(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
3/11
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Июнь , 2015/№ 24

РРО: находим место в учете

http://tinyurl.com/y6r74t62
«Поголовная РРО-обязаловка» приближается… Кто-то надеется на ее отмену. Кто-то уже приобрел РРО или собирается это сделать в ближайшей перспективе. В связи с этим все большей популярностью пользуются вопросы, связанные с учетом расходов на приобретение и эксплуатацию РРО. Ими и займемся.
кассовые аппараты, бухгалтерский и налоговый учет

Приобретение РРО

Купили новый РРО. Как учесть?

Налоговики предсказуемы (см., например, свежее разъяснение тернопольских налоговиков — http://tr.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/200171.html): относить РРО нужно к ОС группы 4 «Машины и оборудование», отдельной «электронной» подгруппе с минимально допустимым сроком полезного использования 2 года (согласно классификации из п.п. 138.3.3 НКУ).

Да, но здесь, скажем так, упущен ряд важных аспектов. Налоговые правила учета ОС (приведенные в  п. 138.3 НКУ, на который ссылаются налоговики), могут быть полезными только высокодоходным плательщикам налога на прибыль, в то время как низкодоходным они попросту ни к чему. Последние ведут исключительно бухучет ОС и по его итогам определяют объект обложения налогом на прибыль без каких-либо корректировок на разницы*.

* Кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) годов, о котором подробнее вы могли прочесть в статье «Учитываем убытки по налогу на прибыль правильно» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 23.

Стоимостный критерий для ОС, установленный п.п. 14.1.138 НКУ на уровне 2,5 тыс. грн., также актуален только для высокодоходных налогоплательщиков**. Потому если ваше предприятие — низкодоходный плательщик и в приказе об учетной политике предусмотрен стоимостный критерий для МНМА выше, нежели стоимость приобретенного РРО, последний вполне себе можно отнести в состав малоценки.

** Подробности — в статье «2,5-тысячный критерий для ОС: быть или не быть?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 8.

МНМА учитывают на субсчете 112. Важное преимущество таких активов перед ОС, учитываемыми на счете 10 (в том числе субсчете 104 «Машины и оборудование»), то, что их можно амортизировать методами 50/50 % и 100 %.

Если же ваше предприятие — высокодоходное, в ваших интересах гармонизировать бухгалтерский учет кассовых аппаратов с налоговым. Это нужно для того, чтобы поменьше заморачиваться на расчет разниц согласно ст. 138 НКУ***.

*** Более предметно об этом мы говорили в статье «Переходная» амортизация: начисляем правильно» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 7.

И еще ряд моментов. Наиболее вероятно (с учетом «недешевизны» РРО), что в бухучете приобретение РРО пройдет как приобретение ОС. Напомним, что все расходы, включаемые в первоначальную стоимость объекта (согласно п. 8 П(С)БУ 7), вначале собирают на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» (сюда попадут в том числе включаемые в первоначальную стоимость РРО расходы на транспортировку, опломбирование, программирование, подключение, наладку РРО). Затем при вводе РРО в эксплуатацию эти расходы списывают в дебет субсчета 104 «Машины и оборудование».

Срок полезного использования РРО устанавливаем в распорядительном акте (приказе) с оглядкой на техническую документацию производителя.

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта ОС в эксплуатацию. Амортизацию РРО, по нашему мнению, следует включать в состав расходов на сбыт.

Расходы на Интернет, связь

О том, как выбрать максимально выгодный тариф за пользование такими услугами, мы не будем сейчас повествовать. Вместо этого уделим внимание учету понесенных расходов.

Ранее НКУ содержал прямые нормы, позволяющие относить расходы на оплату интернет-услуг в состав прочих операционных расходов ( п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ). Но с нового года от этих норм не осталось и следа. Вместо этого теперь приходится ориентироваться на нормы бухучета (если точнее — П(С)БУ 16).

В нем «расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс и т. п.)» (абз. 6 п. 18) — составляющая админрасходов.

При этом вполне возможен учет таких расходов в составе расходов на сбыт, как, например, электроэнергии для РРО. Ведь РРО без передачи данных налоговикам, по сути, бесполезен.

В любом случае такие расходы (административные, сбытовые) включаются в расходы в периоде их осуществления ( п. 7 П(С)БУ 16). Идеальный вариант — в месяце их получения/предоставления (согласно счету и/или акту). Если же мы оплачиваем услуги наперед, то предоплату, относящуюся к будущим периодам, отражаем на счете 39 «Расходы будущих периодов». Далее списываем на соответствующую статью расходов (счета 92, 93) в периодах, к которым относится эта оплата.

Расходы на ТО и ремонт РРО

Без таких расходов (по крайней мере, на техническое обслуживание) не обойтись. Периодичность выполнения работ по техобслуживанию РРО пользователь согласовывает с ЦСО, но она не может превышать срок, указанный в эксплуатационных документах.

Субъекты, которым вменено использование РРО, согласно п. 14 ст. 3 Закона об РРО обязаны вводить в эксплуатацию, проводить техническое обслуживание и ремонтировать РРО через центры сервисного обслуживания (далее — ЦСО) в установленном порядке. Наличие копии договора субъекта хозяйствования с ЦСО о техобслуживании и ремонте РРО — необходимое условие для регистрации РРО в органе ГФС (согласно п. 4 разд. 2 гл. ІІ Порядка № 417****).

**** Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

Ремонт РРО может быть гарантийным (бесплатный для предприятия) или послегарантийным. В связи с последним в учете могут возникнуть расходы.

Как же учесть упомянутые выше расходы? Да без проблем! Расходы на техобслуживание и ремонт — ни что иное, как расходы на поддержание ОС в рабочем состоянии. А они подлежат отнесению в состав расходов (на основании п. 15 П(С)БУ 7 и  п. 32 Методрекомендаций № 561*****). Поскольку речь идет об РРО, используемом непосредственно при реализации товаров/работ/услуг, то в данном случае, без сомнений, имеем дело с расходами на сбыт. Учитывать их придется на одноименном счете 93.

***** Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

В НКУ никаких разниц по таким расходам не предусмотрено. И никаких особенностей налогового учета ремонтов с нового года больше нет!

POS-терминал: учет услуг эквайра

Где РРО, там зачастую и POS-терминал (далее — ПТ). Для того, чтобы обзавестись последним и обеспечить его работу придется привлекается эквайра (банк), с которым заключается соответствующий договор. Согласно его условиям эквайр, как правило, обязуется:

— обеспечить вас ПТ и инструктивными материалами по работе с банковскими платежными карточками;

— обучить работников предприятия правилам работы с ПТ и т. д.

В свою очередь, от вас эквайр желает одного — получения вознаграждения. Его размер оговаривается условиями договора и, как правило, представляет собой процент от объема продаж, проведенных с помощью ПТ.

Как учесть такие расходы? По сути, такие суммы — комиссионное вознаграждение банка. Значит это ни что иное, как админрасходы. Хотя нельзя исключать и возможность отнесения их в расходы на сбыт.

Плату за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков включают в состав административных расходов на основании абз. 10 п. 18 П(С)БУ 16. Учитывают их на счете 92 «Административные расходы». В налоговом учете с такими расходами не должно возникнуть проблем: никаких разниц по ним НКУ не предусматривает.

Напоследок — наиболее характерные проводки по теме.

Учет РРО-расходов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Перечислена предоплата поставщику РРО

7500,00

371

311

2

Отражен НК по НДС

1250,00

641

644

3

Получен РРО от поставщика

6250,00

152

631

4

Списан НК по НДС

1250,00

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

7500,00

631

371

6

РРО введен в эксплуатацию (ЦСО составил акт ввода в эксплуатацию РРО) (условно, с учетом допрасходов, включаемых в первоначальную стоимость)

6900,00

104

152

7

Перечислены деньги в оплату услуг оператора связи

25,50

371

311

8

Отражен НК по НДС

4,00

641

644

9

Отнесена в состав расходов стоимость полученных интернет-услуг

21,50

92

631

10

Списан НК по НДС

4,00

644

631

11

Произведен зачет задолженностей

25,50

631

371

12

Списано в состав расходов комиссионное вознаграждение эквайра (сумма условная)

200,00

92

333

13

Отнесены на финансовые результаты административные расходы

221,50

791

92

14

Начислена амортизация РРО (в месяце, следующем за месяцем ввода аппарата в эксплуатацию) (срок полезного использования — 7 лет; метод начисления амортизации — прямолинейный)

82,14

93

131

m.shevchuk@buhgalter911.com

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
РРО добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье