* Детальнее о нем можете прочесть в статье «Блокировка налоговых накладных на «новый лад»: проект Закона» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 40).
** О свежих изменениях читайте в статье «Блокировка налоговых накладных: новая «разблокировочная» Таблица и либеральные нормы для аграриев» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 42).
Итак, Минфин внес очередные изменения в Критерии № 567***.
Соответствующий приказ от 09.11.2017 г. № 926 (далее — приказ № 926) официально опубликован и вступил в силу с 17.11.2017 г. Далее — о сути изменений.
Таблица: новые претенденты на «автомат»
Напомним, что благодаря приказу Минфина от 18.09.2017 г. № 776 все субъекты хозяйствования получили возможность подавать «Таблицу данных плательщика» (приложение к Критериям) заранее — до осуществления операции, т. е. еще до блокировки налоговой накладной (НН) / расчета корректировки (РК).
В обычном порядке ГФСУ обязана проанализировать такую Таблицу в течение 5 рабочих дней и принять решение: учитывать или игнорировать.
Однако у отдельных плательщиков НДС система мониторинга может принимать Таблицу автоматически (без рассмотрения комиссией ГФСУ).
Уточнения. Сначала в этот перечень вошли:
— сельхозтоваропроизводители — получатели сельхоздотации и/или
— сельхозпредприятия, которые на 31.12.2016 г. применяли специальный режим налогообложения.
Главным для них было выполнить ряд условий:
1) отвечать определенным требованиям (каждому из них):
— они должны быть внесены в Реестр получателей бюджетной дотации и/или быть на 31.12.2016 г. на спецрежиме обложения НДС, установленном ст. 209 НКУ;
— иметь общую площадь собственного или арендованного земельного участка свыше 200 га включительно по состоянию на 01.01.2017 г.;
Задекларированную до 20.02.2017 г.
— за период с 01.01.2017 г. на таком предприятии не должно было быть одновременного изменения учредителя и директора предприятия;
2) подать Таблицу, в которой (в графе 4) указаны их «льготные» группы товаров. Это могут быть:
— живые животные (код 01 согласно УКТ ВЭД);
— рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные (код 03);
— молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; съедобные продукты животного происхождения, в другом месте не указанные (код 04);
— овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни (код 07);
— съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь (код 08);
— зерновые культуры (код 10);
— семена и плоды масличных растений; другие семена, плоды и зерна; технические или лечебные растения; солома и фураж (код 12).
«Сегодняшним» приказом № 926 Минфин уточнил, что:
— собственных или арендованных земельных участков может быть несколько. При этом главное, чтобы общая площадь таких участков была более 200 га влючительно;
То есть не обязательно иметь один участок площадью более 200 га включительно. Площади участков складываются.
— собственные земельные участки — это участки, на которые у агрария есть право собственности или же право пользования.
Новые претенденты. Теперь на автоматический учет Таблицы, помимо аграриев, могут рассчитывать плательщики НДС, у которых одновременно (!):
— показатель налоговой нагрузки больше 2 % (D > 0,02);
— показатель прироста начисленного НДС за месяц по сравнению с максимальной месячной суммой за последние 12 месяцев меньше 30 % (P < Pм х 1,3).
Напомним, что P — сумма НДС, указанная плательщиком налога в НН/РК, зарегистрированных в отчетном (налоговом) периоде, с учетом предоставленной на регистрацию НН/РК;
Pм — наибольшая месячная сумма НДС, указанная в НН/РК, зарегистрированных плательщиком за последние 12 месяцев.
То есть показателем P фактически ограничивается сумма НДС в НН/РК, регистрируемых в текущем месяце, коэффициентом 1,3 по сравнению с самым большим НДС за один из 12 предшествующих месяцев;
Заметьте! Для приема Таблицы в автоматическом режиме будут использовать показатель, идентичный по своим параметрам «дополнительному условию» непопадания под мониторинг.
— объем поставок товаров/услуг в НН/РК, составленных с 01.01.2017 г. в Реестре и указанных в подаваемой Таблице, составляет более 25 % общего объема поставок за этот же период. Полагаем, под «составленными» с 01.01.2017 г. Минфин таки имел в виду «зарегистрированные» в этот период НН/РК.
Показатели D (уровень налоговой нагрузки за последние 12 месяцев) и P (сумма НДС, которая попала в ЕРНН в отчетном периоде в составе НН/РК) плательщикам НДС уже знакомы. Порядок их расчета не изменился . Он, как и раньше, прописан в п.п. 4 п. 5 Критериев № 567 (ср. ).
Единственная новость — теперь значения этих показателей ГФСУ обязана будет:
— рассчитывать каждого 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным;
— делать их доступными в электронном кабинете (ЭКП) каждого плательщика НДС. Плательщик сможет увидеть, что ему «насчитали» .
Хотя где конкретно в ЭКП будет указана эта информация, пока неизвестно.
Внимание! При мониторинге комиссия ГФСУ вправе принять решение не учитывать информацию, указанную в Таблице, если получит сведения о ее недостоверности. В ситуации, когда такая информация уже была учтена системой мониторинга автоматически, «автомат» отменят после того, как комиссия примет решение о неучете такой Таблицы.
Новый блокировочный критерий
Новый блокировочный критерий касается исключительно РК к НН, составленным на НДС-плательщиков. При этом РК подпадет под блокировку, если им предполагается изменить (п.п. 3 п. 6 Критериев № 567):
— стоимость товара/услуги более чем вдвое (причем, судя по всему, как в большую, так и в меньшую сторону)
Нужно понимать, что речь идет о графах 9, 10 «Коригування вартості» РК.
и/или
— номенклатуру товаров/услуг: для товаров — первые четыре цифры кода согласно УКТ ВЭД, для услуг — первые две цифры кода согласно Государственному классификатору продукции и услуг (когда меняется хотя бы одна из этих цифр).
Как выход: для «замены» номенклатуры в таком случае придется составлять уменьшающий РК и новую НН.
Напомним, что до сих пор в действующей консультации из категории 101.15 ЗІР налоговики советуют: при смене номенклатуры «порядковую» гр. 1 РК заполнять дважды (!) по каждой из строк (т. е. и в строке с «-», и в строке с «+» указывать один и тот же номер — отвечающий порядковому номеру строки из корректируемой НН).
Соответственно и блокировка коснется тех РК, где идет «загрузка» в «старую» строку НН измененной номенклатуры.
Если в номенклатуре товар меняется на работу или наоборот и соответственно коды полностью меняются, такая РК также попадает под блокировку.
В этом свете не лишним будет обратить внимание на свежую позицию (к слову, далеко неоднозначную) ГФСУ из ее письма от 27.10.2017 г. № 2417/6/99-99-15-03-02-15/ІПК:
«при необходимости увеличения количества позиций наименований товаров/услуг в налоговой накладной, налогоплательщик составляет новую налоговую накладную с указанием в ней таких новых позиций и даты составления, которые отвечают дате наступления первого события по такой операции, и обязан зарегистрировать такую накладную в ЕРНН».
Не попадут под блокировку:
— все РК, выписанные на покупателя — неплательщика НДС (т. е. РК, составленные к НН с типами причины от «01» до «15»);
— РК, составленные на возвраты (авансов или отгруженных товаров).
Обновленный критерий № 1 («3+1»)
Напомним: критерий № 1 имеет 3 составляющих и одно дополнительное условие. И лишь в случае их одновременного выполнения вам гарантирована переписка с «разблокировочной» комиссией****.
**** Вам будут интересны наши статьи «Критерии блокировки: есть изменения» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 34), «Блокировочные интересности»: налоговая накладная / расчет корректировки» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 32).
Что же это за 3 составляющих?
Первая: объем поставки превышает условные остатки («виртуальный» склад).
То есть если объем поставки товара/услуги, указанный в НН/РК, поданной для регистрации, окажется больше в 1,5 раза величины, равной остатку разницы объема приобретения (ввоза) такого товара/услуги, указанного в НН/РК, зарегистрированных с 01.01.2017 г. в ЕРНН, и объема поставки соответствующего товара, указанного с 01.01.2017 г. в полученных НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных декларациях.
Если НН (без НДС) ≥ (Приобр - Продан) х 1,5
Вторая: преобладание «рисковых» товаров.
В остатках товаров, которые определяются в порядке, указанном в предыдущем пункте, количество «рисковых» товаров не должно было превышать 75 %. Здесь и произошли изменения.
Отныне остаток «рисковых» товаров дифференцирован и привязан к уровню налоговой нагрузки (к значению показателя D) (см. таблицу ниже).
Последний, в свою очередь, представляет собой расчетную величину, равную S/T — отношение общей суммы уплаченных за последние 12 месяцев налогов/сборов (кроме суммы «ввозного» НДС) и ЕСВ (S) к общей сумме поставки товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % и по ставке 7 %, за последние 12 месяцев, указанной в зарегистрированных НН/РК (T).
Уровень налоговой нагрузки (D) | % «рисковых» товаров |
более 0,03 | более 75 % |
от 0,02 до 0,03 | более 60 % |
от 0,015 до 0,02 | более 50 % |
от 0,01 до 0,015 | более 40 % |
от 0,005 до 0,01 | более 30 % |
до 0,005 | более 20 % |
Напомним, что перечень таких «рисковых» товаров утвержден приказом ГФСУ от 30.06.2017 г. № 461.
Получается, чем меньше плательщик НДС платит налогов, тем меньше «рисковых» товаров он может иметь в остатках товаров.
Третья: на «входе» — один товар, на «выходе» — другой.
В связи с этим анализируются данные, указанные в Таблице данных плательщика (приложение к Критериям № 567). Соответственно «сигнал дает» отсутствие товара/услуги, указанного/указанной в поданной на регистрацию НН как товара/услуги, поставляемого/поставляемой на постоянной основе, в Таблице данных плательщика налога.
Здесь изменений нет.