Темы статей
Выбрать темы

НН и РК — новые веяния фискалов

Казанова Марина, податковий експерт, m.kazanova@buhgalter911.com
И снова налоговые накладные… На днях в ЗІР появился целый ряд новых консультаций по поводу исправления ошибок в НН, а также отражения РК в приложении Д1. Предлагаем их обсудить.
НДС-учет, позиция налоговиков

Правим ошибки в ИНН: новый механизм

Налоговики изменили свой подход к исправлению ошибок, допущенных в ИНН при регистрации НН. Напомним: раньше для исправления такой ошибки (см. письмо ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17) налоговики рекомендовали составлять два РК: первый («минусовой») — на имя покупателя, ИНН которого по ошибке попал в НН, второй (со знаком «+») — на имя правильного покупателя.

Но с регистрацией таких РК возникли проблемы. Да и реальный покупатель в этом случае вообще оставался без НН, а только с РК. Эти недочеты налоговики, видимо, учли и предложили другой вариант исправления (см. категорию 101.19 ЗІР). Они указали, что в таком случае нужно:

1) ошибочную НН «обнулить», составив РК. Зарегистрировать такой РК должен покупатель, ИНН которого по ошибке попал в НН. В таком РК:

— в заглавной части указываются данные ошибочной НН (т. е. с ошибочным ИНН);

— в табличной части объемы операций показываются со знаком «-»;

— в поле «Дата складання» указывается дата составления ошибочной НН;

img 1

Судя по всему, речь идет о поле «Дата складання», которое относится к НН, а не к РК. Хотя, признаемся, в самой консультации этот момент смазан ☹.

2) правильному покупателю составить новую НН с правильными реквизитами. Такая НН должна быть составлена датой первого события (датой возникновения НО). Такой вариант располагает к более оперативному исправлению ошибок, поскольку чреват штрафами за несвоевременную регистрацию по ст. 1201 НКУ.

Если ошиблись в «условном» ИНН: к примеру, вместо ИНН 500000000000 поставили 200000000000. Тут действует аналогичный порядок. Ошибочную НН нужно «отминусовать», выписав к ней РК. Только регистрировать этот уменьшающий РК должен сам продавец. Ведь РК, которые не выдаются покупателю, регистрируются продавцом ( п. 22 Порядка № 1129*).

* Порядок заполнения налоговой накладной в редакции приказа Минфина от 14.11.2014 г. № 1129.

НН на несуществующую поставку

Недавно в ЗІР появилась консультация, в которой сказано: если НН выписана на несуществующую поставку (к примеру, составлена не на ту дату), то РК к ней составлять не нужно. То есть мы ее просто игнорируем. При этом налоговики выявят расхождения между данными декларации и ЕРНН и направят запрос с просьбой их обосновать (см. категорию 101.07 ЗІР). И все, больше никаких действий, по мнению ГФСУ, предпринимать не нужно.

Все бы ничего, если бы налоговики рассказали, уберут они эти суммы из СЭА по результатам выявления расхождений или нет. Пока они не дали разъяснений по этому поводу. До этого момента советуем подходить к указанному мнению с опаской и составлять РК к таким НН. В таком случае вы хотя бы будете уверены в том, что задвоение в СЭА исправится. При этом не забывайте: такой РК является «уменьшающим», а потому регистрировать его должен покупатель. Если же он этого не сделает, исказятся данные и его СЭА**.

** См. статью «Получили «уменьшающий» РК по «левой» НН: должны ли мы его регистрировать» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 13.

img 2

Ошибочную НН и РК к ней ни продавец, ни покупатель в декларации не отражает. Они не имеют статуса налогового документа.

Более того, указанная позиция налоговиков выглядит непоследовательной. Выше мы говорили об их рекомендациях по поводу исправления ошибок в ИНН. В таком случае НН тоже составлена на несоответствующую поставку (поставки ошибочному покупателю не было). Но там налоговики почему-то говорят о том, что для исправления ошибки нужно составить РК к ошибочной НН (а не просто игнорировать НН).

Нулевые РК: нужно ли их показывать в Д1?

В течение достаточно длительного времени налоговики настаивали на том, что «нулевые» РК не отражаются в приложении Д1. Собственно говоря, в ЗІР до сих пор осталась такая консультация (см. категорию 101.23 ЗІР). Вывод вполне справедлив. Ведь в  Порядке № 13*** сказано, что в приложении Д1 расшифровывается строка 8. А поскольку нулевые корректировки не влияют на эту строку, то в приложении Д1 нечего и расшифровывать.

*** Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в редакции приказа Минфина от 23.01.2015 г. № 13.

Но вот в свежей консультации в ЗІР (см. категорию 101.07) появился вывод, согласно которому такие РК в приложении Д1 показывать все же нужно.

img 3

Если предусматривается увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг) в пользу поставщика или корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации, то в графе 7 таблиц 1, 2 и 3 приложения 1 к декларации указывается дата получения покупателем РК, зарегистрированного в ЕРНН.

Правда, вполне возможно, что упоминание о нулевых корректировках оказалось в этой консультации случайно — в контексте того, что их должен также регистрировать продавец. На эту мысль наталкивает и то, что свою старую консультацию налоговики не убрали.

Как быть в этой ситуации? Очень осторожным плательщикам, учитывая данный подход ГФСУ, мы бы рекомендовали отражать в приложении Д1 и «нулевые» корректировки. По крайней мере, сил это отнимет немного, а от лишних вопросов избавит. Поступать так стоит, как минимум, до тех пор, пока налоговики сами не определятся — нужны данные показатели в приложении Д1 или нет.

Другое дело, что даже если в приложении Д1 их не вносить, каких-либо негативных последствий для вас это не повлечет. В самом крайнем случае — админштраф по ст. 1631 КУоАП.

m.kazanova@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше