Вначале собственно о «тревожной» консультации из категории 103.22 ЗІР ГФСУ. На вопрос «Как облагается доход, полученный ФЛП от продажи собственного движимого имущества?» налоговики ответили: «...по нормам, определенным ст. 173 Налогового кодекса Украины». Толкование здесь может быть разное.
В узком смысле: если предприниматель решил продать свое движимое имущество как обычное физлицо не в рамках хозяйственной деятельности (а почему бы и нет
В широком смысле: если предприниматель продает зарегистрированную на него «движимость», то в любом случае работают «гражданские» правила налогообложения соответствующего дохода.
В принципе, широкий смысл хорошо ложится на «былую» логику налоговиков: мол, предприниматель не может учитывать расходы на приобретение регистрируемой «движимости» — поскольку владеть ею может только как физлицо. То есть весь ее «оборот» от приобретения до продажи происходит в «гражданском» сегменте налогообложения.
Вероятно, к такому широкому смыслу налоговики будут тяготеть и далее. Собственно, часто это даже на руку предпринимателю (о чем мы расскажем далее). Только вот последние изменения в законодательстве говорят, что работать должен именно узкий смысл.
Когда лучше не спорить. Все нужно считать
* Детали по разделению автомобилей между «двойного назначения» и «не двойного назначения» сможете найти в статье «Автомобиль и предприниматель-общесистемщик: амортизация и НДС» («Бухгалтер 911», 2017, № 9).
** Развитие темы ищите в статье «Предприниматель и автомобиль: расходы и НДС» («Бухгалтер 911», 2017, № 11).
Если его износ незначительный, а продажная стоимость достаточно высокая, то «загон продажи» под предпринимательские правила лишь добавит предпринимателю расходов. Смотрите сами. Например, вы — плательщик НДС и купили грузовой автомобиль за 520 тыс. грн. (сумма без НДС). Расходов/амортизации нет. Через год продаете за 400 тыс. грн. (сумма без НДС). Если настаиваете, что это ваша хоздеятельность, то 400 тыс. грн. попадут в ваш доход.
С них придется уплатить НДФЛ и военсбор — 78 тыс. грн. Что касается ЕСВ, то годовой максимум облагаемого ЕСВ чистого дохода на 2017 год — 498750 грн.*** Если чистый доход (помимо продажи авто) составит за год, например, 298750 грн., тогда ЕСВ обложится только 200 тыс. грн. продажной стоимости грузовика. ЕСВ составит 44 тыс. грн. Уплаченный ЕСВ в следующем году попадет в расходы (мы сэкономим за счет этого на уплате ЕСВ, НДФЛ, военсбора), поэтому возьмем только 58,5 % от 44 тыс. грн. Получим 25740 грн. Итого «налоговые» потери — 103740 грн.
*** Смотрите статью «Важные цифры 2017 года…» («Бухгалтер 911», 2017, № 1-2).
Далее об НДС. Учтите: налоговики 100 % будут настаивать на том, что у предпринимателя при покупке «двойного» автомобиля нет налогового кредита. Можно судиться — положительная практика есть (аргументы были в наших статьях, приведенных в ссылках). Суд вас, вероятно, поддержит.
С одной стороны, в таком случае вы отминусуете от «налоговых» потерь 24 тыс. грн. (НДС с дельты между продажной и покупной стоимостью). В итоге «налоговые» потери по операции будут равны примерно 80 тыс. грн. С другой стороны, если начнете судиться, уже «не спрыгнуть» — придется «гнуть» до конца ту логику, что и покупка, и продажа авто идут по хозяйственным правилам.
А теперь для сравнения та же ситуация, но мы идем на поводу у налоговиков — выводим все в «гражданский» оборот (по договору выступаем как обычное физлицо, продажа авто в наших видах деятельности не значится и т. д.). Тогда у нас учетные ориентиры такие: 1) продаем авто как гражданин, т. е. проводим экспертную оценку его стоимости и платим от этой суммы 5 % НДФЛ (п. 173.1 НКУ) и 1,5 % военсбора. ЕСВ уплачивать не нужно. В итоге «налоговые» потери — 26 тыс. грн.; 2) в декларации о доходах отражаем доход от продажи автомобиля в строке 10.2, а не 10.7 ; 3) налоговый кредит по НДС, ясное дело, не отражаем (налоговые обязательства при продаже тоже не отражаем).
Когда спорить стоит. А вот если речь идет об авто, которое не относится к «двойным» (например, бетономешалка), уже может появиться смысл настаивать на том, что и его покупка, и продажа осуществлены по хозяйственным правилам
Опять же меньше проблем с НДС. Налоговики соглашаются, что если основное средство мы амортизируем, то налоговый кредит есть****.
**** Подробности — в статье «Новое мнение о налоговом кредите при покупке основного средства предпринимателем» («Бухгалтер 911», 2017, № 11).
В общем, вывод такой: сначала нужно просчитать оба варианта (купля-продажа авто по гражданским или хозяйственным правилам) и затем уже решать, что вам интереснее