О штрафном освобождении, внесенном в НКУ Законом № 655**, мы рассказывали еще при его появлении***. При этом п. 2 разд. 2 этого Закона давал Минфину 3 месяца на приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с новыми нормами. В эти сроки Министерство не вложилось. Как следствие, многие плательщики уплачивали штрафы, от которых согласно требованиям НКУ (освобождение предусмотрено п. 35. подразд. 10 разд. ХХ) на самом деле были освобождены.
** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» от 17.07.2015 г. № 655-VIII. Вступил в силу с 01.09.2015 г.
*** См. статью «Ниже давление»: ОС, штрафы, проверки» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 33). Кроме того, о рассматриваемом послаблении вы могли прочесть в статье «Штрафные (налог на прибыль) и проверочные моратории: на что уповать в этом году» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 9).
В то же время, как свидетельствуют сообщения пользователей бухпортала buhgalter911.com, в некоторых случаях от налоговиков на местах удавалось добиться освобождения от штрафов на основании указанного пункта НКУ еще до появления Порядка № 40.
Перейдем к анализу этого документа. Сразу обратим внимание, что он применяется «на период действия п. 35 подразд. 10 разд. XX НКУ» (согласно п. 3 разд. І Порядка). Поскольку «стартовал» такой период еще 01.09.2015 г., есть все основания считать, что прощать должны неуплаченные штрафы, начисленные с этой даты (при выполнении других условий).
Если же штраф уже был уплачен, то вернуть эту сумму можно попробовать как уплаченную ошибочно (на основании ст. 43 НКУ). Для этого обязательно подайте заявление о возврате ошибочно уплаченного денежного обязательства**** с пояснением причин возврата.
**** Денежное обязательство налогоплательщика — это в том числе и сумма средств, которую он должен уплатить в соответствующий бюджет как штрафную (финансовую) санкцию, которая взимается с него в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (согласно п.п. 14.1.39 НКУ).
Нормы Порядка, как гласит п. 4 разд. І, применяют к налогоплательщикам (получается, это могут быть и юрлица, и физлица-предприниматели, и обычные граждане), объем доходов и/или операций которых за предыдущий (отчетный) год составляет менее 20 млн грн. и которым впервые в течение года контролирующий орган определил сумму налогового обязательства по одному и тому же налогу или сбору.
К сожалению, как и «первоисточник», Порядок содержит неуклюжее упоминание («по соседству» с доходом) объема «операций». Что имеется в виду, до конца не понятно. То ли хотят учитывать предоплаты, которые у юрлиц-прибыльщиков в доход не попадают, а у физлиц, наоборот, — учитывать неоплаченные отгрузки. То ли учитывать весь оборот посредников. А может, вообще идея была идти еще дальше, ведь под «операцию» можно «запихнуть» очень много чего...
Планируете воспользоваться правом на прощение штрафа? Тогда вы (ваше предприятие) должны (1) соответствовать рассмотренным требованиям; (2) принять решение о необжаловании суммы налогового обязательства, начисленного налоговиками; (3) уплатить сумму налогового обязательства в течение 10 календарных дней со дня получения НУР.
Кроме того, п. 1 разд. ІІ Порядка № 40 устанавливает особенности заполнения платежных документов на уплату налоговых обязательств в таких случаях. В обязательном порядке придется указать разъяснительную информации о назначении платежа (отразить дату и номер акта проверки и НУР, согласно которому доначислили налоговое обязательство).
Принять решение о прощении штрафа налоговики должны на протяжении 10 календарных дней со дня уплаты налогового обязательства, а уведомить «прощенного» налогоплательщика — не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем отмены санкций.
Единственная причина, по которой решение об отмене штрафа может быть не принято, — это «установление фактов несоответствия установленных обстоятельств положениям п. 35 подразд. 10 разд. XX НКУ» (согласно п. 5 Порядка № 40). Потому еще раз внимательно взгляните на нормы этого пункта и если ваш налоговый орган решит проявить творчество в этом аспекте — смело идите на обжалование его решения.
Одним из требований НКУ при этом является отсутствие последующего обжалования налоговых обязательств, штрафы по которым были «прощены». Предусмотрительный Минфин прописал порядок действий и для случаев, когда налогоплательщик решит пренебречь таким требованием. Согласно п. 8 Порядка № 40 такие действия плательщика (вернее, получение контролерами информации о них) повлекут отзыв решения об отмене штрафа. О нем налоговики обязаны уведомить плательщика не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем такого отзыва.
Кроме того, п. 35 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не применяется в случае повторного в течение года определения налоговым органом суммы налоговых обязательств по одному и тому же налогу или сбору. О том, что это календарный год, не сказано. Поэтому «повторность», похоже, будет определятся в рамках года (365/366 дней) с даты предыдущего доначисления.
И напоследок: указанное штрафное освобождение, к сожалению, не распространяется на ЕСВ. Причина банально проста — ЕСВ не входит в систему налогообложения Украины. А вот всех предусмотренных НКУ налогов и сборов такое освобождение должно касаться.