Говорит НКУ…
На сегодняшний день имеем следующее:
1) с начала этого года предприниматели получили бонус в виде разрешения относить на расходы стоимость лицензий и вторых разрешительных документов, которые связаны с хоздеятельностью предпринимателя*. Теперь в п.п. 177.4.3 НКУ прямо сказано, что в состав расходов предпринимателя, непосредственно связанных с получением дохода, включаются: «платежи, уплаченные за получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности физическим лицом — предпринимателем, получение разрешения, другого документа разрешительного характера, которые связаны с хозяйственной деятельностью физического лица — предпринимателя».
* Подробнее о бонусах и не только сможете прочесть в статье «Физлица-предприниматели vs Налоговая реформа — 2017» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 1-2).
Стало быть, если у предпринимателя есть квитанция (чек, платежка и т. п.) об уплате таких платежей (без документального подтверждения, как мы знаем, у общесистемщика расходы не учитываются в принципе — п.п. 177.4.5 НКУ), их можно «орасходить»;
2) с этим сегодня согласны и налоговики
То есть платежи за лицензии можно по факту (в день) уплаты сразу включить в расходы. Прямой привязки к доходам в данном случае нет. Это не «прямые» расходы, которые можно отнести к конкретному доходу. Принцип «расходы отражаем по факту получения дохода», соответственно, не актуален.
И все же внимательных предпринимателей и бухгалтеров «терзают смутные сомнения»
В п.п. 177.4.5 НКУ сказано, что не включаются в состав расходов предпринимателя расходы на приобретение нематериальных активов. Такие расходы подлежат амортизации. И если предприниматель захочет, он может включать в расходы именно амортизационные отчисления (п.п. 177.4.6 НКУ). При соблюдении ряда дополнительных условий, разумеется.
А юрлица зачастую учитывают лицензии именно как нематериальные активы. Выходит, плату за лицензию можно включить в расходы только через амортизацию?!
Нет повода … амортизировать
Пока что, судя по консультации в категории 104.05 ЗІР, ГФСУ «ни сном ни духом». Заплатил — поставил на расходы — забыл! И это хорошо
Но безоговорочно полагаться на их мнение не стоит, ибо сегодня оно одно, а завтра — совершенно противоположное. Увы, примеров тому немало
Действительно, у юрлиц учет лицензии в качестве нематериального актива — самый популярный вариант учета. К нему подводит весьма широкое определение нематактива (абз. 8 п. 4 П(С)БУ 8) и критерии отражения их в балансе: 1) вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием; 2) стоимость может быть достоверно определена.
Подтверждает такой вывод и Минфин (письмо от 13.07.2009 г. № 31-34000-20-10/18896), давая лицензиям место среди прочих нематактивов (субсчет 127).
Но едва ли можно утверждать, что и предприниматели должны идти исключительно таким путем. Как это можно обосновать?
Обе поправки — и право дополнительно учитывать в расходах амортизационные отчисления, и право включать в расходы плату за лицензии — были внесены в НКУ одним и тем же Законом № 1797** (одновременно). Стало быть, шанс того, что они конфликтуют между собой, стремится к нулю.
Для отнесения лицензии к нематактиву не принципиальны ни срок ее действия, ни ее «дороговизна». Стало быть, нелогично вначале прямо разрешать отнесение на расходы, потом запрещать, «перенаправляя» к амортизационным расходам.
Поэтому можно настаивать на том, что НКУ прямо разрешает относить на расходы платежи за лицензию, не отождествляя их с расходами на «приобретение нематериальных активов».
Не будем следовать этой логике, в отношении той же розничной алколицензии получим бредовый результат
Опять же амортизируются фактически понесенные расходы. Но алколицензия оплачивается частями. «Будущую» полную стоимость предприниматель амортизировать не может, поскольку еще ее не оплатил. И оплатит ли — неизвестно.
Ну и «на закуску» впору вспомнить и о «конфликте интересов» из п. 56.21 НКУ.
Каков итог? Налоговики правы, когда соглашаются с учетом лицензионных платежей как текущих расходов
Чтобы избежать лишней нервотрепки, мы советуем, пока мнение ГФСУ хорошее, поспешить и получить индивидуальную налоговую консультацию. Это обезопасит вас от возможных придирок и штрафов от проверяющих в будущем (п. 53.1 НКУ) и даст возможность смело ставить в расходы стоимость всех лицензий без исключения. Удачи!