Темы статей
Выбрать темы

Есть такая профессия… водить автобус

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Предприятие принимает на работу работника на должность водителя автобуса. Как правильно записать название профессии в трудовую книжку работника? Можно ли сохранить квалификацию II класса, которая была присвоена водителю по предыдущему месту работы, и выплачивать ему надбавку к тарифной ставке в размере 10 %?

Название профессии. Правильно определить профессиональное название работы (должности) водителя автобуса нам помогут Классификатор профессий ДК 003:2010 и Справочник № 136*. Так, Классификатором профессий предусмотрена должность «водій автотранспортних засобів» (код 8322), тогда как должности «водій автобуса» в Классификаторе нет.

* Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса от 14.02.2006 г. № 136.

Здесь нужно учесть такой момент. Количество мест для пассажиров в автобусах бывает разное. От этого напрямую зависит категория транспортного средства: D1 или D. Поэтому, считаем, правильно будет уточнить название профессии так: «водій автотранспортних засобів категорії D1» или «водій автотранспортних засобів категорії D»**.

** См. также статью «Классификатор профессий: как им пользоваться» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 39).

Также отметим, что Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 говорило о возможном включении в название профессии и класса водителя (о котором речь пойдет дальше).

Классность. Класс определяет уровень квалификации водителя и является критерием оценки его профессионального мастерства. Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых актах четко не прописан. А значит, работодатель может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя). Например, это может быть Положение о присвоении классности водителям (далее — Положение).

Обратите внимание! Присваивает и повышает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования комиссии и ее полномочия обязательно закрепите в Положении.

Также при разработке Положения учитывайте квалификационные характеристики должности водителя автотранспортных средств, приведенные в п. 4 разд. II Справочника № 136 (ср. ). В частности, примечанием к этому пункту установлено, что для присвоения:

II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, ВЕ, С, СЕ или DЕ (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса у данного субъекта хозяйствования не менее 3 лет;

I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий В, ВЕ, С, СЕ, D, DЕ, а также непрерывный стаж работы водителем II класса у данного субъекта хозяйствования не менее 2 лет.

Отсюда следует, что при приеме на работу водителю автотранспортных средств устанавливают квалификацию III класса. Далее в процессе работы на данном предприятии ему может быть присвоена квалификация II и I класса.

Заметьте! В непрерывный стаж, который учитывается при присвоении классности водителю, включается работа водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

В то же время достаточно часто при приеме на работу водители уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые водители имеют классность. В связи с этим возникает вопрос: если водителю был установлен II или I класс по предыдущему месту работы, действителен ли он при приеме на работу к новому работодателю?

Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 указало, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено сохранение классности водителям, присвоенной на прежнем месте работы.

Принятие решения по этому вопросу относится исключительно к компетенции нового работодателя.

Так, работодатель, учитывая соблюдение требований для присвоения II или I класса (наличие в водительском удостоверении отметок на право управления соответствующими категориями транспортных средств и необходимый стаж работы), может принять решение о сохранении (подтверждении) классности водителю, присвоенной на предыдущем месте работы. Происходит это следующим образом.

Водитель пишет заявление о сохранении (подтверждении) класса, присвоенного на предыдущем месте работы. По окончании испытательного срока, в течение которого проверяются знания и навыки водителя, комиссия оценивает водителя на соответствие этой квалификации. По рекомендациям комиссии руководитель предприятия принимает окончательное решение о сохранении (подтверждении) класса и издает соответствующий приказ. Процедуру сохранения (подтверждения) классности водителей имеет смысл прописать в Положении.

В то же время руководитель вправе принять решение не сохранять (не подтверждать) классность водителю, присвоенную на прежнем месте работы.

Это не будет нарушением законодательства.

Надбавки за классность. Приятным бонусом к повышению классности являются надбавки к зарплате. Размер таких надбавок хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно исходя из своих финансовых возможностей, но с соблюдением минимальных гарантий. Генсоглашением на 2016 — 2017 годы определены такие минимальные размеры надбавок за классность водителям: I класса25 % тарифной ставки за отработанное водителем время; II класса10 % тарифной ставки за отработанное водителем время.

Такие же размеры надбавок предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.

Но каждый ли работодатель обязан выполнять нормы Генсоглашения?

Если представители сторон (через уполномоченных лиц), которые представляют интересы работодателя, принимали участие в подписании Генсоглашения (или впоследствии присоединились к этому Генсоглашению), то его нормы являются обязательными для такого работодателя. Если же работодатель при заключении Генсоглашения не был представлен уполномоченными представителями ни со стороны собственника, ни со стороны профсоюза, то он не обязан, но при желании может учитывать положения Генсоглашения при заключении коллективного договора***.

*** Подробности найдете в статье «Генеральное соглашение: для кого писано» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 46).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше