Нормативний акт Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

3. Коэффициенты корректировки норм расходов топлива

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство инфраструктуры Украины

Абзац первый раздела 3 исключен.

Абзац второй раздела 3 исключен.

Абзац третий раздела 3 исключен.

Абзац четвертый раздела 3 исключен.

Абзац пятый раздела 3 исключен.

Абзац шестой раздела 3 исключен.

3.1 Нормы расходов топлива повышаются в следующих случаях:

3.1.1 Работа в холодное время года.

3.1.1.1 В зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2%;

ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 4%;

ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 6%;

ниже чем -15 °C и до -20 °C включительно — до 8%;

ниже чем -20 °C и до -25 °C включительно — до 10%;

ниже чем -25 °C — до 12%.

Примечание 1. Надбавка, указанная в настоящем подпункте, применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных.

Температура, которая принимается в расчет, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

Отчетный период эксплуатации избирается по решению руководства предприятия.

Для всего автотранспортного парка предприятия может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры, или, в случае необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), либо их комбинации (например, средняя температура за утро-день или утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники.

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Могут выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и пробег, который ему соответствует, с установлением на эти периоды (часть маршрута) индивидуальных значений надбавки (например, движение в ночное время в холодное время года при температуре, которая значительно ниже среднесуточной, и т. п.).

Для отдельных автомобилей или всего автотранспортного парка предприятия может быть установлено фиксированное значение надбавки на любой период, при условии, что разница между фактической средней температурой воздуха окружающей среды, которая приходится на время эксплуатации техники, за этот период и температурой, которая соответствует началу разрешенного использования избранного значения надбавки, не превышает 5 °C (например, применением минимально возможных значений надбавки).

Конкретный порядок учета климатических условий во время расчетов нормативных расходов топлива определяется по решению руководства предприятия и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию.

Примечание 2. Во время осуществления перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов следования.

За пределами Украины значения температуры воздуха определяются по результатам надлежащим образом задокументированных собственных измерений или по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, метеорологических служб других стран, других достоверных официальных источников.

Примечание 3. В случае использования собственных измерений температуры руководство предприятия назначает ответственное лицо и организует ведение на постоянной основе соответствующего журнала.

Рекомендовано использование термометров с абсолютной погрешностью измерения температуры не больше ± 1 °C.

Измерение температуры осуществляется в месте, защищенном от воздействия прямых солнечных лучей, на высоте около 2 метров от поверхности земли.

Допускается использование штатного указателя температуры воздуха окружающей среды (в случае оснащения им автомобиля) или переносных термометров (которые предоставляются водителям) при условии отсутствия существенных различий в результатах измерения между разными автомобилями (а также относительно стационарно установленных термометров), которые эксплуатируются предприятием в одинаковых климатических условиях (в пределах одного населенного пункта или района и т. п.).

Должно быть обеспечено отсутствие существенных расхождений между результатами измерения и данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы или метеорологических служб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины).

Существенными считаются расхождений, которые равны или превышают 5 °C (в соответствии с принятым шагом в 5 °C относительно изменения значений корректирующих коэффициентов, которые учитывают климатические условия) по значениям средней (для отчетного периода эксплуатации, который избирается по решению руководства предприятия) температуры воздуха и не могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Примечание 4. Рекомендуется применять надбавку на работу в зимних условиях в зависимости от части ездок на короткие расстояния (менее 5 км) в общем пробеге автомобиля (большие значения надбавки следует применять в условиях значительной части ездок на короткие расстояния). Если средняя длина ездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, рекомендуется применять минимально возможные значения надбавки на работу в зимних условиях.

3.1.1.2 По решению руководства предприятия дополнительно к надбавке, указанной в пп. 3.1.1.1, могут применяться, при необходимости, следующие значения надбавки на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние, длина которого меньше 2 км (после предыдущего перерыва с выключенным двигателем продолжительностью не меньше одного часа), в зависимости от фактической средней температуры воздуха:

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2%;

ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 4%;

ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 6%;

ниже чем -15 °C и до -20 °C включительно — до 8%;

ниже чем -20 °C и до -25 °C включительно — до 10%;

ниже чем -25 °C — до 12%.

Примечание 1. Соответствующие условия эксплуатации, которые предусматривают перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не меньше одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Порядок применения данного коэффициента должен быть введен в действие соответствующим приказом (распоряжением) руководства предприятия.

Примечание 2. Надбавка, указанная в пп. 3.1.1.2, прибавляется к надбавке, указанной в пп. 3.1.1.1, во время расчетов нормативных расходов топлива на часть маршрута — на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние, которое меньше 2 км, — только в определенных пп. 3.1.1.2 условиях эксплуатации.

Примечание 3. Надбавку, указанную в пп. 3.1.1.2, рекомендуется применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после длительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля.

Примечание 4. Порядок применения коэффициента, указанного в пп. 3.1.1.2, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и изложенный в примечаниях 1, 2 и 3 к пп. 3.1.1.1.

3.1.2 Работа в горной местности и/или на маршрутах с бугристым рельефом.

3.1.2.1 Работа в горной местности в зависимости от высоты над уровнем моря:

от 300 до 800 метров — до 5%;

от 801 до 2000 метров — до 10%;

от 2001 до 3000 метров — до 15%;

выше чем 3001 метр — до 20%.

3.1.2.2 Эксплуатация автотранспорта на маршрутах с бугристым рельефом, который сопровождается подъемами и спусками, в частности такими, которые обозначены знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск» согласно Правилам дорожного движения (при движении на подъем или чередовании подъемов/спусков) величиной:

от 4 процентов (включительно) и до 8 процентов — до 5%;

от 8 процентов (включительно) и больше — до 10%.

Примечание 1. Коэффициент по пп. 3.1.2.2 применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства предприятия).

Примечание 2. Коэффициент по пп. 3.1.2.2 не применяется в расчетах нормативных расходов топлива в случае использования ранее установленных норм расходов топлива на эксплуатацию техники, которые уже включают (учитывают) приведенные условия движения (например, нормы расходов топлива на эксплуатацию самосвалов в карьерах, дифференцированные по высоте подъема породы и длине плеча ездки и т. п.).

3.1.3 Работа на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом меньше 40 м, то есть на 100 км пути не меньше 501 поворота) — до 10%. Данный коэффициент не применяется во время работы в условиях города.

3.1.4 Работа в городских условиях:

в пределах городов, а также поселениях городского типа и других населенных пунктах при наличии в них регулируемых перекрестков (светофоров) — до 5%;

в пределах городов Алчевск, Белая Церковь, Бровары, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Евпатория, Енакиево, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Керчь, Кировоград, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Сумы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Ялта — до 10%;

в пределах городов Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Харьков — до 15%.

Примечание. Для гибридных автомобилей (автомобилей с системой рекуперации энергии) предельно допустимое значение надбавки по пп. 3.1.4 уменьшается на 5% (или надбавка может вообще не использоваться в зависимости от фактических потребностей).

3.1.5 Работа, которая требует частых остановок (в среднем больше, чем одна остановка на один километр пробега), в том числе технологических остановок, связанных с погрузкой и разгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров (маршрутные автобусы, обслуживание почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание больных, инвалидов, клиентов и т. п.), а также работа в напряженных дорожных условиях городов, связанных с частыми остановками дорожного движения (в частности, в центральных частях городов), и поездки на короткие расстояния (до 5 км) с длительными перерывами между поездками (один час и более) — до 10%.

Во время осуществления перевозок на короткие расстояния с длительными перерывами между поездками с выключенным двигателем (перед каждой поездкой перерыв продолжительностью один час и более) в случае необходимости и по решению руководства предприятия могут быть применены дифференцированные значения надбавки на работу, которая требует частых остановок, в зависимости от фактической средней длины ездки:

до 5 км (включительно), но больше 3 км — до 10%;

до 3 км (включительно), но больше 2 км — до 15%;

до 2 км (включительно), но больше 1 км — до 20%;

до 1 км (включительно), но больше 0,5 км — до 30%;

до 0,5 км (включительно) и меньше — до 40%.

Примечание 1. Корректирующий коэффициент, указанный в настоящем подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства предприятия).

Примечание 2. В случае необходимости и по решению руководства предприятия на пробег первых 2 км после перерыва с выключенным двигателем продолжительностью один час и более может быть применена надбавка (независимо от общей длины ездки) до 20%.

Примечание 3. Соответствующие условия эксплуатации, которые предусматривают перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Порядок применения данного коэффициента должен быть введен в действие соответствующим приказом (распоряжением) руководства предприятия.

Примечание 4. Во время установления дифференцированных значений надбавок на работу, которая требует частых остановок, или установления надбавки на пробег первых 2 км после перерыва с выключенным двигателем продолжительностью один час и более рекомендовано применять (в регламентированных пределах) в соответствии с фактическими потребностями большие значения для автомобилей с постоянным приводом на более чем одну ось (например, с полным приводом, который не может быть отключен) и соответственно меньшие значения для автомобилей с приводом на одну ось (то есть для автомобилей с меньшими механическими потерями в трансмиссии).

3.1.6 Во время выполнения работ, которые требуют пониженных скоростей (до 20 км/ч.) в удовлетворительных дорожных условиях (перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и других подобных грузов, во время выполнения сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движение в колоннах и т. п., а также движение в пробках, в том числе в час «пик» (в частности, в центральных частях городов), а также в случае временного осложнения движения, обусловленного проведением дорожных ремонтных работ и т. п.) — до 10%.

Примечание. Коэффициент, указанный в настоящем подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах, согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства предприятия).

3.1.7 Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и т. п. (за пределами дорог общего пользования) в тяжелых дорожных условиях — до 20% и в сверхтяжелых дорожных условиях в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололеда, паводков и других стихийных бедствий, которые требуют пониженных скоростей (до 20 км/ч.) — до 50%.

Примечание 1. Корректирующий коэффициент, указанный в настоящем подпункте, применяется отдельно на часть маршрута за пределами дорог общего пользования с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Примечание 2. Повышенные значения корректирующего коэффициента, указанного в настоящем подпункте, которые соответствуют сверхтяжелым дорожным условиям, могут устанавливаться на период не более тридцати дней в год (суммарно) по отдельным приказам (распоряжениям) руководства предприятия с указанием документального подтверждения эксплуатации автомобилей в сверхтяжелых дорожных условиях.

3.1.8 Работа в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололеда, паводков и других стихийных бедствий — до 35%.

Примечание 1. Корректирующий коэффициент, указанный в настоящем подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах), и на период не более тридцати дней в год (суммарно).

Примечание 2. Корректирующие коэффициенты, указанные в подпунктах 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8, применять одновременно запрещено.

3.1.9 В случае пробега первой тысячи километров новыми автомобилями, наработки первых 60 моточасов новым оборудованием (двигателями), а также теми, которые вышли из капитального ремонта — до 10%.

3.1.10 Для автомобилей, которые эксплуатируются:

более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км — до 3%;

более 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км — до 5%;

более 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км — до 7%;

более 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км — до 9%.

Примечание. Надбавку, указанную в настоящем подпункте, применяют только в случае документально подтвержденной необходимости и в минимально возможном размере (таким образом предполагается, что предприятие осуществляет соответствующие меры относительно поддержания автомобиля в удовлетворительном техническом состоянии в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя). Для автомобилей современных конструкций и автомобилей после капитального ремонта (или замены) двигателя надбавку не применяют, либо применяют минимально возможные значения с приведением документально подтвержденного обоснования такой необходимости.

3.1.11 Почасовая работа грузовых автомобилей (кроме самосвалов) и грузопассажирских или их постоянная работа как технологического транспорта либо грузовых таксомоторов — до 10%.

3.1.12 Во время учебной езды:

на дорогах общего пользования в пределах города — до 20%;

на дорогах общего пользования за пределами города — до 5%;

на специально отведенных площадках, в случае маневрирования с пониженными скоростями, частых остановок, движения задним ходом — до 40%.

Примечание 1. Корректирующий коэффициент, указанный в настоящем подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства предприятия).

Примечание 2. Корректирующий коэффициент, указанный в настоящем подпункте, запрещено применять одновременно с коэффициентами, указанными в подпунктах 3.1.5 и 3.1.6.

3.1.13 На поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение надлежащей обзорности и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды используют базовые значения надбавки:

на обогрев салона, стекла и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха:

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 0,5%;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 1%;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 1,5%;

ниже чем -25 °C — до 2%.

В случае обоснованного использования автономных (независимых) систем обогрева (при условии отсутствия в приложении Г норм расходов топлива на работу указанного оборудования) в зависимости от фактической температуры воздуха:

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 2%;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 4%;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 6%;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 8%;

ниже чем -25 °C — до 10%;

на охлаждение салона автомобиля в случае использования кондиционера или установки «климат-контроль» в зависимости от фактической температуры воздуха:

от +20 °C включительно и до +25 °C включительно — до 5%;

выше чем +25 °C и до +30 °C включительно — до 7%;

выше чем +30 °C — до 10%;

в случае необходимости использования предусмотренной конструкцией автомобиля функции осушения воздуха в салоне (что обеспечивается за счет охлаждения воздуха и соответственно конденсации влаги в холодильном оборудовании кондиционера или установки «климат-контроль» перед последующим его подогреванием и подачей в салон) в пределах фактической температуры воздуха окружающей среды ниже +20 °C и до 0 °C включительно — до 4%.

Примечание 1. Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение надбавки, указанной в настоящем подпункте, корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения ее базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя Ким, который равен Ким = 2000 / Vр, где Vр — рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах.

Примечание 2. Обоснованность использования надбавки на осушение воздуха в салоне определяется непосредственно руководством предприятия в зависимости от фактических потребностей, которые определяются условиями эксплуатации и рекомендациями завода — изготовителя автомобиля, например, в случае необходимости, быстрого и эффективного очищения стекла от конденсата (запотевшее стекло) в условиях повышенной влажности воздуха окружающей среды и т. п.

Надбавка не применяется при температурах окружающей среды, при которых использование холодильного оборудования кондиционера или установки «климат-контроль» не предусмотрено конструкцией автомобиля.

При температуре воздуха окружающей среды ниже чем +20 °C (особенно ниже чем +15 °C) с целью экономии топлива рекомендовано по возможности выключать холодильное оборудование кондиционера или установки «климат-контроль», таким образом, не применяя надбавку на постоянной основе, но при этом соблюдая правила эксплуатации оборудования в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства (рекомендациями завода-изготовителя).

Примечание 3. Порядок применения коэффициента, указанного в настоящем подпункте, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и порядок, изложенный в примечаниях 1, 2 и 3 к пп. 3.1.1.1.

3.1.14 Во время езды на дорогах общего пользования за пределами города, а также на дорогах, которые проходят через населенные пункты и обозначены знаком 5.47 Правил дорожного движения, на которых в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения разрешено движение со скоростями до 90 км/ч. или выше, может быть установлена надбавка на повышенное аэродинамическое сопротивление — до 5%, которая распространяется на:

автомобили-фургоны,

бортовые автомобили и автопоезда, оборудованные тентами,

грузовые автомобили во время перевозки крупногабаритных грузов,

специальные и специализированные автомобили, на крыше которых обоснованно установлено технологическое оборудование, при условии, что общая площадь сечения (которое создает дополнительное аэродинамическое сопротивление) установленного оборудования составляет не меньше 5% от площади сечения автомобиля,

оперативные транспортные средства, которые оборудованы в соответствии с Правилами дорожного движения специальной световой и звуковой сигнализацией.

Примечание 1. Надбавку рекомендуется использовать при фактической скорости движения минимум 70 км/ч.

Примечание 2. Запрещено использование коэффициента, указанного в настоящем подпункте, одновременно с коэффициентами, указанными в подпунктах 3.1.3–3.1.8.

3.1.15 Для оперативных транспортных средств, которые оборудованы специальной световой и звуковой сигнализацией и выполняют неотложные служебные задачи, связанные с повышенными скоростями движения с отступлением от отдельных правил дорожного движения согласно разделу 3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 10.10.2001 г. № 1306:

— в условиях города — до 10%;

— за пределами города — до 20%.

Для приведенной категории автомобилей, которые осуществляют транспортное обеспечение охранных мероприятий, с участием лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана в условиях города с интенсивным режимом движения, что требует частого маневрирования с выполнением разгона, обгона и торможений и т. п., или выполняют в условиях города служебные задачи, связанные со скоростями движения, которые превышают 100 км/ч.:

— до 25%.

Данные коэффициенты корректировки могут применяться только для приведенной категории автомобилей и только на пробег в случае выполнения неотложных служебных заданий с повышенной скоростью движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано (распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т. п.).

3.2 Нормы расходов топлива уменьшаются в следующих случаях:

3.2.1 Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, которые проходят через населенные пункты и обозначены знаком 5.47 Правил дорожного движения, с максимально разрешенной скоростью в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения, которая не превышает 90 км/ч. в зависимости от скорости и фактических потребностей:

для легковых автомобилей — от -15% до -30%;

для всех остальных автомобилей — от -5% до -20%.

3.2.2 Работа за пределами городов на дорогах, обозначенных знаком 5.1 Правил дорожного движения, с максимально разрешенной соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростью выше чем 90 км/ч.:

в случае движения со скоростью, которая не превышает 90 км/ч., в зависимости от скорости и фактических потребностей:

для легковых автомобилей — от -15% до -30%;

для всех остальных автомобилей — от -5% до -20%.

в случае необходимости передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями выше чем 90 км/ч. и до 110 км/ч. включительно — от -10% до -20% в зависимости от фактических потребностей;

в случае обоснованной необходимости передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями выше чем 110 км/ч. — от -5% до -10% в зависимости от фактических потребностей (приведенные значения коэффициента не могут устанавливаться на постоянной основе, а только в отдельных случаях по решению руководства предприятия).

3.2.3 Эксплуатация городских автобусов (обозначенных в таблицах А.3, А.4 знаком *) в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах — от -5% до -10%.

3.2.4 По решению руководства предприятия для всего автотранспортного парка предприятия или индивидуально для отдельных транспортных средств может быть установлен дополнительный коэффициент (или несколько значений коэффициента в соответствии с разными условиями эксплуатации) корректировки базовой нормы (любое значение в процентах), который уменьшает ее в соответствии с фактическими потребностями и установленной внутренней политикой предприятия относительно использования энергетических ресурсов, применения экономных методов управления автомобилями, новейших технологий, которые дают вохможность уменьшить расходы моторных топлив, и т. п.

Примечание 1. Использование понижающих коэффициентов, указанных в пп. 3.2.1–3.2.3 настоящего пункта является обязательным (включая осуществление перевозок в пригородной зоне), за исключением соответствующей части пробега автомобилей, на которые распространяется действие пп. 3.1.15, а также в случае неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, проведения дорожных ремонтных работ и других обстоятельств, которые не позволяют движение со скоростями более 40 км/ч.

Примечание 2. Использование понижающих коэффициентов, указанных в пп. 3.2.1–3.2.2 настоящего подпункта, также рекомендуется на определенную часть пробега в пределах городов, с условиями движения, приближенными к условиям движения по автомагистрали.

Примечание 3. В случае эксплуатации автотранспорта за пределами города корректирующий коэффициент, указанный в пп. 3.1.4, не применяется.

3.3 Суммарный коэффициент корректировки.

В случае применения одновременно нескольких корректирующих коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который равен сумме этих надбавок (уменьшающие корректирующие коэффициенты являются отрицательными):

Kå = K1 + K2 + ... + Кn (2)

3.4 Использование норм дополнительного потребления топлива, наряду с нормативными расходами топлива, разрешается при условии, что это будет должным образом обосновано и задокументировано (записями ответственных лиц в отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства предприятия) в следующих объемах:

3.4.1 На внутригаражные разъезды и технические нужды (технические осмотры, регулировочные работы, механическая приработка деталей двигателей и автомобилей (которая требует наработки двигателя) после ремонта и т. п.) — не больше 0,5% от общего количества топлива, потребленного предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества автомобилей и оборудования, задействованных на этих работах).

3.4.2 В случае вынужденных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т. п.), — до 5% от базовой линейной нормы на один час простоя с возможной (при имеющихся потребностях) корректировкой в соответствии с текущими климатическими условиями путем добавления соответствующей надбавки, указанной в пп. 3.1.13 (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).

3.4.3 В случае обоснованных вынужденных простоев автомобилей с включенным двигателем в холодное время года, когда есть потребность в отоплении салона, или в случае вынужденных простоев в теплое время года, когда есть потребность в использовании кондиционера либо установки «климат-контроля», например, во время перевозки специальных грузов или пассажиров, которые требуют постоянного обогрева либо охлаждения салона (кузова) автомобиля для поддержания определенной или комфортной температуры (в том числе ожидания больных, инвалидов, особенно для медицинских автомобилей и перевозки детей, а также в случае необходимости для надлежащей перевозки пассажиров, клиентов и т. п.), — до 5% от базовой линейной нормы на один час простоя, скорректированной в соответствии с текущими климатическими условиями путем добавления соответствующей надбавки, указанной в пп. 3.1.13 (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).

3.4.4 В случае вынужденных длительных простоев автомобилей в транспортных пробках с включенным двигателем — до 5% от базовой линейной нормы на один час простоя с возможной (при имеющихся потребностях) корректировкой в соответствии с текущими климатическими условиями путем добавления соответствующей надбавки, указанной в пп. 3.1.13 (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя).

3.4.5 На запуск автомобилей, которые работают на СПГ или СНГ — в процентах от значения базовой линейной нормы в случае работы на жидком топливе на каждый календарный день эксплуатации (использования) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

+15 °C и выше — до 0,5% (для автомобилей с системой впрыска газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже чем +15 °C до +5 °C включительно — до 1% (для автомобилей с системой впрыска газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже чем +5 °C до -5 °C включительно — до 2%;

ниже чем -5 °C та до -10 °C включительно — до 3%;

ниже чем -10 °C та до -15 °C включительно — до 4%;

ниже чем -15 °C — до 5%.

Примечание 1. Во время эксплуатации автомобилей на жидком топливе надбавка, указанная в пп. 3.4.5, не применяется.

Примечание 2. Порядок установления дополнительного потребления топлива согласно пп. 3.4.5 в зависимости от фактической температуры воздуха такой же, как и порядок, изложенный в примечаниях 1, 2 и 3 к пп. 3.1.1.1.

Примечание 3. Норма дополнительного потребления топлива согласно пп. 3.4.5 устанавливается при условии имеющегося факта запуска (запусков) двигателя на жидком топливе и осуществления последующего пробега на газовом топливе в соответствии с путевым листом и/или другим отчетным документом (например, если температура в пределах от ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно и базовая линейная норма в случае работы на жидком топливе составляет 10 л/100 км, норма дополнительного потребления жидкого топлива может составлять до 0,2 литра на каждый календарный день эксплуатации).

Примечание 4. Конкретное значение нормы дополнительного потребления топлива согласно пп. 3.4.5 избирается в регламентированных пределах в зависимости от количества (частоты) запусков двигателя на отчетный (расчетный) период. Большие значения избираются для условий эксплуатации, которые требуют частых запусков, особенно если им предшествуют вынужденные долговременные простои с выключенным двигателем, и предусматривают поездки на относительно небольшие расстояния. В другом случае избираются минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями.

Примечание 5. Норму дополнительного потребления топлива на запуск применяют в регламентированных пределах в соответствии с пп. 3.4.5 с учетом рекомендаций (ограничений) завода — изготовителя автомобиля или газобаллонного либо газодизельного оборудования.

Примечание 6. Другие значения нормы дополнительного потребления топлива согласно пп. 3.4.5 для автомобилей, которые работают на СПГ или СНГ, а также автомобилей, которые используют другие виды альтернативного или смесевого топлива могут быть установлены в случае необходимости по запросу (по заказу) заводов-изготовителей или предприятий — собственников автомобилей в соответствии с пп. 2.1.5, в зависимости от свойств топлива и особенностей конструкции автомобилей.

3.4.6 На перемещение в зонах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, которые работают на СПГ или на СНГ, расход жидкого топлива устанавливается в размере до 5% от значения базовой линейной нормы в случае работы на жидком топливе в месяц (например, до 0,5 литра в месяц, если базовая линейная норма в случае работы на жидком топливе составляет 10,0 л/100 км).

Примечание. Факт перемещения автомобиля в зонах технического обслуживания и текущего ремонта должен быть документально подтвержден.

3.5 Установление нормативных расходов топлива с учетом эксплуатационных факторов

3.5.1 Дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются путем применения корректирующих коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы.

Для корректировки линейных норм могут применяться все указанные в разделе 3 корректирующие коэффициенты, но с учетом приведенных в настоящем разделе ограничений.

Для корректировки норм на транспортную работу могут применяться приведенные в разделе 3 корректирующие коэффициенты, за исключением указанных в пп. 3.1.11 и 3.2.3.

Для корректировки норм на работу специального оборудования могут применяться только корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10.

Все приведенные цифровые значения корректирующих коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расходов и т. п.), приведенные с предлогом «до», следует читать как такие, которые могут применяться включительно.

При расчетах является достаточным использование трех значимых цифр (округление значений до трех значимых цифр).

3.5.2 Максимальные значения коэффициентов корректировки норм расходов топлива, указанных в пп. 3.1, и норм расходов, указанных в пп. 1.3–1.8, 3.4, соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации.

3.5.3 С целью обеспечения экономного использования моторных топлив автомобильным транспортом и предотвращения злоупотреблений рекомендуется дифференцированное применение коэффициентов корректировки норм во время расчетов нормативных расходов топлива на предприятиях в зависимости от фактических потребностей в соответствующих условиях эксплуатации. Рекомендовано по возможности устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки норм (в регламентированных пределах) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации и т. п. в соответствии с фактическими потребностями.

Примечание. Во время определения фактических потребностей и их обоснованности и осуществления последующих расчетов нормативных расходов топлива на предприятии следует учитывать, что превышение отдельными водителями установленных скоростных ограничений приводит к очень значительному увеличению потребления топлива.

При высоких скоростях (начиная уже со скоростей 70 км/ч. и выше) расходы энергии на передвижение стремительно возрастают примерно пропорционально квадрату скорости. Например, даже в условиях устойчивого движения (которые не учитывают предыдущий расход топлива на увеличение кинетической энергии автомобиля во время разгона), превышение скоростного режима с 90 км/ч. до 120 км/ч. может привести к повышению потребления топлива на одну треть (в отношении расхода топлива при скорости 90 км/ч.). При скорости 140 км/ч. перерасход топлива может составлять уже около двух раз по сравнению с расходом при скорости 90 км/ч.

Типичная зависимость удельного Q (л/100 км) расхода топлива от скорости устойчивого движения автомобиля (км/ч.) приведена на рис. 1.

V (км/ч.)

Рис. 1. Типичная зависимость удельного Q (л/100 км) расхода топлива от скорости устойчивого движения V (км/ч.) для автомобиля (топливная характеристика устойчивого движения).

Пропорционально квадрату скорости возрастает также путь торможения и кинетическая энергия автомобиля, который движется, и, соответственно, тяжесть последствий столкновения в случае ДТП.

Проведенные исследования влияния манеры управления на расход топлива в современных условиях городов показывают, что даже не очень агрессивная манера управления может увеличить расходы топлива технически исправным автомобилем более чем на 30% без получения принципиальных преимуществ в средней скорости передвижения по городу (но с одновременным созданием значительной угрозы безопасности дорожного движения).

И наоборот, применение экономной манеры управления позволяет даже в больших городах (при условии отсутствия серьезных осложнений движения и пробок на протяжении всего маршрута движения) сэкономить до 20 ... 30% топлива.

Поэтому с целью экономного использования моторных топлив, уменьшения техногенного давления транспортных средств на окружающую среду и человека, следствием которого являются многомиллиардные экономические убытки общества, и содействия повышению безопасности во время осуществления перевозок рекомендовано обоснованное установление минимально возможных значений коэффициентов корректировки норм, указанных в пп. 3.1, а также максимально возможных значений коэффициентов корректировки норм, указанных в пп. 3.2, с учетом соблюдения водителями установленных скоростных ограничений, соблюдения безопасной и приемлемой экономной манеры управления транспортными средствами и т. п.

3.5.4 Фактические потребности и нормативные расходы топлива определяют по отчетным документам (установленным предприятиями, в том числе — с использованием современных информационных технологий и спутниковых систем навигации и т. п.) с указанием условий эксплуатации, в которых могут быть применены соответствующие коэффициенты корректировки базовой нормы, которые учитывают влияние на потребление топлива тех или иных условий.

Условия эксплуатации могут быть приведены непосредственно в отчетном документе, а также (в случае осуществления перевозок, которые предусматривают частую смену условий движения с индивидуальным исчислением нормативного расхода топлива на отдельных участках) в приложении к отчетному документу, который является его неотъемлемой частью и должным образом оформляется (в произвольной форме, но с соблюдением общих требований относительно оформления).

3.5.5 При использовании транспортного средства на постоянных маршрутах и в однообразных условиях дорожного движения и т. п. (или в совокупности разных условий, которая повторяется каждый раз) надлежащее обоснование применения системы корректирующих коэффициентов (или части корректирующих коэффициентов, которые применяются) на определенный период времени в соответствии с нормообразующими факторами может быть приведено в отдельном отчетном документе (вместо указания всех факторов непосредственно в каждом отчетном документе, который оформляется на каждые сутки или поездку и т. п.) в соответствии с приказом (распоряжением) по предприятию на основе проведенных и оформленных предприятием собственных исследований условий эксплуатации (в том числе для обоснования применения коэффициентов, которые применяются отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, но за исключением факторов, которые имеют эпизодический и исключительно случайный характер).

Факторы, которые имеют эпизодический и исключительно случайный характер (и соответствующие им корректирующие коэффициенты) требуют отдельного документирования для обоснования применения при расчетах нормативных расходов топлива.

3.5.6 В случае необходимости определения изменения во времени (или в зависимости от условий эксплуатации, навыков водителя и т. п.) текущего уровня фактического потребления топлива могут быть использованы соответствующие показания современных штатных бортовых компьютеров, разнообразные средства измерительной техники и т. п.

Во время определения фактического расхода топлива методом доливания до полного бака рекомендовано выполнять по крайней мере следующие условия:

доливание до полного бака (до и после осуществления перевозок и/или выполнения определенной работы) осуществляют в одном и том же месте (на горизонтальной площадке) по одинаковой методике с применением одного и того же измерительного оборудования (счетчик АЗС, мерные емкости), строго соблюдая правила противопожарной безопасности;

обеспечивают пробег или время работы автомобиля (оборудования), за который расходуется не меньше 30% топлива от емкости штатного топливного бака (рекомендовано 50% и более для уменьшения погрешности измерений).

На предприятии может быть создана комиссия, которая также может обеспечивать, например:

проверку технического состояния транспортного средства (оборудования) и его эксплуатации согласно рекомендациям завода-изготовителя (проверка работоспособности и регулировок систем двигателя, трансмиссии, давления в шинах и т. п.);

контроль за техникой управления водителем (оператором) автомобилем (оборудованием) с целью обеспечения рационального (эффективного) использования автомобиля (оборудования), соблюдения водителем установленных скоростных ограничений, безопасной и приемлемой экономной манеры управления транспортным средством и т. п.

3.5.7 Надлежащее обоснование использования в регламентированных пределах системы корректирующих коэффициентов, норм и нормативов осуществляется предприятием в зависимости от имеющихся технических и других возможностей ведения текущего учета и управления эксплуатационными расходами.

3.5.8 Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются непосредственно руководителями предприятий и утверждаются приказом (распоряжением) по предприятию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно