Темы статей
Выбрать темы

Налоговая накладная на частичную предоплату / поставку товара партиями: ТОП-вопросы

Казанова Марина, налоговый эксперт, m.kazanova@buhgalter911.com
У наших читателей возникает много вопросов, касающихся составления налоговой накладной при частичных предоплатах и отгрузках. Ведь ситуаций может быть множество: «в процессе» изменилась цена, поменялась номенклатура и т. п. В сегодняшней статье разберем самые популярные вопросы-ситуации, связанные с «частичными» поставками.
налоговая накладная, аванс, изменение цены, смена номенклатуры img 1Получили предоплату за товар в большом размере. После чего стали отгружать товар партиями. На одну из отгрузок по ошибке составили и зарегистрировали налоговую накладную. Можно ли в этом случае обойтись без исправления налоговой накладной?

Налоговая накладная должна составляться в день возникновения налоговых обязательств продавца. Поэтому нужно соблюдать правило «первого события» из п. 187.1 НКУ.

Если покупатель вам перечислил предоплату, скажем, за товар «А» и далее вы партиями осуществляете отгрузку именно этого товара «А», то до тех пор, пока отгрузки не перекроют предоплату, оснований выписывать новую налоговую накладную нет. Ведь не возникло нового «первого события» по поставке. В этом случае нужно составить и зарегистрировать «обнуляющий» («уменьшающий») расчет корректировки к лишней налоговой накладной, выписанной ошибочно по отгрузке.

img 2Поставили в течение дня покупателю товар несколькими партиями. Можно ли составить одну налоговую накладную на все поставки?

В общем-то, согласно п. 201.7 НКУ налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров или аванс. То есть если поставщик в течение дня по одному и тому же договору осуществляет несколько поставок (получает несколько предоплат), то на каждую такую частичную поставку должны составляться отдельные налоговые накладные.

Но налоговики не возражают против того, чтобы по итогам нескольких отгрузок или переплат, осуществленных в пределах одного дня от одного и того же покупателя, выписывалась одна налоговая накладная за день. Это они подтверждают в ОНК № 127*, в разъяснении в категории 101.16 ЗІР и в свежей консультации в своем официальном издании «Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 36, с. 39.

* Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом ГФСУ от 16.02.2012 г. № 127.

Более того, налоговики разрешают составлять одну налоговую накладную, даже если отгрузки или оплата поступили в течение одного дня от одного и того же покупателя в рамках разных договоров («Вестник. Право знать все о налогах и сборах», 2017, № 36, с. 39):

«Если в гражданско-правовом договоре с покупателем не предусмотрено составление сводных налоговых накладных и покупатель в один и тот же день оплачивает товар несколькими авансовыми платежами в рамках разных гражданско-правовых договоров, также не будет считаться ошибкой, если продавцом будет составлена одна налоговая накладная на общую сумму таких авансовых платежей».

Однако мы к такой рекомендации относились бы с осторожностью и советовали бы все же под каждый договор составлять отдельную налоговую накладную (так как это разные операции поставки).

Попутно отметим, что в обратной ситуации — при получении предоплаты одной суммой или в случае одноразовой поставки, налоговики не разрешают дробить поставку на несколько налоговых накладных (категория 101.16 ЗІР)!

img 3Получили частичную предоплату за товары разной номенклатуры. Нужно ли в ней приводить всю номенклатуру или достаточно указать только те наименования товаров, стоимость которых покрывает сумма аванса?

Если из банковской выписки (или платежного поручения покупателя) четко следует, что авансовый платеж касается не всей номенклатуры поставки, а какой-то ее части, то налоговая накладная должна быть выписана только на те товарные позиции, стоимость которых предварительно оплачена.

То есть из всей номенклатуры, предусмотренной договором (спецификацией, счетом и т. п.) и подлежащей поставке, в графе 2 перечисляем наименования лишь тех товаров из общей номенклатуры поставки, которые названы в «оплатном» документе в качестве оплаченных и соответствуют сумме полученного аванса.

В ситуации, когда из банковских документов не ясно, в оплату каких конкретно товаров/услуг поступил аванс, в налоговой накладной на предоплату указываем полную номенклатуру поставки, а количество — исходя из процента оплаты. Процент оплаты определяется как отношение суммы аванса к полной стоимости поставляемых товаров/услуг.

На дату дальнейшей поставки составляем налоговую на остаток неоплаченной части стоимости товаров.

Пример. Спецификацией к договору предусмотрена поставка следующих видов товаров:

Товар

Единица измерения

Количество

Цена за единицу (без НДС)

Сумма поставки (без НДС)

НДС

Общая сумма поставки (с НДС)

Товар «А»

шт

8

500,00

4000,00

800,00

4800,00

Товар «Б»

шт

4

2500,00

10000,00

2000,00

12000,00

Итого

14000,00

2800,00

16800,00

Предприятие 06.10.2017 г. получило предварительную оплату — 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). При этом в качестве назначения платежа указано «оплата согласно договору…» без конкретизации, в счет каких товаров произошла оплата.

В этом случае в налоговой накладной перечисляем полную номенклатуру поставки, а количество — исходя из процента оплаты.

Процент оплаты составляет: 6000 : 16800,00 = 0,357143.

По товару «А» сумма без НДС составит 1428,57 грн. (4000 х 0,357143). По товару Б — 3571,43 грн. (10000 х 0,357143).

НН на дату предоплаты

1

2

3.1

3.2

3.3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Товар «А»

7506

шт

2009

2,85714

500,00

20

1428,57

2

Товар «Б»

8506

шт

2009

1,42857

2500,00

20

3571,43

НН на остаток неоплаченной части отгруженных товаров большой номенклатуры

1

2

3.1

3.2

3.3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Товар «А»

7506

шт

2009

5,14286

500,00

20

2571,43

2

Товар «Б»

8506

шт

2009

2,57143

2500,00

20

6428,57

img 4Получили частичную предоплату за услуги (30 % от полной стоимости) на 3000 грн. На эту же сумму выписали и налоговую накладную. Однако при указании объема в гр. 6 вместо «0,3» указали «1». Будет ли считаться налоговая накладная действительной?

По большому счету, можно считать, что ошибка не мешает идентификации операции (ведь можно идентифицировать и услугу, и сумму НДС, и общую сумму поставки). Однако у налоговиков на этот счет другое мнение img 5. Так, к примеру, в ИНК от 20.04.2017 г. № 1464/10/25-01-12-01-09 фискалы считают, что:

«составление налоговых накладных на полную поставку услуги в случае получения частичной предварительной оплаты услуг не соответствует нормам НКУ и не позволяет идентифицировать операции. При составлении таких налоговых накладных поставщиком покупатель не имеет оснований для отнесения указанных в них сумм НДС к налоговому кредиту, поскольку данные налоговые накладные не соответствуют первичным документам».

Поэтому такую налоговую накладную лучше исправить.

img 6Перечислили предоплату поставщику, он выписал налоговую накладную на предоплату. Но мы фактически будем забирать другой товар. То есть продавец будет делать расчет корректировки на смену номенклатуры. Можно ли показать налоговый кредит сразу по налоговой накладной или ждать корректировку?

Да, можете показать налоговый кредит сразу, не дожидаясь расчета корректировки. Ведь, по сути, была предоплата и налоговая накладная на нее. Такая налоговая накладная не является ошибочной. С подписанием допсоглашения на смену номенклатуры аванс не отменяется. Предоплата как была первым событием по договору, так им и остается. На дату предоплаты в ней все данные были верными, просто сейчас их обоюдно скорректировали. Поэтому нет повода снимать налоговый кредит и ждать расчета корректировки.

Попутно отметим нынешние требования налоговиков к составлению расчета корректировки на смену номенклатуры (когда речь идет о том, что изначальный товар вообще не будет поставляться, а вместо него будет поставляться новый). Налоговики рекомендуют составлять такой расчет корректировки датой поставки товаров новой номенклатуры (категория 101.15 ЗІР), а не датой подписания допсоглашения. В самом же расчете корректировки данные приводим двумя строками:

— первой строкой со знаком «-» уберем данные о товаре из налоговой накладной (их обнуляя) и следом

— второй строкой со знаком «+» занесем сведения о новом товаре, который будет поставляться.

Пример. Покупатель оплатил авансом 24000 грн. (в том числе НДС) за один товар. Сейчас в счет этого аванса отгружается другой товар на сумму 6000 грн. (в том числе НДС).

НН на предоплату

1

2

3.1

3.2

3.3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Товар «А»

7506

шт

2009

200

100,00

20

20000,00

РК на смену номенклатуры

1

2

3

4.1

<…>

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Зміна номенклатури

Товар А

7506

шт

2009

-50

100,00

20

-5000,00

1

Зміна номенклатури

Товар Б

7506

шт

2009

50

100,00

20

5000,00

img 7Предприятие получило 100 % предоплаты от покупателя за товар. Однако затем стороны договорились, что цена на товар будет изменена. Как правильно откорректировать НДС?

В этом случае нужно будет:

1) составить расчет корректировки к предоплатной налоговой накладной, скорректировав в нем (1) количество поставляемого товара (после изменения цены оказалось, что предоплата получена за меньшее количество товаров) и (2) цену.

Налоговики сейчас придерживаются позиции о том, что сам по себе факт согласования новой цены не является хозяйственной операцией (не влияет на размер активов/пассивов участников сделки). Поэтому поставщик не обязан сразу же составлять расчет корректировки. Лучше дождаться, пока произойдет хозяйственная операция и стороны начнут выполнять свои обязательства по допсоглашению. То есть составить расчет корректировки на дату того события, которое произойдет ранее:

— либо на дату получения доплаты;

— либо на дату отгрузки товара;

2) на дату отгрузки товаров, стоимость которых превысила сумму предоплаты, составить «на разницу» новую налоговую накладную.

Пример. Между предприятиями заключен договор купли-продажи 150 шт. стульев по цене (без НДС) 200 грн. за единицу. 20.10.2017 г. — предприятие получило предоплату за товар в размере 36000 грн. (в том числе НДС — 6000 грн.) и составило налоговую накладную, зарегистрировав ее в Едином реестре налоговых накладных.

30.10.2017 г. — стороны заключили допсоглашение, согласно которому цена (без НДС) одного стула составляет 250 грн.

02.11.2017 г. — отгружена первая партия стульев (100 шт.).

07.11.2017 г. — отгружена вторая партия стульев (50 шт.).

После полной поставки товара покупатель перечислил доплату за товар — 9000 грн. (в том числе НДС — 1500 грн.).

В этом случае:

1) 20.10.2017 г. — составляем налоговую накладную на предоплату на общую сумму с НДС 36000 грн.;

2) 02.11.2017 г. — составляем расчет корректировки к авансовой налоговой накладной, в котором одновременно корректируем количество и цену ранее оплаченного товара.

Фактически аванс у нас заплачен не за 150 единиц, а только за 120 (30000 : 250). При этом также учитываем изменение цены;

1

2

3

4.1

<…>

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Зміна кількості та вартості

Товар А

7010

шт

2009

-30

200

+50

120

20

0,00

3) 07.11.2017 г. — на неохваченную предоплатной налоговой накладной сумму составляем еще одну налоговую накладную.

1

2

3.1

3.2

3.3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Товар «А»

7010

шт

2009

30

250,00

20

7500,00

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше