Нормативний акт Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

2. Временные нормы расходов топлива и смазочных материалов

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство инфраструктуры Украины

2.1 Временные линейные нормы расходов топлива.

2.1.1 Для моделей и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличаются от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами, временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели.

2.1.2 Для моделей и модификаций автомобилей, которые не имеют существенных конструктивных отличий (существенными считают отличия в модели (модификации) двигателя, его основных систем и элементов трансмиссии), но отличаются от базовой модели снаряженной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирования и т. п.) и не являются серийными, временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели, но разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т • км) в соответствии с пп. 1.4.

2.1.3 Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, увеличение потребления топлива (без выполнения специальной работы) учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т • км) в соответствии с пп. 1.4.

2.1.4 Временные линейные нормы расходов топлива, а также нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы для газобаллонных (ГБА) и газодизельных (ГДА) модификаций автомобилей и автомобилей, которые используют другие виды альтернативного или смесевого топлива (в частности, топливо, которое содержит компоненты из возобновляемых источников энергии — биотопливо), которые не вошли в настоящий нормативный документ, устанавливаются следующим образом:

линейная норма расхода жидкого топлива базового автомобиля корректируется с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля (аналогично расчетам нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы) и применяется в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе;

норма расхода газового топлива определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива (или нормы жидкого топлива на выполнение транспортной работы) с применением переводных коэффициентов:

бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

бензин — сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыска СНГ рекомендуется применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями);

в случае газодизельного питания: дизтопливо (дизель) — СПГ 1:0,92.

Переводной коэффициент для расчета расхода дизтоплива (зажигательной дозы) в случае газодизельного питания устанавливается во время расчета линейной нормы расхода дизтоплива на 100 км пробега: дизтопливо (дизель) — дизтопливо (зажигательная доза газодизеля) — 1:0,19. Указанная зажигательная доза дизтоплива не применяется при расчетах нормы дополнительного потребления топлива на выполнение транспортной работы.

Примечание. Для газобаллонных и газодизельных модификаций новых конструкций автомобилей, а также для автомобилей, которые используют другие виды альтернативного или смесевого топлива, в случае необходимости, по запросу (по заказу) заводов-изготовителей или предприятий — собственников автомобилей временные нормы устанавливаются в соответствии с пп. 2.1.5, в зависимости от свойств топлива и особенностей конструкции автомобилей, и с учетом, при необходимости, дополнительного потребления топлива на запуск в зависимости от климатических условий и т. п.

2.1.5 Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в настоящий документ, оборудования, которое устанавливается на колесных транспортных средствах, технологических машин и механизмов, автомобилей при выполнении специальной работы или осуществлении перевозок в специфических условиях эксплуатации, выполнении технологических операций устанавливаются временные и временные индивидуальные, базовые, базовые линейные и дифференцированные нормы расходов топлива с уточнением, при необходимости, коэффициентов их корректировки, которые разрабатываются главным институтом Министерства инфраструктуры Украины (далее — Министерство) ГосавтотрансНИИпроектом по заявкам заводов-изготовителей или предприятий — собственников автомобилей на договорных началах (форма заявки на разработку — согласно приложению Е).

Временные индивидуальные нормы являются действующими для конкретного предприятия (предприятия), которое заказало их разработку для использования в период апробации в определенном регионе и условиях эксплуатации транспортных средств (оборудования), без права распространения на транспортные средства (оборудование) других предприятий, организаций (субъектов хозяйствования), в том числе субъектов хозяйствования, которые входят в состав одного учреждения, ведомства и т. п. При этом собираются данные относительно специфических условий эксплуатации техники каждым предприятием (субъектом хозяйствования) в определенных условиях для получения статистически значимого количества независимых и непредвзятых данных относительно апробации временных индивидуальных норм в зависимости от всего разнообразия условий эксплуатации, технического состояния техники, особенностей ее конструктивного выполнения (комплектации) и т. п.

Временные индивидуальные нормы устанавливают на определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект» период апробации, которая длится до одного года. После окончания установленного периода апробации разработанной для предприятия временной индивидуальной нормы и предоставления предприятием разработчику по определенной ГП «ГосавтотрансНИИпроект» форме данных относительно ее апробации с приведением эксплуатационных условий срок действия нормы продляется, при этом устанавливается следующий период апробации с возможной ее корректировкой по обоснованной необходимости с учетом централизованно собранных данных относительно апробации временных индивидуальных норм в различных природно-климатических, дорожных и других условиях разных предприятий и учреждений (субъектов хозяйствования).

Временные индивидуальные нормы утрачивают силу в случае утверждения Министерством инфраструктуры Украины (далее — Министерство) по представлению ГП «ГосавтотрансНИИпроект» временных норм, разработанных по заявкам заводов-изготовителей с проведением полного комплекса испытаний обоснованного количества образцов техники и соответствующих исследований, и постоянных норм (которые устанавливают по положительным результатам широкомасштабной апробации в разных регионах страны и в условиях эксплуатации разных предприятий ранее разработанных временных норм или временных индивидуальных норм).

2.2 Временные нормы на работу специального оборудования и на пробег при выполнении специальной работы.

2.2.1 Для работы специального оборудования, которое устанавливается на автомобили, нормы расходов топлива для которого не вошли в настоящий нормативный документ, допускается применять технологические нормы, приведенные в документации завода — изготовителя оборудования, или рассчитать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации. Возможность установления временной нормы расхода топлива рассматривает комиссия, которая создается из не менее трех специалистов предприятия и представителя вышестоящей организации, который является куратором по вопросам энергопотребления. Результаты рассмотрения оформляются актом (по форме согласно приложению Ж).

2.2.2 Если в технической документации завода — изготовителя оборудования отсутствуют нормы или технические данные, необходимые для их расчета, комиссией проводятся контрольные замеры расхода топлива. Для испытаний отбираются три технически исправных автомобиля (если предприятие имеет такое количество автомобилей одной модели, в противном случае допускается проводить испытания на меньшем количестве автомобилей). Замеры расхода топлива проводятся при температуре окружающей среды не ниже 10 °С (кроме автомобилей, которые предназначены для выполнения рабочих операций только в зимнее время — снегопогрузочные автомобили, снегоочистители и т. п.). Количество замеров расхода топлива на одну технологическую операцию (л) на час работы оборудования (л/ч.) или на пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы (л/100 км) должно быть не меньше трех. Результаты замеров оформляются актом (по форме согласно приложению И), усредняются и предлагаются для применения, как временная норма расхода топлива.

2.2.3 Один заверенный экземпляр акта (по формам, приведенным в приложениях Ж или И) направляется на рассмотрение в ГосавтотрансНИИпроект, регистрируется и возвращается на предприятие. Временная индивидуальная норма расхода топлива вступает в силу после ее регистрации и утверждения приказом руководителя предприятия.

2.3 Временные нормативы расходов смазочных материалов.

Для автомобилей и их модификаций, для которых нормативы расходов смазочных материалов не вошли в настоящий нормативный документ, устанавливаются временные нормативы расходов смазочных материалов в следующих размерах:

— для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло — до 2,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,4 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,1 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,3 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн;

— для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло — до 1,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,15 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,05 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,1 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн;

Примечание 1. Временные нормы расходов топлива и смазочных материалов, определенные согласно пп. 2.1–2.3, вводятся в действие приказом руководителя предприятия, являются действующими только для автомобилей данного предприятия и утрачивают силу при введении в действие в Украине постоянных норм расходов топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей, спецавтомобилей или специального оборудования.

Примечание 2. Приведенные в настоящем подпункте предельно допустимые значения временных нормативов расходов смазочных материалов уменьшаются на 50% для всех автомобилей, которые находятся в эксплуатации не более трех лет, и могут быть увеличены до 20% (с предоставлением соответствующего обоснования) для автомобилей, которые находятся в эксплуатации более восьми лет или имеют пробег свыше 150 тыс. км.

Примечание 3. Временные нормативы расходов смазочных материалов включают в себя замену смазочных материалов во время технического обслуживания и периодическое их добавление в процессе эксплуатации и соответствуют предельно допустимым расходам, которые могут быть значительно выше, чем обычные расходы смазочных материалов транспортными средствами, которые находятся в удовлетворительном техническом состоянии, особенно для транспортных средств современных конструкций. Предельные значения приведенных в настоящем пункте временных нормативов расходов смазочных материалов не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их (его) эксплуатации.

Примечание 4. Рекомендовано применять минимально возможные значения нормативов расходов смазочных материалов в соответствии с конструктивными особенностями и техническим состоянием транспортного средства и фактическими потребностями с документальным подтверждением обоснованности этих расходов в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, периодичности и технологии проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту и т. п.

Скачайте наше мобильное приложение iFactor