* В том числе благодаря статье «Списание ГСМ: горячий дайджест» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 24.
Газобаллонное оборудование: что с нормами?
За компанию
Итак, для автомобилей, работающих на газобаллонном оборудовании (далее — ГБО) и газодизельном оборудовании (далее — ГДО), в приложении к Нормам № 43** есть свои базовые линейные нормы расхода топлива. Но эти нормы предусмотрены лишь для тех автомобилей, которые были изначально оборудованы ГБО или ГДО. Установлены такие нормы:
— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);
— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ), — в нормальных м3 на 100 км (м3/100 км).
Для ГДО нормы расхода СПГ приведены в таблицах (в приложениях к Нормам № 43) в м3/100 км, а дизтоплива — рядом в л/100 км.
Нормы расхода дизельного топлива можно распознать
Для автомобилей, оборудованных ГБО самостоятельно, базовых норм расхода газа в Нормах № 43, увы
На это обращает внимание и Мининфраструктуры (письма от 25.12.2015 г. № 14432/25/10-15 и от 26.02.2016 г. № 1928/25/10-16).
Как это сделать? Нужно взять линейную норму расхода жидкого топлива (или норму жидкого топлива на выполнение транспортной работы) по переоборудованному автомобилю, работающему на газовом топливе. Далее откорректировать ее при помощи следующих переводных коэффициентов:
1) бензин — СПГ — 1:1;
2) бензин — СНГ — 1:1,25;
Пример. Автомобиль Mazda 626 переоборудован под работу на ГБО (бензин — СНГ). Базовая норма расхода бензина для него равна 8,2 л/100 км.
Для расчета временной линейной нормы расхода газа к указанной норме нужно применить переводной коэффициент 1,25. В итоге получим 10,25 л/100 км (8,2 х 1,25).
А что если ГБО оборудован автомобиль новой марки (не имеющей базовой нормы расхода бензина)? В таком случае рецепт
Еще один распространенный вопрос. Отрадно, что Нормы № 43 содержат прямое указание по этому поводу. Но, как показывают ваши комментарии, на практике встречаются и другие варианты решения этой задачи.
При работе автомобиля на СПГ или на СНГ, кроме норм расхода основного (газового) топлива, согласно п.п. 3.4.5 Норм № 43 следует установить и норму расхода дополнительного (жидкого) топлива на запуск автомобиля.
Норму расхода бензина на запуск работающего на газе автомобиля устанавливают на каждый календарный день. Объясняется это тем, что такая норма зависит от фактической температуры воздуха окружающей среды (период, за который определяется температура, предприятие утверждает самостоятельно — ориентиры для этого есть в Нормах № 43).
Пробеги автомобиля на газовом топливе и на бензине разделяют по показаниям одометра и указывают в путевых листах (или документах-заменителях).
Кроме того, следует учесть, что при необходимости водитель может использовать бензин не только при запуске, но и во время движения, когда, к примеру, газ закончился, а продолжать движение нужно (как минимум до заправки). Тогда он обязан зафиксировать в путевом листе (или документе-заменителе) показатели одометра на момент начала движения на бензине.
Расчет дополнительной нормы на запуск автомобиля, работающего на ГБО, найдете в следующем примере.
Пример. Базовая норма расхода бензина на автомобиль Mazda 626 составляет 8,2 л/100 км. На предприятии температуру окружающей среды определяют по данным Гидрометцентра как среднее значение температур на начало и на конец движения автомобиля (по данным путевого листа). Так, 03.07.2017 г. на начало движения температура воздуха составляла +16 ˚С, а на конец — +24 ˚С. Кроме того, условия эксплуатации авто требуют частых запусков.
Среднее значение температуры составляет 20 ˚С ((16 ˚С + 24 ˚С) : 2).
Этой температуре согласно п.п. 3.4.5 Норм № 43 соответствует значение надбавки в размере до 0,5 %. Поскольку условия эксплуатации авто требуют частых запусков, то принято максимально возможное значение надбавки, т. е. 0,5 %.
И теперь главный итог: надбавка к потреблению бензина на запуск двигателя Mazda 626 на 03.07.2017 г. составляет: 8,2 л/100 км х 0,5 % : 100 % = 0,041 л/100 км.
Также учтите: для авто, оборудованных ГБО, предусмотрена еще одна норма на дополнительный расход бензина на перемещение в зонах техобслуживания и для текущего ремонта (согласно п.п. 3.4.6 Норм № 43).
Логично, что закладывают эту добавку на тот месяц, в котором запланировано и будет проведено техобслуживание автомобиля и/или его текущий ремонт. При этом перемещение авто в зонах техобслуживания и ремонта должно быть документально оформлено!
Смазочные материалы: немножко подробностей
В первой статье этой серии
Временные нормы расхода смазочных материалов
Вид масла | Дизельные и газодизельные грузовые автомобили и автобусы с полной массой свыше 3,5 т | Остальные автомобили и автобусы |
Моторное, л/100 л (100 м3) | 2,8 | 1,8 |
Трансмиссионное, л/100 л (100 м3) | 0,4 | 0,15 |
Специальное, л/100 л (100 м3) | 0,1 | 0,05 |
Пластичные смазки, кг/100 л (100 м3) | 0,3 | 0,1 |
Обратите внимание! Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:
— не более 3 лет, временную норму уменьшают на 50 %;
— более 8 лет или с пробегом свыше 150 тыс. км, — увеличивают на 20 %.
Если их стоимость нельзя отнести на себестоимость продукции, то расходы отражаются по дате их осуществления — т. е. по дате выбытия.
Таким образом, при заливе следует учитывать объемы масла, указанные в техпаспорте на автомобиль. В дальнейшем объемы масла списывают на расходы в соответствии с отчетами водителей.
И само собой разумеется: если фактический расход смазочных материалов окажется выше нормативного, то на расходы относится весь объем (в том числе, если предприятие отражает корректировки по налогу на прибыль).