— Вы чьи, электронные, будете?
— Мы — одного лица!
Электронная цифровая подпись,
скрепляющая налоговую накладную
при выдаче покупателю и налагаемая
при ее регистрации в Едином реестре,
должна принадлежать одному лицу
Письмо Государственной
налоговой службы Украины
от 04.03.2013 г. № 3341/6/15-3115
Относительно некоторых вопросов
составления налоговой накладной
В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную.
Согласно пункту 201.4 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца. Один экземпляр выдается покупателю, а второй остается у продавца. В случае составления налоговой накладной в бумажном виде покупателю выдается оригинал, а копия остается у продавца.
При этом в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан представить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246 (далее — Порядок № 1246), продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, с использованием специализированного программного обеспечения.
После составления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронной форме на них налагается электронная цифровая подпись должностных лиц плательщика налога в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
При отсутствии у продавца должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налога налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
Продавец, являющийся физическим лицом — предпринимателем, налагает электронную цифровую подпись в следующем порядке: первой — электронную цифровую подпись физического лица — предпринимателя; второй — электронную цифровую подпись, являющуюся аналогом оттиска печати продавца.
Для делегирования права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу продавец получает средства электронной цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации ключей для такого лица и представляет налоговому органу по месту регистрации усиленные сертификаты электронной цифровой подписи указанного лица. В таком случае электронные цифровые подписи должностных лиц продавца налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись должностного лица, которому делегировано право подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
С целью получения информации, содержащейся в Едином реестре налоговых накладных, покупатель составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, и направляет его средствами телекоммуникационной связи Государственной налоговой службе (пункт 13 Порядка № 1246).
Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных согласно пункту 201.10 статьи 201 НКУ является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.
В случае отказа продавца товаров/услуг представить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг.
Поступление такого заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции.
С учетом изложенного электронная цифровая подпись, налагаемая на налоговую накладную при ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных, и подпись, скрепляющая данную налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных.
Одновременно сообщаем, что аналогичный ответ размещен в Единой базе налоговых знаний — базе официальных ответов Государственной налоговой службы Украины на вопросы плательщиков.*
Относительно составления налоговых накладных в электронной форме следует отметить, что пунк-том 201.1 статьи 201 Кодекса предусмотрено, что плательщик налога обязан представить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одним из следующих способов:
в бумажном виде;
в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.
При этом этим же пунктом Кодекса определено, что при составлении налоговой накладной в электронной форме составление ее в бумажном виде не является обязательным.
Ограничение относительно формирования налогового кредита на основании налоговых накладных, составленных в электронной форме, Кодексом не предусмотрено.
Заместитель Председателя А. Игнатов
От редакции
Данное письмо как бы предваряет тезис, изло-женный налоговиками в письме от 28.03.2013 г. № 7454/7/15-33-17-04 (см. с. 16–17 настоящего выпуска): электронная цифровая подпись, скрепляющая налоговую накладную при выдаче покупателю и налагаемая при регистрации в Едином реестре, должна принадлежать одному лицу.
О представлении налоговой накладной в электронном виде при проведении проверки — см. письмо ГНСУ от 31.12.2012 г. № 8238/0/61-12/15-3115 в «Бухгалтере» № 12’2013 на с. 12–13.
* www.sts.gov.ua/ebpz .— Ред.