Темы статей
Выбрать темы

Порядок оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов — физическими лицами

Редакция БР
Приказ от 14.03.2013 г. № 395

— Блюдут ли лица — пришли подывыца

Утвержден приказом
 Министерства финансов Украины
от 14.03.2013 г. № 395
*

Зарегистрирован
 в Министерстве юстиции Украины
12.04.2013 г. за № 607/23139

Порядок
 оформления результатов документальных проверок
 относительно соблюдения налогового,
 валютного и другого законодательства,
контроль за соблюдением которого возложен
на органы государственной налоговой службы,
 плательщиками налогов — физическими лицами

* Данный приказ вступает в силу со дня официального опубликования, то есть с 10.05.2013 г. (опубликован в «Офіційному віснику України» № 34).

Согласно приказу № 395 признается утратившим силу приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1003 «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов — физическими лицами»(«Бухгалтер» № 13’2011, с. 22–31).— Ред.

I. Основные термины и требования относительно
 оформления документальных проверок

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) для использования должностными лицами органов государственной налоговой службы при оформлении материалов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов — физическими лицами.

Настоящий Порядок распространяется на плательщиков налогов — физических лиц (резидентов, нерезидентов), в том числе самозанятых лиц, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов в соответствии с Кодексом (далее — плательщики налогов).

1.2. Органы государственной налоговой службы имеют право осуществлять документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) проверки деятельности плательщиков налогов.

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), статистической и другой отчетности, данных учета, ведение которого предусмотрено законом, первичных документов, используемых в учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, исполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

Документальные плановая и внеплановая проверки могут быть как выездными, так и невыездными.

1.3. Органы государственной налоговой службы могут также приглашать плательщиков налогов для проведения проверки соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, в орган государственной налоговой службы. Документальная проверка может проводиться в помещении налогового органа по желанию плательщика налогов. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются плательщикам налогов заказными письмами с уведомлением о вручении или лично вручаются плательщикам налогов либо их законным или уполномоченным представителям, в которых указываются основания приглашения, время и дата, на которую приглашается плательщик налогов (представитель плательщика налогов), а также местонахождение проведения проверки.

Перед началом проведения документальной проверки деятельности плательщика налогов по местонахождению налогового органа должностное лицо, ответственное за проведение проверки, обязано принять предоставленные плательщиком налогов оригиналы документов, связанных с осуществлением деятельности за проверяемый период.

Указанные документы принимаются по описи, составленной плательщиком налогов по собственному желанию.

Опись предоставленных для проверки документов составляется в двух экземплярах лично плательщиком налогов в присутствии должностного лица, ответственного за проведение проверки. В описи в обязательном порядке указывается каждый переданный документ с указанием его названия, номера и даты выдачи. В случае наличия значительного количества однотипных документов, например накладных на приобретение товара, в описи допускается запись с указанием названия однотипных документов (накладная), их количества, за какой период деятельности они предоставлены и количества листов.

В конце описи плательщиком налогов должно быть указано, что для проведения проверки документы предоставлены в полном объеме, другие документы, связанные с осуществлением деятельности, отсутствуют.

Должностное лицо, осуществляющее проверку, ознакомившись с предоставленными для проверки документами, проверив их наличие по описи, делает в ней запись о приеме для проведения документальной проверки документов, связанных с осуществлением деятельности, указывает дату их приема и ставит личную подпись.

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от личного составления описи такая опись составляется должностным лицом, ответственным за проведение проверки, в присутствии плательщика налогов. При этом данный факт указывается в акте проверки.

Один экземпляр описи прилагается к материалам проверки, другой остается у плательщика налогов.

После окончания проверки должностное лицо, ответственное за проведение проверки, возвращает плательщику налогов документы по описи. Плательщик налогов на первом экземпляре описи, прилагаемой к акту проверки, совершает запись: «Документы после завершения проведения проверки получены в полном объеме», указывает дату их получения и ставит личную подпись.

1.4. Результаты документальных проверок оформляются в форме акта или справки. В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт, а в случае отсутствия нарушений — справка.

Акт — служебный документ, подтверждающий факт проведения документальной проверки деятельности плательщика налогов и являющийся носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Справка — служебный документ, подтверждающий факт проведения документальной проверки деятельности плательщика налогов и являющийся носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Акт (справка) документальной проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, проводившими проверку, а также плательщиком налогов или его законными представителями.

1.5. Акт документальной проверки должен содержать систематизированное изложение выявленных в ходе проверки фактов нарушений норм налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

1.6. По результатам документальной проверки в акте излагаются все существенные обстоятельства деятельности плательщика налогов, которые касаются фактов выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

1.7. Факты выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылками на первичные или другие документы, зафиксированные в учете и подтверждающие наличие указанных фактов.

1.8. Акт (справка) документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственном языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

Титульный лист акта (справки) документальной проверки печатается на номерном бланке органа государственной налоговой службы для составления актов документальных проверок.

В случае необходимости использования в содержании акта (справки) сокращенных названий и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание указывается полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного названия или аббревиатуры, которые будут использоваться далее в тексте.

В акте (справке) документальной проверки, расчетах и других материалах не допускаются различного рода исправления цифровых показателей, дат и других данных.

1.9. Все стоимостные показатели отражаются в национальной валюте Украины, а показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте (справке) документальной проверки с одновременным указанием их эквивалента в национальной валюте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на дату проведения операции, если иное не установлено законом.

1.10. Информация, содержащаяся в акте (справке) документальной проверки, не подлежит разглашению должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законом.*

* Ранее действовавший Порядок содержал еще пункт о составлении акта, подтверждающего отказ в допуске к проверке, невозможность проведения проверки или допуска для обследования.— Ред.

II. Содержание акта (справки)
 документальной проверки

2.1. Акт (справка) документальной проверки состоит из трех частей: вступительной, описательной и заключения. К акту (справке) приобщаются информативные приложения.

2.2. Вступительная часть акта (справки) документальной проверки должна содержать следующие данные:

2.2.1. Местожительство плательщика налогов;

2.2.2. Фамилию, имя, отчество плательщика налогов;

2.2.3. Основания для проведения проверки в соответствии с Кодексом и другими законодательными актами;

2.2.4. Дату выдачи и номер направления на проведение документальной проверки, название органа государственной налоговой службы, который его выписал. Реквизиты приказов о проведении проверки, приостановлении и продлении сроков ее проведения (в случае наличия).

Если документальная проверка осуществляется в соответствии с подпунктом 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса, указываются соответствующие обязательные реквизиты постановлений (определений)**;

** В данном подпункте речь идет о проведении проверки по решению суда о назначении проверки либо постановлению органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, следователя, прокурора.— Ред.

2.2.5. Должности, название структурного подразделения, название органа государственной налоговой службы, звания, фамилии, имена, отчества должностных (служебных) лиц, проводивших проверку;

2.2.6. Вид проверки (документальная плановая или внеплановая; выездная или невыездная проверка);

2.2.7. Период, за который проводилась документальная проверка деятельности плательщика налога;

2.2.8. Информацию о направлении (вручении) плательщику налогов уведомления о проведении документальной проверки, если такое предусмотрено законом;

2.2.9. Информацию о предъявлении или направлении плательщику налогов в случаях, определенных Кодексом, копии приказа о проведении проверки, направления на проведение документальной выездной проверки или письменного уведомления о дате начала и месте проведения документальной невыездной проверки.

2.3. Описательная часть акта (справки) документальной проверки состоит из общих положений и результатов проверки деятельности плательщика налогов.

2.3.1. Общие положения акта (справки) документальной плановой проверки (соответствующие приложения к общим положениям) должны содержать следующие данные:

срок проведения документальной проверки (дату начала и дату окончания проверки) с указанием срока приостановления, продления сроков проведения проверки (в случае наличия);

информацию о плательщике налогов (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серию и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте, местожительство плательщика налогов) или его законных представителях, ответственных за деятельность за проверяемый период, их присутствии при проведении проверки с указанием оснований осуществления такого представительства (доверенность, другие законные основания);

данные о регистрации (перерегистрации) самозанятых лиц (название документа, название органа, дата и регистрационный номер), данные о взятии на учет плательщика налогов в органах государственной налоговой службы (название органа, дата взятия на учет и номер справки), в случае если самозанятое лицо зарегистрировано в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (далее — НДС), указываются регистрационные данные плательщика НДС (индивидуальный налоговый номер, дата регистрации в качестве плательщика НДС, номер и дата начала действия свидетельства о регистрации плательщика НДС);

информацию о том, является ли плательщик налогов учредителем (участником), акционером юридических лиц;

перечень объектов, где осуществляется деятельность, с указанием принадлежащих плательщику налогов на праве частной собственности и арендованных, складских, а также других помещений, где находятся товарно-материальные ценности (готовые изделия, полуфабрикаты, сырье и т. п.);

информацию о видах деятельности, которые осуществлял плательщик налогов за проверяемый период, с указанием видов деятельности, подлежащих патентованию и лицензированию (номер и дата выдачи патента, лицензии, название органа, выдавшего патент, лицензию, срок* действия патента, лицензии), а также осуществление которых предусматривает наличие соответствующего свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т. п.), подтверждающего право такого плательщика на осуществление данной деятельности;

* В оригинале — «строк (термін.— Ред.

данные о наличии счетов в банках и других финансовых учреждениях с указанием информации относительно предоставления уведомления об их открытии (закрытии); о лицензиях Национального банка Украины, если их получение предусмотрено законом;

информацию о предыдущей документальной плановой проверке (документальной внеплановой проверке по всем вопросам) с указанием названия органа государственной налоговой службы, проводившего проверку, даты и номера акта проверки, периода проверки (установленные нарушения и принятые меры по устранению выявленных недостатков);

информацию о документах, использованных при проверке, сгруппированных по типам (указать период охвата их проверкой и метод — сплошной, выборочный);

перечень компьютерных автоматизированных информационных систем, информация которых использована в ходе проверки (при необходимости);

информацию о встречных сверках;

анализ деятельности плательщика налогов (при необходимости);

информацию о наличии у плательщика налогов средств производства и транспортных средств, которые используются (находятся у плательщика налогов с целью использования) в процессе осуществления деятельности, в том числе арендованных, товарно-материальных ценностей, средств на текущих счетах (в случае наличия);

информацию о проведенных обследованиях помещений, территорий (кроме жилья граждан), которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, в том числе снятии остатков товарно-материальных ценностей, наличности (в случае их проведения);

общие положения описательной части акта (справки) документальной внеплановой проверки должны содержать данные, предусмотренные настоящим подпунктом, в зависимости от вопросов, подлежавших проверке.

2.3.2. Результаты документальной проверки деятельности плательщика налогов составляются следующим образом:

2.3.2.1. Результаты документальной проверки соблюдения налогового законодательства группируются по отдельным видам налогов и сборов и в разрезе налоговых периодов. В данной части акта (справки) проверки отражаются задекларированные плательщиком налогов в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагаются соответствующие аналитические таблицы.

Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот, предоставленных в соответствии с законами (код льготы, на какую сумму и на какой налог получены льготы с разбивкой по годам в пределах проверяемых отчетных периодов);

2.3.2.2. В случае установления проверкой нарушений налогового законодательства по каждому отраженному в акте факту нарушения необходимо:

четко изложить содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи законодательных актов, нарушенные плательщиком налогов, указать период (месяц, квартал, год) деятельности плательщика налогов и операцию, в результате которой осуществлено данное нарушение, при этом приложить к акту письменные объяснения плательщика налогов или его законных представителей относительно установленных нарушений;

указать первичные документы, на основании которых совершены записи по учету, и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, и доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

в случае отсутствия первичных документов или непредставления их или других документов, подтверждающих факт нарушения, указать другие доказательства, которые достоверно подтверждают наличие факта нарушения;

в случае отказа плательщика налогов или его законных представителей предоставить копии документов должностному (служебному) лицу органа государственной налоговой службы такое лицо составляет акт в произвольной форме, который удостоверяет факт отказа, с указанием фамилии, имени, отчества плательщика налогов (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено представить, факт о составлении такого акта отражается в акте документальной проверки;

в случае предоставления плательщиком налогов или его законными представителями должностным (служебным) лицам органа государственной налоговой службы письменных объяснений относительно установленных нарушений налогового законодательства и/или причин непредставления первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения, или их копий факты о предоставлении таких объяснений необходимо отразить в акте;

2.3.2.3. Выявленные факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений группируются в ведомости или таблицы, которые прилагаются к акту. Указанные ведомости или таблицы должны содержать полный перечень однотипных нарушений налогового законодательства с указанием отчетного периода, к которому они относятся (название, дату и номер документа, в соответствии с которым осуществлена операция, суть операции, а также ссылку на нормативно-правовые акты, их пункты и статьи, положения которых нарушены). Указанные приложения должны быть подписаны должностным (служебным) лицом органа государственной налоговой службы, а также плательщиком налогов или его законными представителями;

2.3.2.4. В случаях отсутствия ведения учета данный факт фиксируется в описательной части акта;

2.3.2.5. Результаты документальной проверки по вопросам соблюдения требований валютного законодательства, законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, оформляются аналогично оформлению результатов проверки по вопросам соблюдения требований налогового законодательства.

При этом в случае установления нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности необходимо отразить следующие сведения: номер, дату внешнеэкономического договора (контракта) и его сумму; в случае необходимости регистрации договора (контракта) в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере экономического развития: номер и дату его регистрации, страну нерезидента, который является стороной внешнеэкономического договора (контракта), наименование финансового учреждения нерезидента, через которое осуществляются расчеты по договору (контракту), наименование финансового учреждения резидента, через которое осуществляются расчеты по договору (контракту), номенклатуру товаров по договору (контракту) согласно кодам Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, сумму просроченной задолженности, возникшей при исполнении договора (контракта).

2.4. В заключении акта (справки) документальной проверки указываются:

2.4.1. Обобщенная опись выявленных проверкой нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, со ссылкой на подпункты, пункты, статьи законодательных актов или общий вывод относительно отсутствия таких нарушений;

2.4.2. Выявленные нарушения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, отражаются в гривнях в разрезе налогов и сборов с разбивкой по годам и налоговым периодам в пределах проверяемого периода;

2.4.3. В акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за установленные нарушения;

2.4.4. В случае получения в ходе проверки копий документов, подтверждающих факт выявленного нарушения, об этом делается запись с отражением оснований для получения;

2.4.5. Отражается количество составленных экземпляров акта (справки) проверки и ставится отметка о вручении (направлении) одного экземпляра плательщику налогов или его законному представителю.

III. Информативные приложения к акту
(справке) документальной проверки

3.1. В зависимости от деятельности плательщика налогов и результатов проверки к информативным приложениям относятся:

утвержденный руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и подписанный начальником отдела (управления) работника, который возглавляет проверку, план проверки плательщика налогов;

ведомости или таблицы, в которых сгруппированы факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений;

расчеты доначисленных (уменьшенных) сумм налогов и сборов, а также расчеты уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на доходы физических лиц, уменьшения (увеличения) заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС, уменьшения отрицательного значения суммы НДС в разрезе налоговых периодов;

объяснения, замечания или возражения плательщика налогов или его законных представителей относительно выявленных нарушений или по другим вопросам, возникшим в ходе проверки;

другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

копии материалов (описи, ведомости, протоколы и т. п.) о результатах проведенных обследований;

материалы встречных сверок, реестры, в которых указывается информация о направленных запросах на их проведение в другие органы государственной налоговой службы, и полученные ответы;

заверенные в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, в случае их получения;

опись полученных копий документов;

данные об исполнении внешнеэкономических договоров (контрактов) (экспортных, импортных, бартерных, по переработке давальческого сырья на территории Украины и за ее пределами и т. п.);

другие материалы, имеющие значение для принятия налогового уведомления-решения по результатам проверки и принятия других мер.

3.2. Все приложения, содержащие информацию о деятельности плательщика налога (кроме приложений, содержащих налоговую информацию с ограниченным доступом, в том числе информацию о отработке установленных рисковых операций, материалы встречных сверок), и ведомости или таблицы, в которых сгруппированы факты однотипных нарушений и повторяющихся нарушений, подписываются должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, осуществившими проверку, и плательщиком налогов или его законными представителями и прилагаются к двум экземплярам акта (справки) проверки. Приложения, содержащие налоговую информацию с ограниченным доступом, прилагаются к экземпляру акта (справки) проверки, который остается в органе государственной налоговой службы.

3.3. К акту (справке) документальной внеплановой проверки приобщаются информативные приложения в зависимости от вопросов, подлежавших проверке.

IV. Подписание акта (справки) документальной проверки,
порядок его регистрации и хранения

4.1. До подписания акта (справки) документальной проверки учитываются объяснения (в случае их предоставления), предоставленные плательщиком налогов или его законными представителями в ходе проверки.

В случае возникновения спорных вопросов и возражений относительно установленных нарушений в ходе осуществления проверки такие вопросы и возражения выносятся на рассмотрение постоянных комиссий по рассмотрению спорных вопросов при соответствующих органах государственной налоговой службы.

4.2. Акт (справка) документальной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, проводившими проверку, и регистрируется в органе государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем истечения установленного для проведения проверки срока, с соблюдением определенных в пункте 4.5 настоящего раздела требований относительно регистрации актов документальных проверок.

При этом срок составления акта (справки) не засчитывается в срок проведения проверки, установленный Кодексом, с учетом его продления.

4.3. Акт (справка) документальной проверки после его (ее) регистрации предоставляется плательщику налогов или его законному представителю для ознакомления и подписания.

Акт (справка) документальной невыездной проверки после его (ее) регистрации вручается лично плательщику налогов или его законным представителям либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от подписания акта (справки) проверки должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы составляется соответствующий акт, который удостоверяет факт такого отказа.

При этом в акте отказа от подписи должна содержаться информация об ознакомлении (или отказе от ознакомления) плательщика налогов или его законных представителей с содержанием акта (справки) документальной проверки, а также о последствиях такого отказа. Акт отказа от подписи в день его составления регистрируется в отдельном едином специальном журнале регистрации актов органа государственной налоговой службы в порядке, определенном пунктом 4.5 настоящего раздела.

Один экземпляр акта (справки) о результатах документальной проверки с соответствующими приложениями в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется плательщику налогов или его законному представителю.

4.4. В случае отказа плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) о результатах документальной проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием плательщика налогов или его законных представителей по местонахождению такой акт (справка) направляется плательщику налогов в порядке, определенном статьей 58 раздела II Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. В таких случаях органом государственной налоговой службы составляется соответствующий акт.

4.5. Регистрация актов (справок) документальных проверок осуществляется в едином журнале регистрации актов (справок) проверок, который ведется в электронной форме структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа государственной налоговой службы.

При этом в акте проверки на первом листе в верхнем левом углу указываются дата регистрации акта (справки) проверки и номер акта (справки) проверки, который состоит из порядкового номера в едином журнале регистрации актов (справок) проверок, кода структурного подразделения, ответственного за проведение проверки, регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов или серии и номера паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте.

Акты об отказе от подписи, об отказе плательщика налогов или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) о результатах документальной проверки или невозможности его (ее) вручения и подписания в связи с отсутствием плательщика налогов или его законных представителей по местонахождению и другие акты (кроме актов и справок документальных проверок), составление которых предусмотрено настоящим Порядком, регистрируются в едином специальном журнале регистрации актов. Ведение такого журнала и регистрация в нем актов осуществляются в порядке, предусмотренном абзацами первым и вторым пункта 4.5 настоящего раздела.

4.6. В случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в орган государственной налоговой службы по основному месту учета такого плательщика налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки).

Такие возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы в ходе проверки и указаны в возражениях), и плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 раздела II Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Возражения могут быть вынесены на рассмотрение предусмотренных пунктом 4.1 настоящего раздела постоянных комиссий по рассмотрению спорных вопросов при соответствующих органах государственной налоговой службы.

Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или законный представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, что таким плательщиком налога указывается в возражениях. В случае если плательщик налога выразил желание участвовать в рассмотрении его возражений к акту (справке) проверки, орган государственной налоговой службы обязан уведомить такого плательщика налога о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется плательщику налогов в порядке, установленном статьей 42 раздела II Кодекса, не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Руководитель соответствующего органа государственной налоговой службы или уполномоченный им представитель обязательно участвует в рассмотрении возражений плательщика налогов к акту проверки.

К рассмотрению таких возражений в обязательном порядке привлекаются подразделения правовой работы.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение произвольной формы, в котором указываются приведенные в акте (справке) проверки выводы, факты и данные, в отношении которых предоставлены возражения плательщиком налогов, краткое содержание возражений, приводится обоснование позиции органа государственной налоговой службы по каждому вопросу, поднятому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений.

Заключение подписывается должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, проводившими проверку, их непосредственными руководителями, а также другими должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, которые были привлечены к рассмотрению возражений, и утверждается руководителем органа государственной налоговой службы.

Заключение в день его утверждения регистрируется в едином специальном журнале регистрации заключений органа государственной налоговой службы, который ведется в электронной форме структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа государственной налоговой службы. Номер заключения состоит из порядкового номера в специальном журнале регистрации заключений, номера акта (справки) проверки и кода структурного подразделения, ответственного за рассмотрение возражений.

Указанное заключение является составной частью (приложением) материалов проверки, остается в органе государственной налоговой службы и учитывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы при их рассмотрении и принятии налогового уведомления-решения.

На основании заключения составляется обоснованный письменный ответ относительно результатов рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и направляется плательщику налогов в порядке, установленном статьей 58 раздела II Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

4.7. По результатам рассмотрения руководителем органа государственной налоговой службы (его заместителем) акта проверки, возражений плательщика налогов или его законных представителей и других материалов проверки в сроки и порядке, которые установлены Кодексом, принимаются соответствующие налоговые уведомления-решения.

В случае если денежное обязательство рассчитывается органом государственной налоговой службы по результатам проверки, проведенной по обстоятельствам, определенным подпунктом 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 раздела II Кодекса, относительно уголовного производства, в котором расследуется уголовное правонарушение в отношении должностного лица (должностных лиц) плательщика налогов (юридического лица) или физического лица — предпринимателя, который проверяется, предметом которого являются налоги и/или сборы, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки принимается таким налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения данным налоговым органом соответствующего судебного решения (обвинительный приговор, определение о закрытии уголовного производства по нереабилитирующим основаниям), вступившего в законную силу.* Материалы такой проверки вместе с заключениями органа государственной налоговой службы передаются органу, назначившему проверку.

* Раньше налоговое уведомление-решение принималось не в течение 10 дней, а не ранее вступления в законную силу решения суда.— Ред.

4.8. В случае если должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы, которое осуществляет проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, предоставленных плательщиком налогов в ходе проведения проверки, плательщик налогов имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложенного или представить непосредственно в орган государственной налоговой службы, назначивший проведение проверки, копии таких документов (заверенные печатью плательщика налогов (при наличии печати) и подписью плательщика налогов или его законных представителей).

В случае если в ходе проведения проверки плательщик налогов предоставляет документы менее чем за три дня до дня ее завершения или когда направленные в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 4.8 настоящего раздела, документы поступили в орган государственной налоговой службы менее чем за три дня до дня завершения проверки, проведение проверки продлевается на срок, определенный статьей 82 раздела II Кодекса.

В течение пяти рабочих дней со дня получения акта документальной проверки плательщик налогов имеет право представить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие.** Такие документы представляются плательщиком налогов в орган государственной налоговой службы вместе с сопроводительным письмом и соответствующей описью, в которой указываются: названия, номера и даты, количество листов представленных документов. Такая опись заверяется (скрепляется) подписями плательщика налогов или его законных представителей и печатью плательщика налога (при наличии).

** Прежний Порядок давал на это три дня.— Ред.

Если плательщик налогов после окончания проверки и до принятия органом государственной налоговой службы налогового уведомления-решения по результатам такой проверки предоставляет документы, подтверждающие показатели, отраженные им в налоговой отчетности, но не предоставленные в ходе проверки (кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 44.7 статьи 44 раздела II Кодекса), такие документы должны быть учтены органом государственной налоговой службы при принятии решения.

В случае если направленные плательщиком налогов в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 4.8 настоящего раздела, документы поступили в орган государственной налоговой службы после завершения проверки или в случае представления плательщиком налогов документов в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, орган государственной налоговой службы имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку такого плательщика налогов.

4.9. Один экземпляр акта (справки) и других материалов проверки после принятия по ним соответствующих налоговых уведомлений-решений и принятия других предусмотренных законодательством мер передается в структурное подразделение, в котором хранится дело плательщика налогов.

Срок хранения актов (справок) и других материалов документальных проверок в органах государственной налоговой службы составляет 5 лет.

Директор Департамента налоговой,
 таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше