Вкратце напомним суть проблемы*. Ее источник — новый Порядок № 489**. С его появлением плательщики платы за землю столкнулись с проблемой, которая обнаружилась при получении в 2017 году новых справок (извлечений) с нормативной денежной оценкой. Заключалась она в том, что такая оценка могла существенно отличаться в невыгодную сторону от предыдущей.
* Частично мы касались ее в статье «Вносим «поправки» в налоговую декларацию по земельному налогу» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 20.
При более «детальном погружении» плательщики понимали, что «корень зла» крылся в применении Кф в размере 2,0, от которого напрямую зависит собственно значение нормативной денежной оценки земельного участка.
Кф — коэффициент, который характеризует функциональное использование земельного участка.Размеры этого коэффициента приведены в таблице приложения 1 к Порядку № 489. И главная «изюминка» этого приложения в том, что в нем есть примечания, заставляющие применять этот коэффициент со значением 2,0:
— для земельных участков, информация о которых не внесена в сведения Государственного земельного кадастра;
— если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка.
Получалось так, что функциональное назначение земли по факту у плательщика не менялось. Но, например, по тем же землям промышленности коэффициент мог скакнуть с 1,2 до 2,0 — в силу того, что в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствовал код Классификации видов целевого назначения земель для этого земельного участка.
После месячных скитаний плательщики добивались внесения кода (например, 11.02). Получали новую справку (извлечение) с «нормальным» значением денежной оценки. И, соответственно, неизбежно приходили к вопросу: с какого момента можно уточнить обязательство по земельному налогу — с 01.01.2017 г. или с момента получения «правильной» справки (извлечения)?
Рассматривая такую ситуацию в индивидуальной налоговой консультации (ИНК) от 01.06.2017 г. № 438/6/99-99-12-03-05-15/ІПК, налоговики пришли к выводу, что налоговые обязательства в земельной отчетности можно откорректировать с момента формирования нового извлечения.
Но указанная ИНК — не единственная в своем роде. До этого Офис крупных налогоплательщиков ГФСУ, рассматривая вопрос аналогичного характера в ИНК от 24.05.2017 г. № 318/ІПК/28-10-01-03-11, вообще ушел от прямого ответа на него.
А в более поздних разъяснениях налоговиков стал прорисовываться уже более близкий к действительности подход. Так, в письме ГФСУ от 13.07.2017 г. № 18473/7/99-99-12-02-03-17 сказано следующее:
«…для определения базы налогообложения Платой за 2017 год, плательщики исчисляют такую, руководствуясь ст. 21 Закона о Кадастре, учитывая: нормативную денежную оценку земель, дату утверждения (вступления в силу) технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, коэффициенты индексации нормативной денежной оценки, которые вычисляются кумулятивно в зависимости от даты утверждения (вступления в силу) решения о нормативной денежной оценке земельных участков в пределах населенного пункта».
Данный подход ГФСУ предписала довести до сведения плательщиков и подчиненных подразделений, использовать при проверках и обжаловании.Ожидаемо подобные выводы сразу появились в ИНК, например, от 20.07.2017 г. № 1284/6/99-99-12-02-03-15/ІПК:
«Таким образом, для исчисления налоговых обязательств по Плате на 2017 год (на момент их возникновения) применяются сведения Кадастра о размере Оценки, которая вступила в силу на основании технической документации, утвержденной решением органа местного самоуправления, с учетом коэффициентов индексации, которые обнародованы уполномоченным органом после даты вступления в силу соответствующей Оценки».
Также налоговики «обнародовали» соответствующий подход в своем материале «Плата за землю. Уточнение обязательств» в журнале «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 28.
То есть логика такая, что не нужно бежать «поперед батька в пекло».
Согласно п. 271.2 НКУ решение советов о нормативной денежной оценке земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период).
В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.Таким образом, самая «свежая» оценка для 2017 года должна была быть утверждена в 2016 году или ранее. Соответственно, и Порядок № 489, который вступил в силу только с 01.01.2017 г., не мог быть положен в основу соответствующей технической документации.
Налоговики говорят об этом в следующем контексте:
«Следует заметить, что акт нормативно-методического регулирования оценки был разработан, но не применен для выполнения землеоценочных работ, и техническая документация по НДО земель для таких земельных участков не была составлена и утверждена органом местного самоуправления в Порядке, установленном ст. 23 Закона об оценке земель».
Стало быть, Кф 2,0 из Порядка № 489 был «пущен в ход» преждевременно!
А раз так, плательщик может уточнить обязательства с начала года, а не с момента формирования нового извлечения.