Темы статей
Выбрать темы

Кассовые операции у предпринимателя: есть ли новости?

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Недавно* мы подробно разобрались с новым Положением о ведении кассовых операций, но фокусировались преимущественно на юрлицах. А что же предприниматели? По ним традиционно есть свои «заморочки». Стало быть, сегодня на повестке дня: касса у предпринимателя и кассовые новинки. Не пропустите!

* В статье «Положение о кассовых операциях: «революция» продолжается» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 24).

Штраф за неоприходование наличных — один из самых больших. Он взимается в 5-кратном размере от неоприходованных сумм img 1 (ст. 1 Указа № 436**). Поэтому очень важно знать, как правильно оприходовать наличную выручку.

** Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Согласно последним изменениям:

«Оприходованием наличности в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с оформлением их товарными чеками (квитанциями) и ведением книги учета доходов и расходов (или книги учета доходов), является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета доходов и расходов (или книге учета доходов) на основании товарных чеков (квитанций).

Оприходованием наличности… в кассах физических лиц — предпринимателей, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО без ведения кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений на основании данных расчетных документов путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО» (п. 11 Положения № 148***).

*** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Что изменилось?

Для тех, у кого нет ни РРО, ни книги учета расчетных операций (КУРО) с расчетной книжкой (РК), считаем, ничего не изменилось. Как и раньше, они приходуют наличную выручку в конце дня, делая запись о ней в Книге учета доходов (и расходов). Также см. следующий подраздел статьи.

Достаточно сделать запись о доходах по итогам дня — каждую продажу отражать не нужно!

А вот для тех, кто использует РРО или КУРО с РК, появились нюансы.

Во-первых, все вернулось, грубо говоря, «на круги своя». КУРО «восстановила» утраченные с 05.01.2018 г. позиции****. А значит, и «шутки» с КУРО и Z-отчетами снова плохи — могут быть чреваты 5-кратным штрафом за неоприходование.

**** Об утрате этих позиций вы могли прочесть в статье «Кассовые операции у предпринимателя: что нового?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 4).

Во-вторых, детализирован процесс оприходования теми, кто использует РРО или КУРО с РК — «путем формирования и печати фискальных отчетных чеков и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО / занесения данных расчетных квитанций в КУРО».

Напомним, что фискальный отчетный чек — это Z-отчет.

Что созвучно с новым определением оприходования наличности из п.п. 18 п. 2 Положения № 148: «проведение субъектами хозяйствования учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге / книге учета доходов и расходов / книге учета доходов / фискальном отчетном чеке / расчетной квитанции».

В-третьих, с «восстановлением в правах» оприходования через подклейку Z-отчета в КУРО снова актуализировались вопросы с так называемым «неполным» и «несвоевременным» оприходованием (наказуемым наравне с неоприходованием).

Напомним, что раньше, по мнению налоговиков, наличка считалась:

неполностью оприходованной, если была проведена через РРО и в день ее поступления отражена в кассовой книге (для ФЛП это будет Книга учета доходов (и расходов)), но не проведена в КУРО.

С налоговиками в этом плане спорить было бесполезно, в том числе в суде.

Нет сомнений, что подобный подход будет работать и сейчас. То есть сама по себе запись в Книге учета доходов (и расходов) без необходимых манипуляций с Z-отчетом от штрафа не спасет;

оприходованной несвоевременно, если средства проведены через РРО и отражены в КУРО, но в день их получения не проведены по кассовой книге (для ФЛП это будет Книга учета доходов (и расходов)). В принципе, эта позиция была всегда обсуждаемой (мы с ней не согласны). Тем более в отношении ФЛП. Остается обсуждаемой и сейчас (с той лишь разницей, что несколько иначе выглядят требования к оприходованию через Z-отчет). Но уповать на то, что налоговики пересмотрят свои взгляды, настоятельно не советуем.

Выдавать ли товарные чеки каждому покупателю?

Тех предпринимателей, которые не применяют РРО, тревожит следующий вопрос. С одной стороны, им вроде бы достаточно записать информацию о поступившей наличке в Книгу учета доходов (и расходов) — и она будет оприходована. Но, с другой стороны, в п. 11 Положения № 148 есть фраза о том, что оприходованием является запись в Книге учета доходов (и расходов) «на основании товарных чеков (квитанций)».

Неужели теперь нужно оформлять эти самые чеки (квитанции) на каждую продажу, иначе налоговики «прилепят» штраф за неоприходование?

Считаем, что можно этого не делать.

Что говорит раздел III «Порядок оформления кассовых операций» Положения № 148:

«23. Кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением электронных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) наличности…

24. Расчетные операции, которые проводятся в соответствии с Законом о применении регистраторов, оформляются согласно требованиям этого Закона».

То есть, с одной стороны, да, нужен какой-то документ для оформления кассовой операции по «заходу» наличности. С другой стороны, есть четкая отсылка к требованиям Закона о РРО. При этом п. 15 ст. 3 Закона о РРО вменяет в обязанности освобожденным от применения РРО/КУРО с РК предпринимателям «предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины «О защите прав потребителей».

Поэтому, считаем, есть формальные основания, как и раньше, не выписывать товарные чеки (квитанции) на каждую продажу.

При этом для подстраховки можно посоветовать в конце дня на сумму полученной наличности, на которую не выдавались покупателям расчетные документы по их требованию, оформлять документ под названием «квитанция» с реквизитами первичного документа.

Ведь Положение № 148 не детализирует, о какой квитанции идет речь.

Обязательно ли сдавать наличку в банк?

В п. 29 Положения № 148 есть интересная фраза о том, что документом, подтверждающим оприходование наличных, кроме всего прочего, является документ о сдаче наличных в банк. Действительно, юрлица обязаны сдавать сверхлимитную наличку в банк. Но как это понимать предпринимателям, у которых лимита налички отродясь не было и которые вообще могут работать без счета в банке?

На самом деле, в том же Положении № 148 есть п. 14, согласно которому предпринимателям не устанавливаются лимит наличных и сроки сдачи наличного дохода. Следовательно, по логике вещей, документ о сдаче налички в банк предпринимателям не нужен. Ну а его отсутствие вовсе не говорит о неоприходовании нала img 2.

Нужен ли порядок оприходования наличных?

Порядок оприходования наличных обязателен только для юрлиц (п. 12 Положения № 148). Поэтому предпринимателям такой документ составлять не нужно.

Более того, даже для юрлиц отсутствие собственного порядка оприходования налички не влечет никаких штрафных последствий img 3.

Обязательно ли использовать новые формы зарплатных ведомостей?

Что касается приходных и расходных кассовых ордеров, зарплатных ведомостей и других кассовых документов, то они никогда не были обязательными для предпринимателей (и сейчас тоже). Ведь предприниматели не ведут бухучет.

Тем не менее на них ориентировались, если нужно было оформить какую-либо операцию документально. Поэтому с 01.07.2018 г., если предприниматель выплачивает зарплату по ведомости, лучше использовать новую форму ведомости, утвержденную приложением 1 к Положению № 148 (п. 11 постановления № 48).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше