Темы статей
Выбрать темы

Жалоба на реглимит (∑Накл): на что обратить внимание при составлении/подаче?

Смердов Виталий, партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko
После автоматической разблокировки налоговых накладных каждый второй бухгалтер столкнулся с тем, что под нее попали и ошибочные налоговые накладные, которые не нужно было разблокировать (в частности, составленные по второму событию). Чтобы исправить ситуацию, многие поспешили составить «уменьшающий» расчет корректировки, что, увы, привело к появлению ∑Перевищ и занижению регистрационной суммы. Как быть в этой ситуации?

Возможным выходом из ситуации является включение и ошибочной налоговой накладной, и расчета корректировки к ней в декларацию по НДС — в частности, путем подачи уточняющих расчетов к соответствующим периодам. Но данный подход, по понятным причинам, не является совершенным:

— включение в декларацию ошибочных налоговых накладных и расчетов корректировок к ним противоречит НКУ, так как согласно его п. 44.1 показатели налоговой отчетности должны подтверждаться первичными и прочими документами, предусмотренными законодательством. При этом ошибочная налоговая накладная и расчет корректировки к ней не могут считаться первичными документами и, кроме того, не подтверждены ими;

— такой подход противоречит разъяснениям ГФСУ, в которых она неоднократно призывала не отражать такие налоговые накладные / расчеты корректировок к ним в налоговой отчетности;

Но, заметим, встречались редкие разъяснения противоположного характера.

— для тех, кому указанных доводов будет недостаточно, — отражение «ошибочной» налоговой накладной через уточняющий расчет может привести к безосновательному образованию недоплаты по НДС и необходимости уплаты «самоштрафа» в размере 3 % от суммы такой недоплаты.

Какие есть альтернативы подаче уточняющего расчета для выравнивания регистрационного лимита? На практике с этой целью также направляют в ГФС жалобы с объяснением причин занижения регистрационного лимита и требованием пересчитать его. При этом, как оказалось, далеко не все знают, как такую жалобу составить, куда передать и, главное, чего и в какие сроки ожидать.

Начнем с того, что в рассматриваемой ситуации НКУ вообще не предусматривает возможности корректировки регистрационной суммы на основании жалоб от плательщиков. Но фактически обосновать такую жалобу можно законами Украины «Об обращениях граждан» (несмотря на то, что он предназначен для физических лиц, на него при подаче жалоб часто ссылаются и юридические лица) и/или «О доступе к публичной информации».

Какой-либо утвержденной формы жалобы на регистрационный лимит, как вы уже поняли, нет. Поэтому стоит ориентироваться лишь на обязательные реквизиты жалоб/обращений из упомянутых законов.

В первую очередь вам нужно назвать свою компанию: ее наименование, ЕГРПОУ, местонахождение согласно ЕГР, индивидуальный налоговый номер (при подготовке жалобы можете использовать бланк компании). Ее должен подписать ваш руководитель с проставлением даты такого подписания.

Не забудьте указать в верхней части дату и номер жалобы (номер присваиваете самостоятельно). По этим данным вы, в частности, сможете идентифицировать ее в будущем, если потребуется узнать у чиновников судьбу ее рассмотрения.

Второй вопрос: куда ее подавать? Как минимум, двум получателям — в ваше областное ГУ ГФС (ГУ ГФС в г. Киеве, Офис крупных плательщиков) и ГФСУ. Если в прошлом ГУ ГФС могли отказывать плательщикам на подобные обращения, ссылаясь на то, что регистрацией налоговых накладных заведует ГФСУ, то сегодня им это делать запретили, что подтверждается письмом ГФСУ от 11.01.2018 г. № 968/7/99-99-12-03-01-17 (ср. ). Более того, ГФСУ в этом же письме поручила ГУ ГФС разбираться в каждом конкретном случае с причиной возникновения ∑Перевищ и, в случае установления технических ошибок, обращаться в ГФСУ с запросом об их исправлении. Таким образом, для исправления ошибки в регистрационной сумме плательщик должен взаимодействовать с областным ГУ ГФС (ГУ ГФС в г. Киеве, Офисом крупных плательщиков), который, в свою очередь, будет взаимодействовать с ГФСУ. Но для подстраховки плательщику стоит направить жалобу в обе инстанции.

Рекомендуем указать получателем жалобы также и Минфин — как орган, которому налоговые органы в определенной степени должны подчиняться. Что касается Офиса бизнес-омбудсмена, то мы советуем его также указывать — на практике это часто помогает (если вопрос попадает в юрисдикцию данной организации).

Таким образом, жалобу желательно направить сразу четырем получателям — т. е. не только в ГУ ГФС и ГФСУ, но также в Минфмин и Офис бизнес-омбудсмена.

Следующее — собственно, содержание жалобы. Каких-то обязательных требований нет. Нужно дать лишь короткое описание причины, по которой возник ∑Перевищ, в частности:

— с указанием реквизитов ошибочной налоговой накладной, даты, когда ее пытались зарегистрировать изначально, реквизитов квитанции об отказе в регистрации;

— с пояснением причин, по которым вы составили и зарегистрировали расчет корректировки к ошибочной налоговой накладной (конечно, если вы его составляли). Здесь можете сослаться на то, что действовали на основании позиции ГФСУ, в частности из письма от 03.10.2017 г. № 2095/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, где налоговые органы разрешали составлять и регистрировать расчеты корректировки для исправлений ошибок в Едином реестре налоговых накладных;

— с пояснением причин, по которым вы не включили такую налоговую накладную и расчет корректировки к ней в декларацию. В качестве таких причин можно указать, что вы действовали с учетом требований п. 44.1 НКУ и выводов ГФСУ, в частности, из письма от 08.11.2017 г. № 2557/6/99-95-42-03-15/ІПК;

Документы, на которые вы ссылаетесь в жалобе, обязательно приложите и перечислите их в заключительной части жалобы.

— с приведением четких и конкретных требований к каждому из получателей жалобы. К ГУ ГФС — рассмотреть жалобу и организовать пересмотр регистрационного лимита плательщика на конкретную сумму, к ГФСУ — проконтролировать действия ГУ ГФС и пересмотреть регистрационный лимит на основании выводов ГУ ГФС, к Минфину — проконтролировать ГУ ГФС и ГФСУ, к Офису бизнес-омбудсмена — просьба обеспечить содействие в восстановлении нарушенных прав плательщика.

Обращаем внимание на необходимость соблюдения краткости — общий объем жалобы не должен превышать 2-3 страниц.

Как показывает практика, объемные жалобы/обращения чиновники часто не читают.

Жалобу стоит направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Далее ждать. По Закону Украины «Об обращениях граждан» срок рассмотрения составляет не более одного месяца. Рекомендуем ориентироваться на этот срок, но по факту предсказать его довольно сложно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше