Немного истории
Причины, по которым вчерашние работники надевают военную форму, могут быть разные. Как быть: разрывать с такими работниками трудовой договор или сохранять за ними место работы? Традиционно в этом вопросе работодатели ориентировались на положения п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.
С момента объявления первой частичной мобилизации в марте 2014 года текст этого пункта КЗоТ менялся лишь раз. Тогда был установлен запрет на увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.
По таким работникам необходимо было соблюдать гарантии, установленные ч. 3 ст. 119 КЗоТ, в частности, сохранять за ними место работы, должность и средний заработок, который обещали компенсировать из бюджета.
Но все течет, все меняется. Стремясь финансово поддержать добровольцев, принявших решение встать на защиту Родины, и тех мобилизованных работников, кто решил продолжить службу по контракту, законотворцы дружно вносили изменения и дополнения в «гарантийную» ст. 119 КЗоТ, забывая об «увольнительном» п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. Результат: положения этих двух норм перестали «дружить» друг с другом.
То есть за теми, кого работодатель имел право уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, он должен был сохранять место работы, должность и средний заработок согласно ст. 119 этого Кодекса.
И вот наконец-то непонятки устранены. Теперь благодаря Закону № 433 основанием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ является призыв или поступление работника либо собственника — физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме случаев, когда за работником сохраняются место работы, должность в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 119 этого Кодекса.
Но расслабляться не стоит! Законом № 433, который вступил в силу 11.06.2015 г., в ч. 3 ст. 119 КЗоТ были внесены изменения, а ч. 4 этой статьи вообще изложена в новой редакции. Так что интрига сохраняется, продолжаем разбираться!
Тот решил служить, а этого призвали: увольнять нельзя оставить
Внимание! В соответствии с обновленной ст. 119 КЗоТ с 11.06.2015 г. предприятия, организации, учреждения обязаны сохранять место работы, должность и средний заработок (читайте не имеют права увольнять на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ в случае призыва или поступления на службу) работников:
1) призванных на срочную военную службу! Неожиданно? Как сказать… Попытку уравнять в гарантиях призванных на военную службу солдат-срочников и мобилизованных солдат наши законодатели предприняли еще в январе 2015 года. Однако тогда, внеся соответствующие изменения в ч. 3 ст. 39 Закона № 2232*, они забыли их продублировать в КЗоТ.
* Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.
До 11.06.2015 г. КЗоТ разрешал увольнять работников, призванных на срочную военную службу. Вместе с тем отдельные специалисты Минсоцполитики считают, что запрет на увольнение работников, призванных на срочную военную службу, действует с 08.02.2015 г. Несмотря на то, что рассматриваемые споры между КЗоТ и Законом № 2232 устранены только с 11.06.2015 г.
И вот наконец-то Закону № 433 удалось согласовать положения ст. 119 КЗоТ и ч. 3 ст. 39 Закона № 2232.
Важно! На наш взгляд, анализ положений ч. 3 ст. 119 КЗоТ дает возможность сделать вывод, что гарантии, установленные ст. 119 КЗоТ, в том числе и по сохранению места работы, должности, распространяются только на солдат-срочников, призванных на службу в течение особого периода. По его окончании гарантии исчезают, а значит, вы вправе распрощаться с работником в случае его призыва на военную службу;
2) призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;
3) принятых на военную службу по контракту в случае:
— возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности;
— объявления решения о проведении мобилизации;
— объявления решения о введении военного положения;
4) призванных во время мобилизации, на особый период, и подлежащих увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолживших военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.
Всех, кто не попадет в эти бравые ряды (например, работников, которых направили на альтернативную (невоенную) службу), можно уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.
С категориями работников, на которых распространяются гарантии, установленные ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, разобрались. Теперь пора выяснить, в течение какого периода они действуют.
Ищем границы
Гарантии для «солдат предприятия», установленные ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, по сохранению места работы, должности и средней зарплаты начинают действовать со дня начала прохождения военной службы. Таким днем считают:
— день отправления в воинскую часть с областного сборного пункта — для граждан, призванных на срочную военную службу;
— день зачисления в списки личного состава воинской части — для граждан, принятых на военную службу по контракту, в том числе резервистов во время мобилизации;
— день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата — для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.
И как долго действуют гарантии? Те из вас, у кого на предприятии были мобилизованные работники, помнят, что максимальный срок для гарантий был равен году, а если мобилизованный «солдат предприятия» продолжал службу по контракту, то он продлевался более чем на год. Теперь эту информацию из папки «Знать и отслеживать» можно переложить в папку «Забыть и не вспоминать»! С 11.06.2015 г. действуют новые сроки сохранения места работы, должности и среднего заработка «солдатам предприятия». Их мы привели в таблице.
№ п/п | Категория работников | Срок по гарантиям |
1 | Призванные на срочную военную службу | До окончания особого периода или до дня фактической демобилизации |
2 | Призванные на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период | |
3 | Принятые на военную службу по контракту в случае: | |
3.1 | — возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности | |
3.2 | — объявления решения о проведении мобилизации | |
3.3 | — объявления решения о введении военного положения | |
4 | Призванные во время мобилизации, на особый период, и подлежащие увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжившие военную службу по контракту | Не более чем на срок заключенного контракта |
5 | Лица, перечисленные в пп. 1 — 4 этой таблицы, которые во время прохождения военной службы: | До дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в военных комиссариатах после увольнения с военной службы по окончании ими лечения в медучреждениях, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими |
5.1 | — получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях | |
5.2 | — попали в плен | |
5.3 | — признаны безвестно отсутствующими |
И в конце статьи «сладкая конфетка». Обновленные положения ч. 3 — 5 ст. 119 КЗоТ гарантируют компенсацию из бюджета среднего заработка всем «солдатам предприятия», перечисленным выше в таблице, а не только мобилизованным. Причем Кабмин должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 433 в течение одного месяца.
Конечно, такая информация не может не радовать работодателей. Но средства на эту радость в Госбюджете на 2015 год не заложены. А значит, их надо найти и зафиксировать в соответствующем законе. Кроме того, не помешало бы подкорректировать освобождающие от налогообложения п.п. 165.1.1 НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI. Ведь в них речь идет только о компенсации среднего заработка мобилизованных работников.
И если этого не сделать, есть вероятность, что налоговики будут настаивать на обложении среднего заработка «солдатам предприятия» (контрактникам и срочникам).
Ой как хочется верить, что в этот раз наши законодатели и КМУ не будут тянуть кота за хвост.