Итак, КМУ терпел с прошлого года (последнее повышение минимальных цен на алкоголь мы имели прошлым летом). Уже и «розничный» 5 % акциз «подсадили» в цену «розничного» алкоголя, а он все равно терпел. И вот, наконец, не вытерпел.
Постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 426 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 30 октября 2008 г. № 957» минцены на алкоголь (правильнее говорить — на отдельные его виды, поскольку не на весь алкоголь они устанавливаются) повышены снова.
Не нужно пугаться, что дата принятия постановления (17 июня) уже давно позади. В этот раз авторам документа хватило «мудрости» установить адекватный срок вступления изменений в силу — через 10 дней со дня опубликования. Опубликован документ в газете «Урядовий кур’єр» от 01.07.2015 г. № 116 (5490). Соответственно, новые минцены «побегут» с 12.07.2015 г. Здесь отметим, что для перестраховки можно начать использовать новые минцены с 11.07.2015 г., поскольу встречается и «альтернативный» подход к исчислению срока «через 10 дней со дня...».
Смысл нововведений понять несложно. Нельзя продавать алкоголь дешевле установленной КМУ цены. К примеру, минимальная розничная цена на поллитровую бутылку водки 40 % возрастет с 39,9 грн. до 49,9 грн., а с 01.09.2015 г. «подскочит» до 54,9 грн.
Здесь у некоторых могут возникнуть сомнения: это с учетом «розничного» 5 % акциза или без? Это уже с учетом «розничного» акциза.
Минимальные розничные цены (далее — МРЦ) на алкогольные напитки согласно абз. 31 ст. 1 Закона № 481* определяют исходя из минимальных оптово-отпускных цен на эту продукцию и торговой надбавки. То есть МРЦ и является той ценой, ниже которой продавать спиртное конечным покупателям запрещено.
А почему тогда «розничный» акциз накручивают сверху на табачные максимальные цены? Потому что на это в п.п. 14.1.106 НКУ есть специальное указание. А в отношении алкогольных минцен нет.
Напомним, что опустить «планку» ниже минимальных цен — значит нарваться на неприятности. Причем касается это как спиртного, приобретенного до вступления в силу изменений, так и (что само собой понятно) после этого. То есть «перестраиваться» нужно с даты вступления в силу нового постановления.
Самая устрашающая из возможных неприятностей — это наложение штрафа согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 481.
К субъектам хозяйствования применяют штраф в случае оптовой или розничной торговли коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам, ниже установленных минимальных оптово-отпускных цен или МРЦ на такие напитки. Размер штрафа — 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных цен или МРЦ, но не меньше 10000 грн.
При этом формально (да и по факту) «нарваться» на штраф можно даже в случае, если пределы цен нарушены на одну копейку (как тут не вспомнить народную мудрость о том, что копейка рубль бережет, а в нашем случае — так и вовсе как минимум 10 тыс. грн.).
Еще один неприятнейший момент этого штрафа — то, что продав всего одну-то бутылку спиртного по цене ниже минимальной, размер штрафа придется рассчитать исходя из стоимости всей полученной партии товара. В последнюю же могут входить алкогольные напитки разных видов. Главный критерий для определения понятия «партия», как показывает судебная практика, — включение приобретенного спиртного в одну накладную с алкоголем, который впоследствии продали по сниженной цене.
Наказать за допущенную погрешность согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 481 (ср. ) и п.п. 191.1.20 НКУ продавцов спиртного могут органы ГФС. Но возможно это только по результатам проведенной проверки.
А сроки даваности? Ведь «алкогольный» штраф по своему содержанию является административно-хозяйственной санкцией. В связи с этим логично допустить, что к нему можно применить срок давности, определенный ч. 1 ст. 250 ХКУ (в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения).
Внимание! В то же время если подробно проанализировать положения ч. 1 ст. 250 ХКУ, то эти сроки давности применить к «алкогольным» штрафам, к сожалению, не удастся.
Дело в том, что сроки давности, определенные в ХКУ, не распространяются на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГФС (ч. 2 ст. 250 ХКУ).
Интересная ситуация сложилась с алкогольными напитками, отнесенными к таковым согласно Закону № 1621**(в части интересующих нас изменений вступил в силу 01.11.2014 г.).
В категорию алкогольных напитков благодаря ему попали продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием этилового спирта 8,5 % объемных единиц и более, указанные в товарных позициях 2103 90 30 00, 2106 90 в соответствии с УКТ ВЭД.
Также с 01.07.2015 г. в состав алкогольных напитков вошло алкогольное пиво (код УКТ ВЭД 2203).
С одной стороны, в категорию алкогольных такие напитки попали.
С другой — минимальные цены устанавливают лишь на тот алкоголь, который назван (коды УКТ ВЭД которого приведены) в постановлении КМУ об установлении минцен. Так вот, ни пива, ни изделий из товарных позиций 2103 90 30 00, 2106 90 УКТ ВЭД в нем нет. Значит, и минцен на эти изделия нет.