1 Смотрите статьи «Переименовали улицу — действия предприятия» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 50); «Декоммунизация/изменение названия улицы и документы предприятия: чего требуют контролеры?» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 12).
2 Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, приведенное в приложении 11 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденному приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок № 1588).
«Преступление» и наказание
Давайте вкратце освежим в памяти моменты, связанные с переименованием объектов топонимики3. Требование об этом выдвигает Закон № 3174.
3 Областей, районов, населенных пунктов, районов в городах, скверов, бульваров, улиц, переулков, спусков, проездов, проспектов, площадей, майданов, набережных, мостов и других объектов.
Так вот, если говорим об изменении адреса местонахождения предприятия, то отдельно уведомлять о нем налоговиков не нужно — достаточно обратиться к Государственному регистратору. Он уже даст знать об изменении вашего адреса налоговикам (а также органам статистики, пенсионного фонда, соцстраха).
Но с предприятием неразрывно связаны объекты налогообложения, а о смене их адреса уже придется подать налоговикам уведомление по форме № 20-ОПП. Об этом налоговики говорят, в частности, в консультации из категории 119.11 ЗІР.
Причем срок, на протяжении которого налоговики хотят видеть такие изменения, равен 10 рабочим дням со дня возникновения изменений в данных. Но, внимание: в Порядке № 1588 нормы о таком сроке нет . Пунктом 8.4 Порядка такой срок отведен для первичной подачи формы № 20-ОПП.
Еще один вывод ГФСУ (письмо ГНСУ от 15.06.2012 г. № 10112/16/18-3115; категория 119.13 ЗІР): неподача уведомления наказывается штрафом согласно п. 117.1 НКУ.
В то же время справедливости ради укажем, что в своих разъяснениях налоговики говорили о непредоставлении формы в целом. О случае с подачей при изменении адреса объектов налогообложения прямо не упоминали.

5 А также для юрлиц, ответственных за начисление и уплату налогов в бюджет во время выполнения договора о совместной деятельности.
Но «в сумме» эти разъяснения значат то, что при выявлении налоговиками фактов неподачи формы № 20-ОПП на протяжении 10 рабочих дней плательщиков могут «выставить на деньги». Но так ли все безнадежно?
В поисках справедливости
Есть несколько основанных на законодательстве поводов, чтобы отбиться от финансовых «зазихань» фискалов.
Во-первых, давайте пристально посмотрим на п. 117.1 НКУ, надежды на который возлагают налоговики. Наказуемые нарушения в нем перечислены следующие:
а) неподача в сроки и в случаях, предусмотренных этим Кодексом, заявлений или документов для взятия на учет в соответствующем контролирующем органе. Такими заявлениями являются формы № 1-ОПП6 и № 5-ОПП7. А вот форму № 20-ОПП подают всего лишь справочно. Ее неподача никак не умаляет факта взятия на учет плательщика в налоговой;
6 Заявление (для юридических лиц и обособленных подразделений) — приложение 6 к Порядку № 1588.
7 Заявление (для самозанятых лиц) — приложение 9 к Порядку № 1588.
б) неподача в сроки и в случаях, предусмотренных этим Кодексом, заявлений или документов для регистрации изменений местонахождения или внесения прочих изменений в свои учетные данные. Изменение местонахождения регистрируют путем подачи данных Государственному регистратору. Из системного прочтения п. 117.3 НКУ следует, что речь идет именно о местонахождении юрлица, а не объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением;

в) неподача исправленных документов для взятия на учет или внесения изменений, представление с ошибками или в неполном объеме. Понятное дело, что здесь идет речь о совсем иных нарушениях;
г) неподача сведений относительно лиц, ответственных за ведение бухучета и/или составление налоговой отчетности. Это нарушение и вовсе «не в ту степь» .
Во-вторых, как вы знаете, о наложении штрафа плательщик узнает из полученного налогового уведомления-решения. Но! Специальная форма такого документа для штрафа из п. 117.1 НКУ не разработана. Налоговое уведомление-решение формы «Р»8, которое налоговики в свое время рекомендовали применять в данных случаях (письмо ГНСУ от 05.05.2011 г. № 12601/7/19-0217), не приспособлено для этих целей.
8 Приложение 2 к Порядку направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденному приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204 (далее — Порядок № 1204).
Так, в нем содержится ссылка на п. 54.3 НКУ, но ни один из его подпунктов и близко не подходит для рассматриваемого случая.9
9 А также сумму уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения (увеличения) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика, предусмотренных НКУ или другим законодательством.

В-третьих, как вы уже знаете, «зацепкой» может послужить отсутствие на законодательном уровне конкретного срока для подачи уведомления. А для случая с изменением местонахождения такой строк не прописан даже на подзаконном уровне (т. е. на уровне Порядка № 1588).
Потому шансы на то, чтобы не попасть под штраф, есть, и они весьма высоки .