Обещанной… проверки 3 года ждут: о сроках визитов контролеров

В избранном В избранное
Печать
Шевчук Михаил, налоговый эксперт, m.shevchuk@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Май, 2017/№ 22
В рамках «улучшения инвестиционного климата»* произошло одно важное «проверочное» изменение: теперь контролеры в части возможности проведения проверок ограничены 1095 днями** после окончания граничного срока подачи налоговой декларации. Своим недавним письмом ГФСУ подтвердила, что не пропустила это «мимо ушей». Обсудим!
проверки, налоговая реформа — 2017

* Говорим об изменениях, внесенных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII.

** 2555 днями при проведении проверки контролируемой операции в соответствии со ст. 39 НКУ.

Начнем с того, что с 01.01.2017 г. в ст. 102 НКУ были внесены изменения, согласно которым контролирующий орган имеет право провести проверку плательщика не позднее окончания 1095-го дня. Отсчет стартует со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации*** и / или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. Если же такая налоговая декларация была подана позже, то — за днем ее фактического предоставления.

*** А также Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НКУ.

Ранее такие ограничения касались лишь сроков самостоятельного определения суммы денежных обязательств контролирующими органами. А вот с 01.01.2017 г. сроки давности распространяются и на период, который может быть охвачен проверкой.

Этим изменениям посвящено письмо № 11356****.

**** Письмо ГФСУ от 05.05.2017 г. № 11356/7/99-99-14-03-03-17.

В нем ГФСУ акцентирует внимание на том, что проверку должны назначать с учетом указанных сроков, что, в свою очередь, отражается в приказе о проведении такой проверки.

Что такие новшества значат для нас с вами? Теперь не только определить/доначислить налоговые обязательства, но и даже просто проверить периоды, предшествующие 1095/2555-дневному сроку, налоговики не могут.

Опять же, здесь есть исключения. Те же проверки относительно соблюдения законодательства по вопросам уплаты ЕСВ.

Согласно ч. 16 ст. 25 Закона о ЕСВ срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм недоимки, штрафов и начисления пени не применяется.

Другой вопрос: был ли смысл в проверках, по результатам которых налоговики не имели права определить плательщику сумму денежных обязательств?

Данная проблема, считаем, более интересна в контексте предельных сроков хранения связанных с налогообложением документов, а именно, когда речь заходит об уничтожении документов за непроверенные периоды давностью более 1095 дней.

Налоговики традиционно считали, что этого делать нельзя, мол «да, доначислить не можем, но проверить ведь все равно можем. Значит, пока не проверим — храните». Как будто в этом случае срабатывает п. 44.4 НКУ, хотя это обсуждаемый вопрос.

Так вот, с установлением законодателем предельного срока на проведение самой проверки у версии с возможностью уничтожения документов за непроверенные периоды, которые налоговики уже в принципе проверить не могут из-за срока давности, веса заметно прибавилось .

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить