(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 13
  • № 12
  • № 11
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
11/11
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Март , 2015/№ 10

Нужны ли ФЛП-единоналожникам документы на товар

http://tinyurl.com/yyrphhrv
Многие ФЛП-единоналожники задаются вопросом: раз они не обязаны вести учет расходов, означает ли это, что им не нужно получать от поставщиков и хранить документы, подтверждающие такие суммы? Или документы на товар все-таки должны быть? И если да, то на каком основании? Давайте разберемся.
документы у ФЛП на ЕН

Документы, подтверждающие расходы

Доходы и расходы, которые ФЛП отражают в налоговом учете, должны подтверждаться первичными и прочими предусмотренными законодательством документами. Это требование содержит ст. 44 НКУ. В этой же статье сказано, что налогоплательщикам запрещается формировать показатели, в частности, налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных такими документами.

Штраф за нарушение этой нормы составляет в общем случае 510 грн. (ст. 121 НКУ, см. подкатегорию 107.11 ЗІР).

Вместе с тем ФЛП-единоналожники не отражают суммы расходов ни в Книге учета доходов (кроме единоналожников группы 3 с НДС*), ни в деке. По сути, подтверждать документально свои расходы именно для заполнения единоналожной отчетности им не нужно. Но дело то в том, что учетные формы и отчетность единоналожников не ограничивается только Книгой учета доходов и декларацией.

* Правда, на суть дела это особо не влияет. Во-первых, такие расходы не учитываются в их объекте обложения ЕН, в то время как п. 44.1 НКУ привязывается к показателям, связанным с объектом налогообложения. Во-вторых, у плательщиков ЕН группы 3 с НДС приходные документы, как правило, имеются.

Например, если ФЛП приобретает товар у физических лиц (граждан и ФЛП), то он обязан отразить сумму выплаты в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. В этом случае как раз и нужно ориентироваться на ст. 44 НКУ. Если при покупке у ФЛП таких документов не будет, то, по мнению налоговиков, к плательщику могут применить штраф согласно п. 127.1 НКУ за неудержание НДФЛ (см. подкатегорию 107.11 ЗІР).

Каждая из сумм, перечисленных за товар, обязательно должна быть подтверждена первичным документом (накладной и выпиской банка, квитанцией, чеком или документом произвольной формы о наличной оплате товаров). Помимо этого, могут понадобиться и копии документов, подтверждающих предпринимательский статус для необложения НДФЛ и ЕСВ.

В то же время если единоналожник покупал товары (работы, услуги) исключительно у юрлиц, то он не обязан был указывать потраченные суммы в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. Но даже в этом случае ему могут понадобиться документы, подтверждающие факт покупки товара именно у юр-, а не физлиц. Для чего? Для того чтобы обосновать причину, по которой выплата не попала в упомянутый расчет (т. е. то, что она не предназначалась физлицу). Такими документами могут быть платежка и накладная поставщика-юрлица.

Заметим: выше мы перечислили платежные документы, которые свидетельствуют о самом факте перечисления средств. Но все эти выплаты осуществляются на основании договоров, которые также подтверждают факт приобретения товара (не будет соблазна считать товар подарком и т. д.) и право собственности на такой товар.

И учтите еще одно: есть и другое, более либеральное (но и более рискованное) мнение в отношении документального обеспечения у ФЛП на ЕН. Оно состоит в том, что таким ФЛП достаточно вести соответствующие Книги и… все ☺.

Логика этого подхода зиждется на том, что «специальный» для ЕН п. 296.1 НКУ требует от ФЛП на ЕН ведения лишь таких книг. Причем интересно, что с этой точкой зрения в свое время согласился и ВАСУ (см. постановление от 19.11.2013 г. по делу № К/800/22104/13).

Где взять документы на товар?

Есть много ФЛП-единоналожников, которые торгуют без документов на товар и до сих пор прекрасно без них обходились, но теперь хотят подстраховаться. Где им взять документы на товар? В идеале — «первичка» должна составляться в период осуществления хозяйственной операции или сразу после этого. Именно на это правило и нужно ориентироваться в общем случае, иначе не остается ничего другого, как договориться с контрагентом оформить их задним числом (если такая возможность есть). Особенно, если такой контрагент — ФЛП. Кроме того, в ближайшем будущем почти всех плательщиков ЕН обя­жут применять РРО. В связи с этим, если будете покупать что-то у них, подтвердить факт покупки можно будет, в частности, и такими чеками.

Нужны ли ФЛП на ЕН документы, подтверждающие доходы?

Доходы предпринимателя можно получать в наличной и безналичной форме. Все безналичные поступления можно отследить по выпискам банка, а также вся их сумма записывается в Книгу учета доходов.

Если же предприниматель получает выручку наличными, подтверждающими документами будут отчеты РРО, а если РРО нет — поступление наличных подтверждается лишь записью о выручке в Книге учета доходов. То есть те ФЛП, которые РРО не используют, могут ограничиться записями в такой Книге.

Наличные поступления в Книгу учета доходов никакими документами подтверждать не нужно. Такого требования нет нигде в законодательстве: ни в Порядке № 1637**, ни в НКУ. Более того, сама Книга учета доходов и есть тем единственным учетным регистром, на основании которого заполняется потом декларация. В Порядке № 1637 (пункт 7) так и сказано: «Данные Книги используются плательщиком налога для заполнения налоговой декларации плательщика единого налога».

** Порядок ведения книги учета доходов и расходов плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637.

Так что штрафовать ФЛП-единоналожника по ст. 121 НКУ за отсутствие «доходных» документов, на наш взгляд, налоговики не вправе. В споре с ними по этому вопросу можно также воспользоваться либеральным письмом Минфина от 29.02.2012 г.

«<…> При отражении доходов в Книге факт их поступления не всегда может быть подтвержден первичными документами, в частности получение наличных в оплату товаров (работ, услуг), поэтому Кодексом и Порядком (Имеется в виду Порядок № 1637. — Примеч. ред.) не предусмотрено требование обязательности осуществления записей в Книге на основании первичных документов. При этом данные, приведенные в Книге, являются подтверждением факта получения дохода и используются для составления налоговой декларации плательщика единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период.»

o.khmelevska@buhgalter911.com

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
единоналожник, ФЛП, товар добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье