 95 Закона).

36.8. Статьей 96 Закона урегулированы особенности банкротства государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов, кроме предприятий, являющихся объектами собственности Автономной Республики Крым и коммунальной собственности. Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, привлекается к участию в соответствующем деле, участвует в собрании и комитете кредиторов с правом совещательного голоса и при его участии хозяйственным судом назначается управляющий санацией, ликвидатор банкрота.

Предупреждение банкротства таких предприятий может осуществляться путем применения поручительства в порядке, предусмотренном статьей 85 Закона, а обязательным условием производства по делам об их банкротстве является определение начальной стоимости имущества и имущественных прав этих предприятий в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» (часть тринадцатая статьи 96 Закона).

37. Раздел VIII Закона посвящен вопросам, связанным с деятельностью арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов).

Порядок назначения и устранения арбитражного управляющего по делу о банкротстве урегулирован статьей 114 Закона.

Распорядитель имущества назначается хозяйственным судом с применением автоматизированной системы по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве, управляющий санацией и ликвидатор — по ходатайству комитета кредиторов, а в случае отсутствия такого ходатайства — по инициативе суда, кроме случаев, предусмотренных Законом. На государственные предприятия и предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов, арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы) назначаются хозяйственным судом с учетом дополнительных требований, установленных Кабинетом Министров Украины.

Хозяйственный суд может устранить арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей по ходатайству комитета кредиторов, органа, уполномоченного управлять государственным имуществом (относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов) или по собственной инициативе.

В новой редакции Закона к основаниям устранения арбитражного управляющего отнесены также злоупотребление правами арбитражного управляющего, представление в суд ложных сведений и отказ в предоставлении допуска к государственной тайне или отмена ранее предоставленного допуска.

Порядок определения и уплаты денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего урегулирован в статье 115 Закона.

Распорядитель имущества имеет право на денежное вознаграждение, максимальный размер которого не может превышать пяти минимальных заработных плат в месяц. Уплата денежного вознаграждения распорядителю имущества осуществляется путем внесения заявителем (кредитором или должником) аванса на депозитный счет нотариуса.

Управляющий санацией и ликвидатор имеют право на основное денежное вознаграждение (максимальный размер которого не может превышать десять минимальных заработных плат в месяц) и дополнительное денежное вознаграждение в размере 5 процентов от объема взысканных в пользу должника активов (возврата средств, имущества, имущественных прав), которые на день возбуждения производства по делу о банкротстве находились у третьих лиц, а также 3 процента от объема погашенных требований конкурсных кредиторов.

При этом хозяйственному суду дано право уменьшать размер оплаты услуг арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), который определяется в среднемесячных заработных платах руководителя должника, в случае если последняя является чрезмерно высокой по сравнению с минимальным размером заработной платы.

Право требования денежного вознаграждения распорядителя имущества и основного денежного вознаграждения управляющего санацией и ликвидатора возникает в последний день каждого календарного месяца выполнения ими своих полномочий, а право требования дополнительного денежного вознаграждения управляющего санацией и ликвидатора — со дня фактического поступления к должнику взысканных в его пользу соответствующих активов или их части либо со дня фактического полного или частичного погашения требований конкурсных кредиторов пропорционально их объему.

Требования относительно выплаты основного денежного вознаграждения арбитражному управляющему и возмещения расходов арбитражного управляющего подлежат удовлетворению в первую очередь, а требования относительно выплаты дополнительного денежного вознаграждения управляющему санацией или ликвидатору — в пятую очередь.

Уплата денежного вознаграждения и возмещение расходов арбитражного управляющего осуществляются за счет имеющихся у должника средств, полученных в результате хозяйственной деятельности должника, или средств, полученных от продажи имущества (имущественных прав) должника.

Отчеты арбитражного управляющего о начислении и выплате денежного вознаграждения арбитражного управляющего, осуществлении и возмещении его расходов должны быть одобрены или согласованы комитетом кредиторов, а отчеты по итогам судебных процедур (распоряжения имуществом, санации, ликвидации) — утверждены хозяйственным судом.

38. Разделом IX Закона урегулировано применение хозяйственными судами процедур банкротства, связанных с иностранным производством.

Соответствующие процедуры, если иное не предусмотрено Законом или международным договором Украины, применяются по принципу взаимности в случаях, указанных в части второй статьи 119 Закона. Понятие взаимности приведено в части третьей этой же статьи Закона.

39. Закон вступает в силу с 19.01.2013, за исключением отдельных его положений.

В частности, положения Закона относительно процедуры официального обнародования сведений о деле о банкротстве на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет вступают в силу с 19.01.2014. До этой даты официальное обнародование сведений о деле о банкротстве осуществляется в официальных печатных органах (газетах «Голос України» или «Урядовий кур’єр»).

40. Положения Закона применяются хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу, то есть с 19.01.2013.

Приведенное касается и разрешения споров, указанных в части четвертой статьи 10, статье 20 и части восьмой статьи 23 Закона.

В то же время положения Закона, которые регулируют продажу имущества в производстве по делу о банкротстве (оценка имущества, подлежащего продаже; передача активов должника, остающихся непроданными на момент окончания ликвидационной процедуры и т. п.), применяются хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления его в силу, то есть до 19.01.2013. При этом начатая до вступления в силу Закона процедура продажи имущества должника должна быть завершена в порядке, предусмотренном в предыдущей редакции Закона, в случае если по состоянию на 19.01.2013 осуществлена публикация объявления о продаже имущества.

Положения Закона, которыми урегулирована ликвидационная процедура, применяются хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона, если на этот момент хозяйственным судом не было принято постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Следовательно, рассмотрение дела о банкротстве по новой редакции Закона осуществляется согласно постановлению о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. При этом правовые основания принятия постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры определяются в соответствии с ранее действующей редакцией Закона, а правовые последствия введения ликвидационной процедуры — по его новой редакции. В связи с осуществлением перехода к применению новой редакции Закона необходимо привести реестр требований кредиторов в соответствие с требованиями статьи 45 Закона в новой редакции и с учетом его требований решить вопрос относительно переизбрания представительских органов кредиторов (собрания кредиторов и комитета кредиторов).

Нормы новой редакции Закона по делам о банкротстве отсутствующего должника не применяются, поскольку процедура банкротства такого должника данной редакцией Закона не предусмотрена. Поэтому заявление (заявления) о возбуждении дела о банкротстве отсутствующего должника, поданное (поданные) до 19.01.2013, рассматриваются по правилам предыдущей редакции Закона.

Согласно новой редакции Закона государственный орган по вопросам банкротства не имеет полномочий предоставлять хозяйственному суду предложения относительно кандидатур арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов. В связи с этим арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы) по делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона, назначаются хозяйственным судом без соблюдения соответствующего предписания предыдущей редакции Закона.

41. В течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона продолжают действовать лицензии на право осуществления деятельности арбитражных управляющих (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), ставших субъектами независимой профессиональной деятельности. Пунктом 6 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона установлено, что в течение указанного срока государственный орган по вопросам банкротства бесплатно заменяет по заявлению арбитражного управляющего действующую на день вступления в силу Закона соответствующую лицензию на свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего. После истечения этого срока лицензии утрачивают силу и арбитражные управляющие могут исполнять свои обязанности только на основании свидетельства.

Соответствующие изменения внесены в Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

42. Внесенными в статью 16 ХПК изменениями установлено, что дела по имущественным спорам, предусмотренных пунктом 7 части первой статьи 12 данного Кодекса, рассматриваются хозяйственным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве.

43. Законом отменен мораторий на реализацию имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 25 процентов, в процедуре банкротства, введенный Законом Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества». Производство по делам о банкротстве, приостановленное в связи с Законом Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», должно возобновляться и реализация соответствующего имущества должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом.

44. Внесен ряд изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве».

Это, в частности, касается запрета на реализацию заложенного имущества должника и введения такого основания приостановления исполнительного производства, как утверждение плана санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве (статья 37 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

По предписаниям статьи 49 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в редакции Закона исполнительное производство заканчивается после официального обнародования постановления о признании должника банкротом, и с этого момента денежные требования к должнику по исполнительным документам погашаются в порядке, предусмотренном Законом. При этом исполнительные документы направляются в хозяйственный суд, который принял постановление о признании должника банкротом.

Статья 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве» дополнена частью четвертой, которая определяет последствия окончания исполнительного производства в связи с официальным обнародованием уведомления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Новеллой является то, что в данном случае исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению повторно, только если соответствующие денежные требования не считаются погашенными согласно Закону. Приведенное возможно только в случае банкротства физических лиц — предпринимателей (статьи 90–92 Закона).

45. Ставки судебного сбора с заявлений и жалоб, которые подаются по делам о банкротстве, определены пунктом 2 части второй статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе».

Что же касается установленных названным Законом льгот относительно уплаты судебного сбора, предусмотренных пунктами 1–3 статьи 5, то они касаются только соответствующих исков и не распространяются на заявления и жалобы, которые подаются по делам о банкротстве.

При решении вопросов относительно уплаты судебного сбора по делам о банкротстве следует также учитывать изложенное в постановлении пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 21.02.2013 № 7 «О некоторых вопросах практики применения раздела VI Хозяйственного процессуального кодекса Украины».

46. С полным текстом Закона можно ознакомиться в газете «Голос України» № 8–9 от 18.01.2012, а также в юридических информационно-поисковых системах, в частности «Законодательство» и «Лига».

Об изложенном уведомляется в порядке информации и для учета при рассмотрении дел о банкротстве.

Председатель Высшего хозяйственного суда Украины
 В. Татьков

От редакции

Все вышеизложенное связано со вступлением в силу с 18.01.2013 г. новой редакции Закона о банкротстве, о чем мы сообщали еще в «Бухгалтере» № 1–2’2013 на с. 9.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше