Темы статей
Выбрать темы

Директор и предприятие: нюансы взаимоотношений

Редакция БР
Статья

Всякое начальство — от Бога

Директор и предприятие: нюансы взаимоотношений

Взаимоотношения директора и предприятия уже рассматривались в «Бухгалтере» № 37, 38 и 39’2008. Однако тема оказалась настолько интересной, что с тех пор практически каждый семинар не проходит мимо проблемы «директорпредприятие».

Целью настоящей статьи являются обобщение всех опубликованных материалов на данную тему, а также освещение новых вопросов, которые могут пролить свет на «директорскую» тему.

1. Может ли предприятие работать без директора

Данная проблема рассматривалась в «Бухгалтере» № 37’2008 на с. 44–45. Анализируя нормы Хозяйственного и Гражданского кодексов, мы пришли к выводу, что наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом, а не обязанностью собственника (собственников) предприятия.

Так, ч. 3 ст. 65 ХК (см. «Бухгалтер» № 29’2006, с. 22т) гласит:

«Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия».

Означает ли это, что назначение (избрание) руководителя обязательно? Формулировка ч. 3 ст. 65 ХК наталкивает на мысль, что скорее всего да.

Тем не менее наш законодатель сохранил возможность и для отрицательного ответа. Так, в ч. 4 той же статьи говорится следующее:

«В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт) <...>».

Получается, что не исключен вариант, при котором руководитель может быть не нанят, и такое на практике случается.

И все же, на наш взгляд, «бездиректорский» вариант существования предприятия более приемлем для тех субъектов хозяйствования, которые хозяйственную деятельность не осуществляют. Поскольку в таком случае можно говорить об отсутствии хоздеятельности, в силу ч. 3 ст. 65 ХК отсутствует и необходимость назначения (избрания) руководителя.

Следует также отметить, что для ряда предприятий необходимость назначения руководителя может вытекать из специальных норм законодательства.

Например, ст. 145 ГК(1) устанавливает, что в ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), который осуществляет текущее руководство деятельностью ООО.

(1) Статью 145 и упомянутые ниже статьи 9 и 605 ГК — см. в «Бухгалтере» № 1–2’2004 на с. 23т–24т, 4т и 89т соответственно.

Статья 62 Закона «О хозяйственных обществах» (см. «Бухгалтер» № 33’2007, с. 26) именует единоличный орган управления директором, а коллегиальныйдирекцией, которую возглавляет генеральный директор. Правда, в этом случае нанять директора тоже может не получиться.

Кроме того, при отсутствии руководителя могут возникнуть проблемы при госрегистрации предприятия, регистрации в органах ГНС, представлении отчетности, открытии счетов в банках и т. д.

Допустим, собственник (учредитель) все-таки руководителя не назначает и сам руководит предприятием. В таком случае можно полагать, что фактически он сам будет исполнять функции директора. Иногда нас спрашивают, можно ли в подобной ситуации не начислять ему заработную плату.

Практически на этот вопрос ответило Минсоцполитики в письме от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12 (см. «Бухгалтер» № 14’2012, с. 27) указав, что

«форма участия собственника в управлении предприятием в случае, если собственник осуществляет управление предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность), и способ вознаграждения собственнику за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах».

В редакционном комментарии к данному письму отмечалось, что ответ либеральный, то есть собственнику (учредителю), фактически исполняющему обязанности директора, можно не начислять зарплату(2). Главное — зафиксировать в учредительных документах тот факт, что таким образом собственник без вознаграждения осуществляет непосредственное управление предприятием.

(2) О проблеме неначисления зарплаты директору — далее.

Кстати, ответ мог быть и хуже: например, Министерство могло усмотреть в таком руководстве заключение трудового договора путем фактического допуска учредителя к директорской работе (ч. 4 ст. 24 КЗоТ(3)).

(3) Статью 24 и упомянутые ниже статьи 21 и 26 КЗоТ — см. в «Бухгалтере» № 7’2008 на с. 3т–4т.

2. Может ли директор отказаться от получения зарплаты

Данный вопрос рассматривался в «Бухгалтере» № 4’2009 на с. 48–49. По нашему мнению, работник не может отказаться от зарплаты — несмотря на финансовый кризис, бушующий в Европе, в Украине и на родном предприятии.

Согласно актуальной ст. 21 КЗоТ(1) условие о выплате заработной платы является существенным (имманентным) признаком трудового договора. Обязательность данного условия вытекает из сути отношений, и по-другому урегулировать их, оставаясь в рамках трудового права, нельзя. Отсутствие этого условия превращает такие отношения во что угодно, только не в трудовые — возникающие на основании трудового договора.

(1) Согласно ст. 21 КЗоТ трудовым договором является

«соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную данным соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».

Так что директор, как, впрочем, и любой другой работник, не может некоторое время исполнять свои трудовые обязанности на общественных началах.

Аналогичного подхода при разрешении данного вопроса придерживаются и суды.

Так, в определении ВСУ от 09.04.2008 г. (рег. № 1868147(2))суд признал противоречащими требованиям законодательства решения общего собрания участников общества об исполнении всеми должностными лицами общества своих обязанностей бесплатно на общественных началах.

(2)Регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений на сайте www.reyestr.court.gov.ua.

В частности, суд указал на нарушение ст. 43 Конституции Украины, статей 9, 94, 95, ч. 4 ст. 97 КЗоТ (см. «Бухгалтер» № 35’2008, с. 9т–10т), статей 1, 3, 7, 8, 22 Закона «Об оплате труда» (см. там же, с. 3т–4т и 6т), в соответствии с которыми условия оплаты труда, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными, а право на заработную плату не ниже определенного законом размера является государственной гарантией.

Изложенное выше не означает, что в рассматриваемой ситуации нельзя воспользоваться другими, легальными, способами сокращения расходов на оплату труда (см., например, «Бухгалтер» № 45’2008, с. 44–47, № 46’2008, с. 48–50, № 47’2008, с. 44–47).

К слову, в «Бухгалтере» № 4’2009 на с. 48–49 предлагался вполне легитимный вариант невыплаты зарплаты работнику — прощение долга по зарплате. Хотя трудовое законодательство на этот счет нам ничего не говорит, мы, тем не менее, полагаем, что подобное прощение вполне правомерно, хотя и невыгодно с налоговой точки зрения.

Итак, у предприятия существует обязательство по выплате некой суммы заработной платы, а у работника — право на получение указанной суммы. Работник имеет право распорядиться причитающимися ему деньгами по собственному усмотрению.(3)

(3)Подобное право гарантируется ст. 25 Закона «Об оплате труда» (см. «Бухгалтер» № 35’2008, с. 7т), которая, в частности, запрещает каким-либо способом ограничивать работника в свободном распоряжении своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Считаем, что в данной ситуации можно руководствоваться ч. 1 ст. 605 ГК:

«Обязательство прекращается в результате освобождения (прощения долга) кредитором должника от его обязанностей, если это не нарушает прав третьих лиц в отношении имущества кредитора».

Кстати, применение норм ГК к трудовым отношениям возможно в рамках так называемой межотраслевой аналогии. Она является допустимой исходя из ч. 1 ст. 9 ГК.

Правда, нужно иметь в виду, что прощение долга не освобождает работодателя от необходимости произвести расчеты по НДФЛ и ЕСВ, поскольку ни бюджет, ни Минисдохис с ПФУ по обязательствам, возникающим в связи с начислением заработной платы, прощения не давали. А сроки уплаты налогов и взносов, как известно, увязываются не только с выплатой, но и с начислением заработка. Кроме того, подобное прощение вполне тянет на внереализационный доход и налог на прибыль.

3. Может ли директор быть
единственным работником предприятия и,
в частности, вести бухучет

Ситуация, когда на предприятии нет ни одного работника, кроме директора, вполне возможна, и она не противоречит законодательству.

В «Бухгалтере» № 37’2008 на с. 46 мы обращали внимание на то, что директор — фигура уникальная, и отличие правового положения директора от правового положения других работников предприятия заключается в том, что директор — един в двух лицах.

С одной стороны, он как особое должностное лицо управляет предприятием, представляя интересы собственника, подотчетен ему, выполняет функции работодателя по отношению к работникам предприятия, принимает решения, обязательные для последних.

С другой стороны, директор является наемным работником предприятия: между ним и предприятием возникают обычные трудовые отношения. Поэтому в данном аспекте он является лицом управляемым.

В «Бухгалтере» № 48’2004 на с. 36–37 мы разбирались с вопросом, как правильно директору, являющемуся единственным работником предприятия, приказывать самому себе проводить уценки, списания ТМЦ и т. п.

Ничего противозаконного в этом нет, и, издав приказ на проведение переоценки (списания) ТМЦ, директор выступает в качестве единоличного органа управления, а исполняет приказ уже как работник.(1)

(1) Если по какой-либо причине для предприятия является важным создание именно комиссии, например для проведения уценки, никто не запрещает на договорных началах включить в ее состав специалистов с других предприятий.

Если на предприятии отсутствуют другие работники, то руководитель имеет право единолично подписывать кассовые документы (см. письмо НБУ от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645 в «Бухгалтере» № 14’2012 на с. 28). При наличии же на предприятии должностей главного бухгалтера и кассира такого (единоличного) права у руководителя нет.

Нас часто спрашивают, может ли директор вести бухгалтерский учет, а также о том, кто и как подписывает налоговую отчетность в этом случае.

Следует отметить, что возможность ведения бухучета непосредственно директором прямо предусмотрена ч. 4 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (см. «Бухгалтер» № 1–2’2013, с. 4т ):

«Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:

<...>

самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях».

Обращаем внимание на то, что если бухгалтерский учет ведет директор, то этот вариант не предполагает наличия бухгалтера.

Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310 (см. «Бухгалтер» № 15’2013, с. 28) разъяснил, что если на предприятии есть бухгалтер, то ведение и составление финотчетности непосредственно руководителем невозможно.

В редакционном комментарии к этому письму отмечалось, что если руководитель намерен вести бухучет, то не нужно брать бухгалтера в штат на должность бухгалтера. В Классификаторе профессий есть масса других вполне подходящих должностей для лица, фактически выполняющего бухгалтерские функции.

Порядок подписания налоговой отчетности от имени предприятия прописан в п/п. 48.5.1 НКУ, в соответствии с которым налоговая декларация должна быть подписана

«руководителем плательщика налогов или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается таким руководителем».

Кстати, для случая, когда директор и бухгалтер — одно лицо, с 01.07.2012 г. появилась возможность удостоверять налоговую отчетность одной подписью руководителя (в связи с изменениями, внесенными в НКУ Законом № 4834-VI — см. «Бухгалтер» № 25’2012, с. 9). До этого декларацию следовало подписывать дважды — в качестве руководителя и в качестве «лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета».

4. Трудовые отношения с директором: контракт возможен

Для оформления трудовых отношений с директором может применяться либо традиционный трудовой договор, либо трудовой контракт.

Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 КЗоТ контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон, в том числе материальная, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

КЗоТ устанавливает, что сфера применения контракта определяется законами Украины. Для ситуации с руководителем законом, разрешающим контрактную форму трудового договора, является ч. 4 ст. 65 ХК, предусматривающая следующее:

«В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт) <...>».

Минюст в письме от 08.02.2012 г. № 10-0-3-12/8.1 (см. «Бухгалтер» № 10’2012, с. 32–33), проанализировав нормы ГК, ХК и Закона «О хозяйственных обществах», пришел к выводу, что лица, избранные (назначенные) в органы управления юридического лица, являются должностными лицами и в случае их найма с ними заключается договор (контракт).

Аналогичной позиции в этом вопросе придерживается и Госкомпредпринимательства — в письме от 15.04.2011 г. № 3559.

При заключении контракта с руководителем можно воспользоваться Методическими рекомендациями о правовом обеспечении контрактной формы трудового договора и сферы его применения, доведенными письмом Минюста от 28.03.2000 г. № 32-8/473 (далееМетодрекомендации по контракту)(1).

(1) Извлечение из Методрекомендаций по контракту — см. в «Бухгатере» № 7’2008 на с. 19т–23т.

Из Методрекомендаций по контракту вытекает, что последний заключается в целях максимального использования индивидуальных особенностей работника, создания дополнительных стимулов к высокопроизводительному труду, учета интересов производства и повышения взаимной ответственности сторон.

Авторы Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде обращают внимание на то, что в соответствии со ст. 24 КЗоТ контракт может быть заключен только в письменной форме, то есть контракт не может быть оформлен только путем издания приказа о приеме на работу. Для заключения контракта необходимо, чтобы стороны подписали документ именно с таким заголовком.(2)

(2) См. Ротань В. Г., Зуб І. В., Сонін О. Є. Науково-практичний коментар до законодавства України про працю / Відп. ред. В. Г. Ротань. — 12-е вид., перероб. і доп. — Х.: Фактор, 2010. — С. 122.

Специалисты по труду считают, что особенностью контракта является то, что в нем может определяться срок его действия. При этом контракт не обязательно должен заключаться на определенный срок. Право его сторон — определять или не определять в нем конкретный срок трудового договора.(3)

(3) См. там же, с. 122.

Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников утверждено Постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 170, а приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23 утверждена типовая форма контракта с работником. Согласно этой типовой форме контракт может предусматривать и дополнительные основания прекращения и расторжения контракта, не предусмотренные действующим законодательством. В то же время п. 5 указанного Положения гласит, что

«условия контракта, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором, считаются недействительными».

А можно ли принимать на работу директора предприятия с испытательным сроком?

Да, никаких ограничений по установлению испытательного срока в зависимости от должности в законодательстве нет.(4)

(4) Напомним, запрет на установление при приеме на работу испытательного срока предусмотрен ст. 26 КЗоТ для определенной категории лиц, например для лиц, не достигших 18 лет, молодых рабочих и специалистов по окончании ПТУ и вузов, а также инвалидов.

Более того, в Методрекомендациях по контракту (см. раздел «Содержание трудового контракта») -говорится следующее:

«Трудовой контракт может содержать и дополнительные условия, наличие которых не обязательно для него, конкретизирующие обязанности сторон (например, соглашение об испытании с целью проверки соответствия работника выполняемой работе <...>)».

5. Оплата труда руководителя

Размер выплат, как известно, не может быть меньше предусмотренного действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором и зависит от выполнения условий контракта.

Возникает вопрос: а какую максимальную зарплату можно выплатить директору, чтобы ее сумму бухгалтер без опасений мог включить в затраты предприятия?

Нормативные документы не содержат никаких ограничений относительно размеров зарплатных выплат, кроме выплат работникам бюджетных учреждений. Поэтому желательно руководствоваться возможностями предприятия и здравым смыслом.(5)

(5) Согласитесь, что фантастически высокая оплата труда руководителя на убыточном предприятии, где работники поголовно получают минимальную зарплату (варианты: пребывают в отпуске за свой счет из-за отсутствия работы, переводятся на неполное рабочее время и т. п.), выглядит вызывающе.

Напомним, что ст. 142 НКУ устанавливает особенности определения состава расходов на оплату труда.

Согласно п. 142.1 НКУ в состав затрат плательщика налога относятся расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком, включающие расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, а также любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон.(6)

(6) ГНСУ согласна с этим — см. ее письмо от 07.02.2012 г. № 2330/6/15-1215 в «Бухгалтере» № 14’2012 на с. 19.

Если же стоит задача поддержать директора материально, то лучше осуществить это с помощью видов материального стимулирования: премий, надбавок, доплат и т. п.

(Окончание следует.)
 
Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше