Темы статей
Выбрать темы

Заключаем договор с ООО: как узнать, вправе ли ваш контрагент его заключать?

Смердов Виталий, партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko
Закон об ООО порождает вопросы не только, собственно, для ООО, но и для их контрагентов. В их числе и вопрос, который вы видите в заголовке. В нашу редакцию по этому поводу поступило сразу несколько запросов от читателей, причем в разном контексте. Рассмотрим их в данной статье.

Уверены, кто-то возразит, что этот вопрос был актуальным и раньше — до вступления в силу Закона об ООО*. И будет совершенно прав! Но есть разница — перечень сведений, которые нужно узнавать о контрагенте-ООО перед тем, как заключать с ним договор, после вступления в силу данного Закона увеличился.

* Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275-VIII.

Вы, должно быть, помните, что для заключения ООО сделки, предмет которой превышает 50 % стоимости чистых активов по состоянию на конец предыдущего квартала, требуется обязательное согласие общего собрания** (ч. 2 ст. 44 Закона об ООО). Причем это важно не только, собственно, для ООО, но и для его контрагента — т. е. в данном случае для вас (в том числе если ваша компания тоже ООО). И хотя Закон об ООО не обязывает вас проверять ваших контрагентов-ООО, делать это по факту все же придется. Ведь если ваш контрагент нарушит указанные требования, то ваш с ним договор могут признать недействительным в судебном порядке (к сожалению, подать такой иск могут и налоговики).

** Об особенностях этого ограничения вы могли узнать в статье «Новый Закон об ООО: согласие на значительную сделку» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 26).

При этом если в таком договоре ваша компания выступала покупателем и уже успела отразить по нему расходы и налоговый кредит, то контролеры с высокой вероятностью снимут и расходы, и налоговый кредит. В результате ваша компания будет нести потери — даже несмотря на то, что непосредственно она никаких нарушений не допустила.

В теории ГФС не должна в таких случаях снимать расходы (ведь расходы отражаются по правилам бухгалтерского учета, и компания их по факту понесла), но исходя из практики налоговых проверок, контролеры будут это делать.

Таким образом, если вы заключаете договор с ООО, вы должны убедиться, что ваш контрагент указанные требования к стоимости чистых активов соблюдает.

И в этом контексте нам в прошлом месяце задали такие вопросы.

Предмет договора не превышает 50 % чистых активов — каким документом контрагент-ООО сможет это подтвердить?

Данные сведения вы можете получить из его финансовой отчетности. При этом:

— бухгалтерская справка для данной цели гарантий не дает. Ведь если окажется, что в ней указана ложная информация, от указанных выше негативных последствий вас это, увы, не спасет. Поэтому безопаснее (в первую очередь для себя) все-таки запрашивать у контрагента копию финансовой отчетности. Если контрагент готов дать вам только справку, и в ней указана правдивая информация, какие-либо негативные последствия вам в случае заключения с ним договора не грозят;

То есть в этом случае многое зависит от доверия.

— скажете, что для таких запросов нет правовых оснований? А вот и есть. Ведь с относительно недавнего времени Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предписывает, что финансовая отчетность компаний не является коммерческой тайной, не является конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом. Более того, Закон прямо указывает, что предприятия обязаны предоставлять копии финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом Украины «О доступе к публичной информации»;

— с этой целью подходит финансовая отчетность только по состоянию на конец предыдущего квартала — в расчете от даты заключения договора, а не от даты совершения операции. Сама операция может осуществляться и позже — причем повторно получать данные о чистых активах не нужно (даже несмотря на то, что на дату совершения операции размер чистых активов контрагента мог уменьшиться).

Рамочный договор поставки/выполнения работ/предоставления услуг и дополнительные соглашения к нему: достаточно лишь согласия на рамочный договор?

На практике стороны часто заключают рамочные договоры, в которых фиксируют лишь общие условия, сроки, ответственность и т. п. При этом конкретный состав и стоимость товаров/работ/услуг указываются в дополнительных соглашениях к таким договорам. В этом случае на заключение такого рамочного договора согласие общего собрания получать не обязательно (если в нем не зафиксирована сумма операции).

Но под дополнительные соглашения, в которых будут фигурировать конкретные числа, такое согласие получать уже придется — причем под каждое (конечно, если упомянутый выше критерий чистых активов этого требует).

И напротив, если под рамочный договор согласие общего собрания получено, но это согласие не охватывает дополнительные соглашения к нему, такое согласие нужно будет получать под каждое такое соглашение.

Нужно ли согласие общего собрания, если договор был заключен еще до вступления в силу Закона об ООО?

Для совершения операций по такому договору согласие общего собрания не нужно — Закон об ООО подобных требований не содержит. Но если вы будете заключать к нему дополнительные соглашения, то в отношении них такое согласие уже потребуется.

В завершение также напоминаем вам о необходимости по-прежнему проверять полномочия директоров своих контрагентов при помощи ЕГР, а также — это касается, в основном, новых контрагентов — запрашивать у них извлечения из уставов (это связано с тем, что в них могут присутствовать дополнительные ограничения на заключение сделок — ч. 3 ст. 44 Закона об ООО).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше