* В конце прошлого года Общественный совет при ГФСУ обратился в налоговую службу с целью пересмотреть ее позицию по данному вопросу. При этом, увы, по неизвестной причине в свободном доступе этот документ не разместили.
Напомним в двух словах суть проблемы**. На практике встречаются договоры, по которым продавец товаров (оптовый или розничный) получает от их поставщика бонусы — в частности, в виде прощения задолженности, пересмотра цены (такой пересмотр нередко оформляют кредит-нотами — об этом см. дальше), перечисления денежной суммы. За что полагаются такие блага?
** Подробно этот вопрос рассматривался в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 26. Увы, с того времени в данной проблеме мало что изменилось.
Стороны, как правило, четко фиксируют показатели, при достижении которых у поставщика возникает обязанность предоставить тот или иной бонус. Например, это может быть достижение оптовым/розничным продавцом прописанных в договоре объемов продаж/закупок конкретной группы товаров. При этом специальные действия для достижения данной цели (например, активное продвижение/стимулирование продаж конкретных товаров путем их оптимального размещения, проведения акций) от продавца часто не требуются. Главное, чтобы результат был достигнут.
![img 1](/cache/image/real/53/53f2939b9c87a77a0ed836f2a72dc057.png)
Как на это смотрит налоговая служба? Плохо и непоследовательно .
В разъяснениях на этот счет ГФСУ не вникает в содержание договоров и, как правило, рубит с плеча — бонусы предоставляются за маркетинговые услуги, а потому они должны облагаться НДС (см., в частности, письма ГУ ГФС в г. Киеве от 23.01.2017 г. № 1253/10/26-15-12-01-18 и ГФСУ от 28.10.2016 г. № 23381/6/99-99-15-02-02-15).
Но на самом деле подход должен быть иным:
1) если согласно договору оптовый/розничный продавец взял на себя конкретные обязательства по продвижению/стимулированию продаж тех или иных товаров — это действительно маркетинговые услуги в понимании п.п. 14.1.108 НКУ и поэтому они должны облагаться НДС;
![img 3](/cache/image/real/77/7711398ef8112b4fa0248cb8fac4e616.png)
2) если он таких обязательств на себя не брал и специальных действий, направленных на продвижение/стимулирование сбыта конкретных товаров, не выполнял, поставки услуг со стороны оптового/розничного продавца нет.
Ведь даже несмотря на широкое определение такой поставки (услуг) в п.п. 14.1.185 НКУ, она все равно связана с конкретным поведением плательщика. Да и согласно ч. 1 ст. 901 ГКУ услуга состоит в определенных действиях или деятельности.
Если же такого поведения нет, то нет и поставки услуги. Значит, нет и НДС!
Бонусы при этом должны квалифицироваться как (в зависимости от содержания договора):
— пересмотр цены. Такой пересмотр поставщики нередко оформляют кредит-нотами. Причем интересно, что в ряде писем налоговики прямо указывают, что в международной практике данным документом действительно оформляют пересмотр цены (см. письмо ГФСУ от 17.07.2015 г. № 14996/6/99-99-19-02-02-15).
![img 4](/cache/image/real/3c/3c50346265c63e017d0c8b9fb5ecbde8.png)
Если скидку на уже поставленный товар дает нерезидент, есть вопрос с налоговым кредитом. Считаем, что уменьшить его нужно только в случае составления контролерами на основании обращения плательщика листа корректировки (см., в частности, письмо ГФСУ от 27.03.2015 г. № 6423/6/99-99-19-03-02-15). При этом в письме ГФСУ от 15.10.2015 г. № 21843/6/99-99-19-03-02-15 контролеры вообще сообщили, что основания для изменения цены в таможенных декларациях в таком случае отсутствуют ;
— безвозвратная финансовая помощь. При этом налоговики в свое время также подтверждали подобную возможность (см., в частности, письмо ГНАУ от 18.08.2008 г. № 7925/6/16-1515-04).
Теперь посмотрим, собственно, на письмо № 2104 (ср. ). Как мы уже говорили, в нем налоговики не изменили свой фискальный подход и сообщили, что бонусы облагаются НДС. Но они коснулись обратной стороны медали — налогового кредита, право на который должно возникнуть у второй стороны (поставщика товара). Фискалы подтвердили, что поставщик в таком случае может отразить налоговый кредит (при наличии зарегистрированной налоговой накладной). Но предупреждаем — если пойти на поводу у данного письма, можно непреднамеренно допустить серьезные нарушения. Это вызвано следующим:
— если по факту поставки маркетинговых услуг не было (операция вписывается в рамки ситуации 2, с которой вы могли ознакомиться выше), налоговый кредит поставщику товара отражать нельзя. В противном случае при первой же проверке налоговики сообщат, что операция была нереальной и снимут отраженный по ней налоговый кредит. В письме № 2104 контролеры об этом не указали, но будьте уверены — порядок их действий будет именно таким ;
— если маркетинговые услуги действительно поставлялись, то ГФСУ права — налоговый кредит по ним отразить можно (и об этом налоговики, к слову, говорили еще в письме от 02.03.2016 г. № 4744/6/99-99-19-03-02-15). Но налоговой накладной для этого мало. Такую операцию нужно подтвердить надлежащими первичными документами — в частности, актом. При этом такая документация должна содержать, по возможности, детальный перечень действий, совершенных оптовым/розничным продавцом. На практике же это требование, к сожалению, часто нарушают (например, просто записывают «надано маркетингові послуги»), что при первой же налоговой проверке может привести к доначислениям.
![img 7](/cache/image/real/77/7711398ef8112b4fa0248cb8fac4e616.png)