Темы статей
Выбрать темы

НДС-новинки 2018 года

Казанова Марина, налоговый эксперт, m.kazanova@buhgalter911.com
Традиционные новогодние изменения в НКУ не обошли стороной и НДС. На этот раз они не «глобальные». И есть даже приятный «подарок» в виде временной приостановки блокировки налоговых накладных. Правда, довольствоваться им придется, к сожалению, недолго. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз. При этом говорить будем об изменениях, предусмотренных Законом № 2245*, с которым мы уже знакомились на проектной стадии.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Блокировка налоговых накладных — временная передышка. Основное изменение — это временное приостановление системы блокировки налоговых накладных (НН) и расчетов корректировки (РК). Пункт 74.2 НКУ, согласно которому НН/РК подлежали постоянному автоматизированному мониторингу соответствия критериям рисковости, исключен. В связи с этим минфиновские критерии, по которым проводилась блокировка НН/РК, стали «вне закона».

Дальше блокировка НН/РК будет происходить в порядке и на основаниях, определенных КМУ (п. 201.16 НКУ). Его еще должны утвердить. Пока не утвердят, НН/РК можно будет регистрировать без блокировки img 1.

Иначе говоря, безблокировочный режим будет действовать:

начало — со дня, следующего за днем опубликования Закона № 2245 (абз. 2 п. 1 разд. II Закона № 2245, т. е. с 31.12.2017 г.);

Начиная с этой даты все НН/РК, которые будут подаваться на регистрацию (независимо от того, когда они составлены), под блокировку попадать не будут img 2.

окончание — с даты принятия КМУ порядка блокировки.

На разработку порядка блокировки Закон № 2245 отводит КМУ 2 месяца (т. е. до 1 марта 2018 года). Но КМУ может «сработать» и гораздо оперативнее. Соответственно, не исключено, что безблокировочный режим продлится меньше двух месяцев.

Автоматическая разблокировка ранее заблокированных НН/РК. Законом предусмотрены специальные «переходные» нормы для НН/РК, заблокированных до наступления антиблокировочного режима (п. 571 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Все будет зависеть от того, когда были заблокированы НН/РК.

1. Если НН/РК были заблокированы в декабре 2017 года (с 01.12.2017 г. по дату вступления в силу антиблокировочных норм Закона № 2245, т. е. по 30.12.2017 г. включительно).

Обратите внимание: неважно, когда она была составлена, главное — чтобы ее регистрацию заблокировали в декабре 2017 года.

Такие НН/РК будут разблокироваться в старом порядке — т. е. в том, который действовал в 2017 году. Плательщику нужно будет подать на рассмотрение комиссии ГФСУ «разблокировочные» документы. Но есть «изюминка»!

Если по таким НН/РК налоговики не успеют в течение 5 рабочих дней со дня подачи пояснений и копий документов принять и/или направить решение о регистрации или отказе, регистрация таких НН/РК будет проведена по молчаливому согласию на следующий рабочий день за днем окончания этого срока (п. 571 подразд. 2 разд. XX НКУ).

2. Если НН/РК заблокированы до 01.12.2017 г. Такие НН/РК должны зарегистрировать автоматически 02.01.2018 г. (при наличии реглимита, разумеется), кроме тех:

1) по которым по состоянию на 01.12.2017 г. не были поданы пояснения и документы для разблокировки;

2) в регистрации которых отказано и по состоянию на 01.12.2017 г. по ним не начали процедуру обжалования (судебную или административную).

То есть «автомат» коснется тех заблокированных НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. были поданы разблокировочные документы и:

1) не пришел отказ в их регистрации (нужно понимать, что это тот случай, когда налоговики вообще не прислали никакого решения, т. е. НН/РК по-прежнему находятся на рассмотрении комиссии);

2) пришел отказ в регистрации, но по состоянию на 01.12.2017 г. плательщик начал обжалование такого решения.

Здесь возникает вопрос: что считать началом процедуры обжалования?

Считаем, что началом процедуры обжалования будет дата подачи жалобы (иска) при условии, если орган принимает дело к рассмотрению. А значит, если вы успели подать жалобу (иск) до 01.12.2017 г. и орган принял дело к рассмотрению (неважно, до или после этой даты), то считается, что вы начали процедуру обжалования до 01.12.2017 г.

Здесь, конечно, есть свои вопросы: как, к примеру, быть, если плательщик начал процедуру обжалования до 01.12.2017 г., но получил отрицательное решение по жалобе? На наш взгляд, рассчитывать на автоматическую регистрацию 02.01.2018 г. в этом случае можно, если плательщик продолжает процедуру обжалования (т. е. НН/РК по прежнему находятся в статусе обжалования).

Если же процедура обжалования начата уже после 01.12.2017 г., то НН/РК, судя по всему, зарегистрируют, если будет принято положительное решение по жалобе.

А что же с НН/РК, которые были заблокированы до 01.12.2017 г., но по которым по состоянию на 01.12.2017 г. не успели подать «разблокировочные» документы? Сюда, к примеру, могли попасть и те НН/РК, которые были поданы на регистрацию в последних числах ноября 2017 года и по которым физически невозможно было подать документы для разблокировки до 01.12.2017 г. С такими НН/РК ситуация пока непонятная (они вообще не урегулированы переходными положениями). Однозначно ясно, что никакой автоматической регистрации 02.01.2018 г. для них не будет.

Стоп «железному праву» на налоговый кредит. На весь период безблокировочного режима законодатель решил «симметрично» приостановить и норму о «железном праве» на налоговый кредит, которая предусмотрена абз. 3 п. 201.10 НКУ (п. 571 подразд 2 разд. XX НКУ).

На первый взгляд кажется, что это не столь существенный момент (ведь знаем, как на практике налоговики относились к этой норме). Но! Следует учесть, что в НКУ не остается никакой «защитной» нормы для НН/РК, содержащих ошибки в обязательных реквизитах («либеральной» нормы о незначительных недостатках уже нет). Поэтому будьте внимательными с НН/РК, зарегистрированными в период временного безблокировочного режима. Если в них будет допущена ошибка в обязательном реквизите, то налоговики могут придраться к таким НН/РК.

Регистрация «уменьшающего» РК. Предельный срок регистрации «уменьшающего» РК, выписанного на плательщика НДС, теперь (с 01.01.2018 г.) составляет 15 календарных дней с даты его получения покупателем (абз. 17 п. 201.10 НКУ). То есть отсчет ведется с даты получения РК, а не с даты его составления.

Это хорошая новость! Ведь иногда складывалась ситуация, когда покупатель физически не мог зарегистрировать РК вовремя, поскольку получил его от продавца уже после истечения предельных сроков регистрации РК.

Понятное дело, что новый срок регистрации действует в отношении РК, составленных начиная с 01.01.2018 г. Вопрос в отношении РК, составленных до этой даты (c 16 по 31 декабря 2017 года). Считаем, что и по ним действует новый срок.

Но последнее слово, опять же, будет за налоговиками.

Для «увеличивающих» РК срок регистрации остался прежним!

«Компенсирующие» налоговые обязательства (п. 198.5 НКУ). В п. 198.5 НКУ наконец-то прописали, что «компенсирующие» налоговые обязательства начисляются только по приобретениям с НДС. А вот если товар/услугу/необоротный актив купили без НДС, то никакие «компенсирующие» налоговые обязательства не начисляются.

Хотя ничего нового в этом и нет. Ведь налоговики и раньше придерживались этой позиции (см., в частности, письма ГФСУ от 19.06.2017 г. № 708/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 12.01.2017 г. № 599/7/99-99-15-03-02-17 и от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17).

Теперь это просто закрепили непосредственно в НКУ.

Ставка 7 % по медизделиям. Теперь (с 01.01.2018 г.) ставка НДС 7 % применяется ко всем медизделиям, которые «внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или отвечают требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и/или введения в эксплуатацию и применения в Украине». Раньше, напомним, применение ставки НДС 7 % в части медицинских изделий ограничивалось Перечнем, утвержденным постановлением КМУ от 03.09.2014 г. № 410 (ср. ).

А вот использовать ставку НДС 7 % для поставок на таможенной территории Украины и импорта лекарств, медизделий и/или медоборудования, разрешенных для применения в рамках клинических испытаний, уже нельзя.

СЭА НДС. Есть небольшое уточнение в отношении того, каким именно образом можно пополнять электронный НДС-счет в СЭА. Теперь из п. 2001.4 НКУ следует, что пополнять его можно и с чужого текущего счета, а не только с собственного (слово «собственного» исключено).

«Книжная» льгота для детских изданий. «Книжная» льгота теперь распространяется и на детские книжные издания отечественного производства. Имеются в виду издания до 48 страниц. Теперь изготовление (печать на бумаге или запись на электронном носителе) и распространение этих изданий будет освобождаться от обложения НДС.

Напомним, что изготовление и распространение издания свыше 48 страниц (т. е. книг) и раньше освобождалось от обложения НДС.

НДС-льгота для программной продукции. Уточнили льготу по НДС для поставки программной продукции (п. 261 подразд. 2 разд. XX НКУ). Под льготу подпадают и операции с программной продукцией, плата за которые не считается роялти. При этом «расширили» и само определение программной продукции. В частности, уточнили, что к ней относятся также:

— экземпляры, копии компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и/или электронной форме, в том числе в форме кода(ов) и/или ссылок для загрузки компьютерной программы и/или их частей в форме кода(ов) для активации компьютерной программы или в другой форме;

— любые изменения, обновления, приложения, добавления и/или расширения функционала компьютерных программ, права на получения таких обновлений, изменений, приложений, дополнений в течение определенного периода времени.

Собственного говоря, налоговики и раньше не возражали против того, что все вышесказанное подпадает под НДС-льготу.

См., в частности, Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом Миндоходов от 07.10.2013 г. № 536.

Так, налоговики признавали, что поставки экземпляров программной продукции (в том числе для конечного использования) подпадают под ИТ-льготу. Да и платежи за техподдержку, если услуги предусматривали какие-либо изменения в самом программном обеспечении (обновление, усовершенствование, модернизацию, исправление ошибок в программном продукте), тоже признавались фискалами льготируемыми.

Так что фактически ничего не поменяется.

Рассрочка ввозного НДС при импорте оборудования. Вводится возможность получения беспроцентной рассрочки (без начисления штрафов и пени) при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта оборудования по кодам УКТ ВЭД, названным в п. 65 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Рассрочка возможна, если оборудование ввозится для собственных нужд (а не для перепродажи). Рассрочку можно будет получить сроком не более чем на 24 месяца. Для этого нужно будет подать заявление контролирующему органу.

Возможность рассрочки будет действовать до 01.01.2020 г. (п. 61 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Рассрочка не предоставляется, если оборудование произведено страной-агрессором или ввозится с территории страны-агрессора или оккупированных территорий Украины.

Сельское хозяйство. Льготы. Изначально проект № 6776-д предусматривал освободить с 1 марта 2018 года от обложения НДС экспорт технических культур товарных позиций 1201, 1205 и 1206 00 согласно УКТ ВЭД. А это означало лишение права на бюджетное возмещение и необходимость начисления «компенсирующих» налоговых обязательств по покупкам, предназначенным для использования в таких операциях. Но затем эту норму пересмотрели. В конечном итоге от обложения НДС освободили экспорт (п. 63 подразд. 2 разд. XX НКУ):

— с 1 сентября 2018 года по 31 декабря 2021 года — соевых бобов (товарная позиция 1201 согласно УКТ ВЭД);

— с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года — рапса (товарная позиция 1205 согласно УКТ ВЭД).

Бюджетная дотация. Сумма дотации будет рассчитываться исходя из размера НДС, указанного в НН, составленных (и зарегистрированных) на поставку дотационной продукции (с кодом 2 в НН). То есть ее объем будет зависеть не от суммы уплаченного НДС, а от стоимости поставленной продукции. КМУ должен утвердить новый порядок выплаты дотаций.

Кроме того, внесли изменения в Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Так, лишаются права на получение бюджетной дотации сельхозпроизводители продукции мяса кур домашних и яиц кур домашних.

Также напомним, что с 1 января 2018 года сумма всех видов господдержки не может превышать 150 млн грн. на одного сельхозтоваропроизводителя в год — с учетом связанных с ним лиц.

Электроавтомобили. Освободили от обложения НДС и акцизом операции по ввозу на таможенную территорию Украины и по поставке на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных электродвигателями (одним или несколькими), которые указаны в товарной подкатегории 8703901010 УКТ ВЭД (в том числе произведенных в Украине).

Льгота будет действовать до 31 декабря 2018 года.

Посылки. Изменения касаются обычных физлиц. В 2018 году все остается по-старому, и любая посылка с общей стоимостью товаров до 150 евро пошлиной и НДС не облагается**. А вот с 2019 года без уплаты пошлины и НДС можно будет ввозить всего три посылки в месяц (стоимостью не более 150 евро). То есть начиная с четвертой посылки, товары будут облагаться пошлиной и НДС (п.п. 196.1.17 НКУ).

** Не касается подакцизных товаров (ввоз которых разрешен) — их пересылка должна облагаться и пошлиной, и остальными налогами (ч. 3 ст. 234 ТКУ).

«Челночники». До 2018 года без уплаты налогов можно было ввозить товары в багаже стоимостью в аэропортах до 1000 евро, а через наземную границу — до 500 евро и весом до 50 кг раз в сутки, в том числе и не находясь за границей более 24 часов.

Новая норма: в аэропортах — до 1000 евро (как и было), а вот в ручном или сопровождаемом багаже физлицу, пребывающему за границей минимум 24 часа, можно ввозить товары суммой до 500 евро и весом до 50 кг не чаще одного раза в течение 72 часов. В случае пребывания за границей меньше 24 часов или нарушения временного интервала в 72 часа лимит беспошлинного ввоза товаров автоматически снижается до 50 евро.

АТО/Крым. В прошлом году в НКУ появилась норма (п. 38.10 подразд. 10 разд. XX НКУ) о том, что необоротные активы, которые приобретены (построены, сооружены, созданы) до 14.04.2014 г. и по состоянию на 01.01.2017 г. находятся на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, для целей обложения НДС не считаются:

— используемыми или предназначенными для использования в нехоздеятельности;

— непроизводственными.

Теперь эту норму подкорректировали. Во-первых, указали, что норма распространяется и на те необоротные активы, которые находятся на территории свободной экономической зоны Крым.

А во-вторых, распространили этот принцип и на товары, которые были приобретены, изготовлены до 14.04.2014 г. и по состоянию на 01.01.2017 г. находятся на временно оккупированной территории.

Положения п.п. «в» и «г» п. 198.5 НКУ, требующие начисления «компенсирующих» налоговых обязательств, к ним не применяются.

Льготы для космической деятельности. Освобождение от обложения НДС космической деятельности (п. 3 подразд. 2 разд. XX НКУ) касается всех субъектов космической деятельности, которые подпадают под действие Закона Украины «О космической деятельности».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше